Рабочая программа по музыке 5 кл
рабочая программа по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
- Программы Музыка 5–7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей направлено на достижение цели - приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов и народов, населяющих регион, воспитание и развитие высоконравственной творческой личности
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Музыка» способствует реализации следующих задач:
- воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
- формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- восприятие музыкального языка своего народа, голоса родного мира, музыкального языка других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
- знакомство с символикой Республики Адыгея;
- развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея
.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 5 класс
По окончании курса изучения предмета учащийся 5 класса научится:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки;
- определять характерные черты музыкального творчества народов Адыгеи.
Получит возможность научиться:
- научиться творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- расширить представления о творчестве композиторов Адыгеи;
- познакомиться с творчеством мастеров прикладного искусства Республики Адыгея;
- развить музыкальное, образно-ассоциативное мышление через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея;
- развивать историческую память на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины (Адыгский героический эпос);
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс (34 часа )
Тема I раздела: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных,
литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». «Что за прелесть эти сказки» (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России, их ярко выраженная национальная самобытность.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи. (1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и Республики Адыгея, их ярко выраженная национальная самобытность.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» . «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея. (1ч)
Родная природа в лирике адыгейских поэтов. Образы природы в картинах художников Адыгеи. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве композиторов Адыгеи. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Урок 16. РНиЭО. Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея.. (1ч)
Знакомство с творчеством мастеров прикладного искусства Республики Адыгея.
Музыкальный фольклор адыгов в творчестве композиторов Республики Адыгея – общие закономерности развития музыки: сходство, контраст (сплетение двух жанров: фольклорный и академический)
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. РНиЭО Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея (1ч)
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов Адыгеи.
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея . Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника.
Урок 23. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием
Урок 31. РНиЭО Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников (1ч)
Богатство музыкальных образов – драматические, героические
Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 33. Мир композитора.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 34. С веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.
Тематическое планирование
№ уро-ка | Тема | Кол-во часов |
Тема I раздела: Музыка и литература - 16 ч. | ||
1 | Что роднит музыку с литературой? | 1 |
2-4 | Вокальная музыка | 3 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
6 | РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи | 1 |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 |
8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества | 1 |
9-10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе...». | 2 |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». | 1 |
12 | РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея | 1 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика | 1 |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 |
16 | РНиЭО Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея | 1 |
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство - 18 ч. | ||
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 |
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» | 1 |
19-20 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» | 2 |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 |
22 | РНиЭО Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея | 1 |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» | 1 |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
25 | Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира» | 1 |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
27 | Застывшая музыка | 1 |
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
29 | Музыка на мольберте | 1 |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. «О доблестях, о подвигах, о славе...» | 1 |
31 | РНиЭО Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников | 1 |
32 | «В каждой мимолётности вижу я миры...» | 1 |
33 | Итоговый тест | 1 |
34 | С веком наравне. | 1 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. Музыка 5 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Что роднит музыку с литературой. Инструктаж по технике безопасности | Стр. 6-9 | 07.09 | |
2 | Россия, Россия, нет слова красивей… | Стр. 10-11 | 14.09 | |
3 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Стр. 12-15 | 21.09 | |
4 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Стр. 16-17 | 28.09 | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | Стр. 18-21 | 05.10 | |
6 | РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи | Конспект в тетради | 12.10 | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Стр. 22-27 | 19.10 | |
8 | Живительный родник творчества | Стр. 28-29 | 26.10 | |
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» | Стр. 30-32 | 02.11 | |
10 | «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Стр. 34-35 | 16.11 | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Стр. 36-47 | 23.11 | |
12 | РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея | Конспект в тетради | 30.11 | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика | Стр. 48-57 | 07.12 | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Стр. 58-63 | 14.12 | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Стр. 64-71 | 21.12 | |
16 | РНиЭО Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея | Конспект в тетради | 28.12 | |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Стр. 76-79 | 11.01 | |
18 | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Стр. 80- 89 | 18.01 | |
19 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». | Стр. 90-93 | 25.01 | |
20 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». | Стр. 94-97 | 01.02 | |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Стр. 98-107 | 08.02 | |
22 | РН и ЭО. Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея | Конспект в тетради | 15.02 | |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Стр. 112-117 | 22.02 | |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Стр. 108-111 | 01.03 | |
25 | Волшебная палочка дирижера. | Стр. 118-121 | 15.03 | |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве | Стр. 122-125 | 22.03 | |
27 | Застывшая музыка | Стр. 126-131 | 05.04 | |
28 | Полифония в музыке и живописи | Стр. 132-133 | 12.04 | |
29 | Музыка на мольберте | Стр. 134-139 | 19.04 | |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести, о славе... | Стр. 140-147 | 26.04 | |
31 | РН и ЭО. Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников | Конспект в тетради | 03.05 | |
32 | В каждой мимолетности вижу я миры... | Стр. 148-151 | 10.05 | |
33 | Итоговый тест | Стр. 152-155 | 17.05 | |
34 | С веком наравне | 24.05 |
Приложение 2
Оценочные
материалы
по музыке
5 класс
Итоговый тест по музыке
5 класс
Тест по музыке предназначен для учащихся 5 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Итоговый тест состоит из 20 вопросов, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».
Задания могут использоваться как раздаточный материал к определенному уроку, либо в качестве контрольного теста по результатам обучения за текущую четверть, полугодие или год.
Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.
Итоговый тест по музыке
5 класс
Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет
«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам
Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»
«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора
«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения
Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский
Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах
Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада
Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр
Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
«Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа
На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой
Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»
Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка
Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой
«Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения
Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»
Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»
Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де
Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев
Ответы на итоговый тест
5 класс
1 .С
2.В
3.В
4.В
5.С
6.В
7.В
8.С
9.А
10.В
11.А
12.А
13.С
14.В
15.D
16.А
17.С
18.D
19.D
20.А
Критерии оценок по контролю теста
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...