Рабочая программа по музыке 7 кл
рабочая программа по музыке (7 класс)
Рабочая программа по музыке 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_5_kl_2018.docx | 344.88 КБ |
muzyka_7_kl_2018.docx | 351.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
- Программы Музыка 5–7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей направлено на достижение цели - приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов и народов, населяющих регион, воспитание и развитие высоконравственной творческой личности
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Музыка» способствует реализации следующих задач:
- воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
- формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- восприятие музыкального языка своего народа, голоса родного мира, музыкального языка других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
- знакомство с символикой Республики Адыгея;
- развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея
.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 5 класс
По окончании курса изучения предмета учащийся 5 класса научится:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки;
- определять характерные черты музыкального творчества народов Адыгеи.
Получит возможность научиться:
- научиться творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- расширить представления о творчестве композиторов Адыгеи;
- познакомиться с творчеством мастеров прикладного искусства Республики Адыгея;
- развить музыкальное, образно-ассоциативное мышление через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея;
- развивать историческую память на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины (Адыгский героический эпос);
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс (34 часа )
Тема I раздела: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных,
литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». «Что за прелесть эти сказки» (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России, их ярко выраженная национальная самобытность.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи. (1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и Республики Адыгея, их ярко выраженная национальная самобытность.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» . «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея. (1ч)
Родная природа в лирике адыгейских поэтов. Образы природы в картинах художников Адыгеи. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве композиторов Адыгеи. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Урок 16. РНиЭО. Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея.. (1ч)
Знакомство с творчеством мастеров прикладного искусства Республики Адыгея.
Музыкальный фольклор адыгов в творчестве композиторов Республики Адыгея – общие закономерности развития музыки: сходство, контраст (сплетение двух жанров: фольклорный и академический)
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. РНиЭО Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея (1ч)
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов Адыгеи.
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея . Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника.
Урок 23. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием
Урок 31. РНиЭО Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников (1ч)
Богатство музыкальных образов – драматические, героические
Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 33. Мир композитора.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 34. С веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.
Тематическое планирование
№ уро-ка | Тема | Кол-во часов |
Тема I раздела: Музыка и литература - 16 ч. | ||
1 | Что роднит музыку с литературой? | 1 |
2-4 | Вокальная музыка | 3 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
6 | РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи | 1 |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 |
8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества | 1 |
9-10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе...». | 2 |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». | 1 |
12 | РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея | 1 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика | 1 |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 |
16 | РНиЭО Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея | 1 |
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство - 18 ч. | ||
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 |
18 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» | 1 |
19-20 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» | 2 |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 |
22 | РНиЭО Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея | 1 |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» | 1 |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
25 | Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира» | 1 |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
27 | Застывшая музыка | 1 |
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
29 | Музыка на мольберте | 1 |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. «О доблестях, о подвигах, о славе...» | 1 |
31 | РНиЭО Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников | 1 |
32 | «В каждой мимолётности вижу я миры...» | 1 |
33 | Итоговый тест | 1 |
34 | С веком наравне. | 1 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. Музыка 5 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Что роднит музыку с литературой. Инструктаж по технике безопасности | Стр. 6-9 | 07.09 | |
2 | Россия, Россия, нет слова красивей… | Стр. 10-11 | 14.09 | |
3 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Стр. 12-15 | 21.09 | |
4 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Стр. 16-17 | 28.09 | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | Стр. 18-21 | 05.10 | |
6 | РНиЭО Особенности вокальной музыки композиторов Адыгеи | Конспект в тетради | 12.10 | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Стр. 22-27 | 19.10 | |
8 | Живительный родник творчества | Стр. 28-29 | 26.10 | |
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» | Стр. 30-32 | 02.11 | |
10 | «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Стр. 34-35 | 16.11 | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Стр. 36-47 | 23.11 | |
12 | РНиЭО Образы в музыкальных и литературных произведениях композиторов и поэтов Республики Адыгея | Конспект в тетради | 30.11 | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика | Стр. 48-57 | 07.12 | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Стр. 58-63 | 14.12 | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Стр. 64-71 | 21.12 | |
16 | РНиЭО Особенности камерно-инструментальной музыки композиторов Республики Адыгея | Конспект в тетради | 28.12 | |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Стр. 76-79 | 11.01 | |
18 | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Стр. 80- 89 | 18.01 | |
19 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». | Стр. 90-93 | 25.01 | |
20 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». | Стр. 94-97 | 01.02 | |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Стр. 98-107 | 08.02 | |
22 | РН и ЭО. Красота природы Адыгеи в творчестве композиторов, писателей, поэтов и художников Республики Адыгея | Конспект в тетради | 15.02 | |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Стр. 112-117 | 22.02 | |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Стр. 108-111 | 01.03 | |
25 | Волшебная палочка дирижера. | Стр. 118-121 | 15.03 | |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве | Стр. 122-125 | 22.03 | |
27 | Застывшая музыка | Стр. 126-131 | 05.04 | |
28 | Полифония в музыке и живописи | Стр. 132-133 | 12.04 | |
29 | Музыка на мольберте | Стр. 134-139 | 19.04 | |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести, о славе... | Стр. 140-147 | 26.04 | |
31 | РН и ЭО. Исторические, героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгских композиторов, писателей и художников | Конспект в тетради | 03.05 | |
32 | В каждой мимолетности вижу я миры... | Стр. 148-151 | 10.05 | |
33 | Итоговый тест | Стр. 152-155 | 17.05 | |
34 | С веком наравне | 24.05 |
Приложение 2
Оценочные
материалы
по музыке
5 класс
Итоговый тест по музыке
5 класс
Тест по музыке предназначен для учащихся 5 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Итоговый тест состоит из 20 вопросов, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».
