Тема: Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).
Учебный предмет: музыка.
УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2017).
Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: метод содержательного анализа музыкального произведения, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод погружения.
Цель урока: формирование у обучающихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
Задачи: - развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;
- развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны;
- обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны;
- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;
- воспитание уважительного отношения друг к другу, трудолюбия на уроке.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция отклонений интеллектуально-познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы;
- коррекция и развитие произвольного, непроизвольного и устойчивого внимания, переключения внимания;
- коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза;
- коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного и слухового восприятия.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- умение определять средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальной терминологией; - развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - осознание роли музыки, силы ее воздействия на человека в процессе постижения таких высоких образцов музыкального искусства, как Седьмая симфонии Д.Д. Шостаковича; - умение выразительно исполнять песни; - умение почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение. | - умение определить тему; - умение сотрудничать со сверстниками при исследовании звучания музыкального произведения; - умение выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки; - умение работать с разными источниками информации; - умение осуществлять регулятивные действия самоконтроля, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности в групповой работе; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | - повышение мотивации к учебно-творческому процессу; - умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; - формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей; - развитие личных качеств: воли, целеустремленности, дисциплинированности, трудолюбия и эмпатии; - воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, народ и историю нашей страны. |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке: самостоятельная работа.
Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла (литература, история).
Техническое оснащение: компьютер, проектор, синтезатор.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, вокально-хоровая.
Ресурсы урока: учебник; рабочая программа, раздаточный материал.
Музыкальный материал: песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»;
Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича: экспозиция 1 части - главная и побочная партия, фрагмент 1 части - «Тема фашистского нашествия» и финал первой части симфонии - "Тема сопротивления советских войск";
песня "Москвичи" (стихи Е.М. Винокурова, музыка А.Я. Эшпая).
Зрительный ряд: портрет Д. Д. Шостаковича, блок слайдов о блокаде Ленинграда.
Видео: фрагменты художественного фильма "Ленинградская симфония", Мосфильм, 1957 год.
Этапы урока
1. Организационный. 2. Определение темы урока. 3. Подготовка к усвоению нового материала. Целеполагание. 4. Открытие новых знаний 5. Закрепление изученного материала. 6. Вокально-хоровая работа 7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся 8. Домашнее задание 9. Рефлексия | 1 мин. 2 мин. 2 мин 11 мин 12 мин. 7 мин. 3 мин. 1 мин. 1 мин. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный |
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. | Демонстрируют готовность к учебной деятельности |
2. Определение темы урока |
Актуализирует внимание. Предлагает ответить на вопросы: В какое время была написана песня? Какие жизненные события легли в основу? Предлагает сформулировать тему урока. Метод погружения. Предлагает посмотреть блок слайдов о блокаде Ленинграда, подготовленный одним из учеников класса. Метод критического мышления. Предлагает обсудить утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат» и ответить на вопрос, звучала ли музыка на войне? Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему урока. | Слушают песню. Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Отвечают на вопросы, приводят примеры военных песен. Обсуждают и формулируют тему урока, предполагая, что разговор пойдет о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны. Показывают подготовленные слайды о Блокадном Ленинграде. Обсуждают выражение «Когда пушки говорят, музы - молчат», делают вывод, что музыка на войне звучала и была нужна людям даже в таких трудных условиях. |
3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация. Целеполагание |
Помогает наводящими вопросами, предлагает на основе полученной информации выбрать цель урока.
| Определяют цель: познакомиться с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.
|
4. Открытие новых знаний |
Фронтальная работа. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Показывает слайд-портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, рассказывает о жизни композитора, об истории создания симфонии, погружая в атмосферу тяжелых первых дней войны. Рассказывает о том, что когда композитору из-за очень плохого зрения отказали в его желании попасть на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так, в блокадном Ленинграде, он и начал сочинять свою Седьмую симфонию. Работа над симфонией шла очень быстро, была закончена в эвакуации уже в конце декабря 1941 года. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Первая премьера состоялась в 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру симфонии транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Тогда и возникла идея её исполнения в блокадном Ленинграде. Предлагает послушать фрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина: «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно - оркестру быть. Репетиции продолжались, не взирая ни на что…» Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях? Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду? Метод анализа музыкальных произведений. Предлагает вспомнить: что такое симфония? Предлагает послушать тему главной и побочной партии из первой части, которая рисует столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, человека и цивилизованного варвара, добра и зла. Во время слушания просит подумать какой образ рисует главная партия и побочная. Предлагает послушать знаменитую музыкальную тему симфонии, эпизод вместо разработки. Во время слушания мысленно ответить дна вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер? Напоминает, что тема нашествия написана в форме вариаций. Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше и послушать следующий фрагмент первой части симфонии - финал первой части симфонии – тему сопротивления советских войск) Ставит задачу ответить на вопрос: что происходит в музыке? Акцентирует внимание, что война еще не закончена, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Но финал Седьмой симфонии - победный! | Слушают, сопереживают, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод, что симфонию хотели исполнить в блокадном Ленинграде для того, чтобы поднять дух народа, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.
Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы по теме. Переходят к анализу муз произведения.