Задания могут использоваться как раздаточный материал к определенному уроку, либо в качестве контрольного теста по результатам обучения за текущую четверть, полугодие или год.
Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.
Итоговый тест по музыке
5 класс
Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет
«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам
Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»
«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора
«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения
Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский
Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах
Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада
Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр
Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
«Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа
На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой
Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»
Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка
Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой
«Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения
Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»
Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»
Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де
Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев
Ответы на итоговый тест
5 класс
1 .С
2.В
3.В
4.В
5.С
6.В
7.В
8.С
9.А
10.В
11.А
12.А
13.С
14.В
15.D
16.А
17.С
18.D
19.D
20.А
Критерии оценок по контролю теста
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более – «2»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
- Программы Музыка 5–7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит предмет «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».
Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи:
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; -развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Если в 5-м классе обучающиеся изучали «Связь музыки с литературой и изобразительным искусством», в 6-м - «Образы вокальной и инструментальной, камерной и симфонической музыки», то в 7-м классе они знакомятся с особенностями драматургии сценической музыки: опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностями драматургии камерной и симфонической музыки.
Методологическим основанием программ предметной линии учебников Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской служат современные научные исследования, в которых отражаются идеи познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание чувства любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивающих осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе являются:
- принцип увлеченности;
- принцип «тождества и контраста», сходства и различия;
- принцип интонационности;
- принцип диалога культур.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в изучение предмета «Музыка» является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной и музыкальной жизни. Изучение музыкальной культуры народов Республики Адыгея в 7-м классе происходит по двум направлениям:
- изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Республики Адыгея, их традиций, систему их духовных ценностей;
- изучение творческого наследия композиторов Республики Адыгея.
Республика Адыгея - одна из многонациональных полиэтнических территорий, на которой проживают люди, говорящие на различных языках, исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных обычаев, традиций. Культура Республики Адыгея имеет вековые традиции. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого являются важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующего гражданскую позицию учащихся, патриотизм. Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль приобретает изучение музыкального наследия региона, что очень ярко отражено в тематическом планировании преподавательской деятельности.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в процесс обучения через различные предметные дисциплины поможет шире использовать музыкально- художественное наследие региона, что, несомненно, будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.
Для изучения регионального музыкального творчества учителю музыки необходим музыкальный фольклор, произведения композиторов Республики Адыгея, где учащиеся будут знакомиться с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях адыгских композиторов.
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в школьное образование в полиэтничном обществе имеет большое значение. Всестороннее изучение в образовательных учреждениях истории региона, культуры народов республики, традиций, эпоса, фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства пародов, дающих знания о своей родословной, и использование народной педагогики формируют у обучающихся чувство «малой Родины», культуру межнационального общения, духовное обновление семейного и школьного образования и воспитания.
Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же время в научной традиции нация толкуется как более широкое явление сравнительно с этносом. Поэтому национальная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет нам использовать выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Воплощаясь в произведениях национального искусства, она приобретает статус национальной художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных представлений нации/этноса. Их ядром служат образы-ценности традиционной этнокультуры.
Освоение региональных, национальных и этнокультурных особенностей при изучении музыки - это приобщение обучающихся к национальной картине мира на основе искусства, прежде всего музыки народов, населяющих регион. Роль музыкально-эстетического воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна. Искусство - это интегративный код этноса, и содержание предмета «Музыка» в школе подразумевает первоочередное внедрение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в учебный процесс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 7 класс
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
знать особенности музыкального языка нартского эпоса;
знать, выдающихся композиторов Адыгеи;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства народов, населяющих регион;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (34 ч)
Тема 1 раздела: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки » - 16 часов
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Урок 1. Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны».
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 . РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора »
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 . РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.
Урок16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция».
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21. РН и ЭО. Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 – 25. «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».-
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 30. РН и ЭО. Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. Итоговый тест.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34. РН и ЭО. Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Тематическое планирование
№ уро-ка | Разделы и темы | Кол-во часов |
Раздел 1: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки 16 ч | ||
1 | Классика и современность | 1 |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 2 |
4-5 | Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 2 |
6-7 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва | 2 |
8 | РН и ЭО. Героические образы народов, населяющих регион | 1 |
9-10 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 2 |
11-12 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо | 2 |
13 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора | 1 |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». | 1 |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 1 |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги» | 1 |
Раздел 2:Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18 ч | ||
17 | Музыканты - извечные маги | 1 |
18-19 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка | 2 |
20-21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке | 1 |
23 | РН и ЭО. Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения | 1 |
24-25 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта | 2 |
26 27 28 29 | Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича | 4 |
30 | РН и ЭО. Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыге | 1 |
31 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси | 1 |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна | 1 |
33 | Итоговый тест | 1 |
34 | РН и ЭО. Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея | 1 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. Музыка 7 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности | Стр.6-7 | 05.09 | ||
2 | В музыкальном театре. Опера | Стр. 8-11 | 12.09 | ||
3 | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | Стр. 12-17 | 19.09 | ||
4 | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» | Стр. 18-25 | 26.09 | ||
5 | В музыкальном театре. Балет | Стр.26-20 | 03.10 | ||
6 | Балет Б.Тищенко «Ярославна» | Стр.30-35 | 10.10 | ||
7 | РН и ЭО. Героические образы народов, населяющих регион | Конспект в тетради | 17.10 | ||
8 | В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс» | Стр.40-47 | 24.10 | ||
9 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | Стр. 48-53 | 31.10 | ||
10 | «Сюжеты и образы духовной музыки» | Стр.62-69 | 14.11 | ||
11 | Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита» | Стр.54-61 | 21.11 | ||
12 | Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» | Стр.70-73 | 28.11 | ||
13 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео иДжульетта» | Стр. 74-75 | 05.12 | ||
14 | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | Стр. 76-79 | 12.12 | ||
15 | РН и ЭО. Образы скорби и печали в нартском эпосе | Конспект в тетради | 19.12 | ||
16 | Музыканты - извечные маги | Стр. 80-81 | 26.12 | ||
17 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | Стр. 84-87 | 16.01 | ||
18 | «Духовная» и «Светская» музыка | Стр.88-91 | 23.01 | ||
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд | Стр. 92-97 | 30.01 | ||
20 | Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке | Стр.98-101 | 06.02 | ||
21 | РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения | Конспект в тетради | 13.02 | ||
22 | Л.Бетховен «Соната № 8» «Патетическая» | Стр.102-105 | 27.02 | ||
23 | С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11» | Стр. 106-109 | 06.02 | ||
24 | Симфоническая музыка | Стр. 110-113 | 13.02 | ||
25 | В.А.Моцарт «Симфония № 40» | Стр. 114-117 | 20.02 | ||
26 | С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая») | Стр.118-119 | 27.02 | ||
27 | Л.В.Бетховен «Симфония №5» | Стр. 120-123 | 03.04 | ||
28 | Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» | Стр. 124-129 | 10.04 | ||
29 | П.Чайковский «Симфония № 5» Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») | Стр. 130-135 | 17.04 | ||
30 | РН и ЭО. Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея | Конспект в тетради | 24.04 | ||
31 | Симфоническая картина К.Дебюсси. «Празднества» | Стр. 136-137 | 08.05 | ||
32 | Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» | Стр. 138-149 | 15.05 | ||
33 | Итоговый тест | Стр. 144-149 | 22.05 | ||
34 | РН и ЭО. Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея | 29.05 |
Приложение 2
Оценочные
материалы
по музыке
7 класс
Итоговый тест по музыке
7 класс
1. Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком:
А) Л. Бетховен,
Б) И.С. Бах,
В) В.А. Моцарт,
Г) И. Гайдн.
2. И. С. Бах является:
А) романтиком,
Б) философом,
В) лириком,
Г) борцом.
3. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
Г) Родина.
4. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:
А) 5,
Б) 7,
В) 3,
Г) 10.
- Слово «увертюра» обозначает:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьесу для постановки на сцене,
Г) определение темпа. - Какой инструмент называют «царицей оркестра»?
А) флейту,
Б) скрипку,
В) виолончель,
Г) арфу.
- К зарубежным композиторам относится:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,
Г) Э.Григ. - Какое произведение не принадлежит Л.Бетховену:
А) «Эгмонт»,
Б) «Лунная соната»,
В) «К Элизе»,
Г) «Спящая красавица» - «Рефрен» звучит в:
А) одночастной форме,
Б) рондо,
В) двухчастной ,
Г) в куплетной. - К числу русских композиторов относится:
А) М. Равель,
Б) Л. Бетховен,
В) Р. Вагнер,
Г) И. Стравинский. - Оркестр народных инструментов создал:
А) П.И. Чайковский,
Б) М.И. Глинка,
В) В.В. Андреев,
Г) Н.А. Римский-Корсаков. - Какого номера нет в опере:
А) арии,
Б) ансамбля,
В) дуэта,
Г) па-де-де. - Какой танец не является народным:
А) лезгинка,
Б) чарльстон,
В) полонез,
Г) полька. - Название последней части симфонии:
А) финал,
Б) адажио,
В) скерцо,
Г) аллегро. - Высокий мужской голос называется:
А) бас,
Б) баритон,
В) тенор,
Г) сопрано.
Ответы на итоговый тест
7 класс
1. Б
2. Б
3. А
4. В
5. Б
6. Б
7. Г
8. Г
9. Б
10. Г
11. В
12. Г
13. Б
14. А
15. В
Критерии оценок:
Ошибки:
0-1 = «5»
2-4 = «4»
5-7 = «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...