Слушают музыку (экспозиция 1 части - главная партия и побочная). Анализируют главную партию, приходя к выводу, что она показывает мирную жизнь нашего народа. Анализируют характер побочной партии, отмечая, что мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, Это затишье на рассвете - «образ Родины и русского народа». Слушают и анализируют эпизод фашистского нашествия, Приходят к выводу, что это образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил. Замечают, что начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то несерьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и тёмная разрушительная сила надвигается. Слушают музыку, анализируют. Отмечают, что появляется тема советских войск, как противодействие фашистам. В музыке слышится борьба между ними. Это тема сопротивления советских войск. |
Учитель зачитывает отрывок из поэмы поэта Льва Болеславского «Шостакович»: Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война, Простите, милый, но кому, дружище, Сегодня ваша музыка нужна? Солируют фугасы. Пули свищут, Кромешный ад. Селения горят. Прёт супостат. Не до гармоний вечных. | Когда, мой милый, пушки говорят, Смолкают музы. С музыкой, конечно. Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать, нельзя!- Оборотясь, отрезал. За очками, Казалось, полыхнули не глаза, А из души прорвавшееся пламя. |
|
Предлагает подумать, почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит? Метод погружения. Предлагает придумать название симфонии. Озвучивает название Симфонии №7 - «Ленинградская». Зачитывает надпись Шостаковича на титульном листе партитуры: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию». Рассказывает о том, что в Ленинграде 7 симфония прозвучала 9 августа 1942 года , именно в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась из зала филармонии по радио и через уличные громкоговорители. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну. За все 80 минут, пока звучала "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Враг замертво слушал две симфонии - 7-ю симфонию Шостаковича и "залповую симфонию" наших солдат, защищавших площадь Искусств и зал Филармонии. Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что композитор будет казнен одним из первых после взятия Москвы. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...» | Приходят к выводу о том, что это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом. Придумывают свои названия для симфонии, близкие по смыслу: «Мужество в блокадном Ленинграде», «Симфония Победы», и.т.д.
Слушают и сопереживают. |
5. Закрепление изученного материала |
Предлагает посмотреть фрагменты художественного фильма, снятого уже после войны, в 1957году - «Ленинградская симфония», в котором отражена история исполнения в осажденном Ленинграде «Седьмой Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Во время просмотра определить, какой момент изображен в фильме | Смотрят и анализируют фрагмент фильма 2 мин. (16'-17'). Отвечают на вопрос (показано, как решается вопрос о приезде с фронта 50 музыкантов, о том, что симфония должна быть исполнена в Ленинграде 9 августа 1942 года). |
Во время просмотра следующего отрывка подумать, какие моменты из жизни Ленинграда в нем показаны. Предлагает посмотреть фрагмент, в котором показывается момент концертного исполнения симфонии в блокадном Ленинграде. Во время просмотра просит определить, какие темы звучат. Подводит итог, что «Ленинградская симфония» - это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит 7 симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом. Метод музыкальных обобщений. Предлагает ответить на вопросы, слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? Какие чувства возникли после знакомства с «Ленинградской» симфонией? | Смотрят и анализируют фрагмент фильма 3 мин (53'-55') Узнают документальные кадры из жизни блокадного Ленинграда. Смотрят и анализируют фрагмент фильма 5 минут (1,23'-1,27').
Узнают и определяют темы, которые были прослушаны на уроке - тема фашистского нашествия и тема сопротивления советских войск. И еще «залповая симфония» наших орудий.
Обобщают полученную информацию, приходя к выводу о том, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. |
6. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни |
Учитель предлагает разучить песню «Москвичи», созвучную теме урока, написанную уже после войны в 1953 году. Слова: Е. Винокурова, музыка: А. Эшпая. Исполнил Марк Бернес. Это песня про мальчишек, не вернувшихся с войны.
В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой, А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят. | Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой. Друзьям не встать, в округе Без них идет кино, Девчонки, их подруги, Все замужем давно. | Пылает свод бездонный, И ночь шумит листвой Над тихой Малой Бронной, Над тихой Моховой. Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой!
|
|
7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся |
Учитель предлагает заполнить карточки по проверке усвоения материала. (Индивидуальная работа. ) [1] |
8. Домашнее задание |
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник: По выбору учащихся: 1) Сообщение о том, как тема блокады нашла отражение в другом жанре 2) Привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т.д.
|
9. Рефлексия |
Обучающиеся заполняют карточки рефлексии (Индивидуальная работа. ) [2] |
Список литературы
УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2017);
Учебник для общеобразовательных учреждений авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2014г.
Электронные ресурсы
https://rosuchebnik.ru - корпорации «Российский учебник» (издательство «ДРОФА – ВЕНТАНА»);
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал;
https://pedsovet.org/beta - Всероссийский интернет-педсовет;
https://www.litmir.me/br/?b=156585&p=1 - ЛИТ МИР Электронная библиотека (Фрагменты книги О. Берггольц "Говорит Ленинград");
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс. 1 СD, МР3, М, Просвещение, 2013г.;
фильм "Ленинградская симфония" в формате mp4 на электронном носителе.
Приложение [1]
1. Почему Симфонию №7 называют Ленинградской? а) первые 3 части симфонии написаны в Ленинграде
б) посвящена Ленинграду в) впервые исполнялась в Ленинграде
2. При исполнении Симфонии №7 в блокадном Ленинграде в состав симфонического оркестра входили:
а) только исполнители симфонического оркестра б) только солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей
в) музыканты симфонического оркестра и солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей
3. Во время исполнения Симфонии №7 в блокадном Ленинграде:
а) не разорвался ни один снаряд б) был артиллерийский обстрел в) обстрелы чередовались с затишьями
4. Слышали ли фашисты прямую трансляцию Симфонии №7 из блокадного Ленинграда? а) нет б) да б) слышали в записи
5. В какой день Гитлер планировал захватить Ленинград?
а) 9 мая 1945 года б) в Новый 1942 год в) в день премьеры Симфонии №7 в Ленинграде – 9 августа 1942 года
Приложение [2]
Урок | Я на уроке | Итог |
- Мне было интересно
- Мне было скучно
- Безразлично
| - Работал
- Отдыхал
- Плохо себя вел
| - Я понял материал
- Я узнал новое для себя
- Я не понял материал
|