Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Тема: Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).
Учебный предмет: музыка.
УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2017).
Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).
Цель урока: формирование у обучающихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
Задачи:
- развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;
- развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны;
- обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны;
- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_simfoniya_d.shostakovicha.docx | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).
Учебный предмет: музыка.
УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2017).
Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: метод содержательного анализа музыкального произведения, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод погружения.
Цель урока: формирование у обучающихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
Задачи: - развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;
- развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны;
- обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны;
- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;
- воспитание уважительного отношения друг к другу, трудолюбия на уроке.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция отклонений интеллектуально-познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы;
- коррекция и развитие произвольного, непроизвольного и устойчивого внимания, переключения внимания;
- коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза;
- коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного и слухового восприятия.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- умение определять средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальной терминологией; - развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - осознание роли музыки, силы ее воздействия на человека в процессе постижения таких высоких образцов музыкального искусства, как Седьмая симфонии Д.Д. Шостаковича; - умение выразительно исполнять песни; - умение почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение. | - умение определить тему; - умение сотрудничать со сверстниками при исследовании звучания музыкального произведения; - умение выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки; - умение работать с разными источниками информации; - умение осуществлять регулятивные действия самоконтроля, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности в групповой работе; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | - повышение мотивации к учебно-творческому процессу; - умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; - формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей; - развитие личных качеств: воли, целеустремленности, дисциплинированности, трудолюбия и эмпатии; - воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, народ и историю нашей страны. |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке: самостоятельная работа.
Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла (литература, история).
Техническое оснащение: компьютер, проектор, синтезатор.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, вокально-хоровая.
Ресурсы урока: учебник; рабочая программа, раздаточный материал.
Музыкальный материал: песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»;
Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича: экспозиция 1 части - главная и побочная партия, фрагмент 1 части - «Тема фашистского нашествия» и финал первой части симфонии - "Тема сопротивления советских войск";
песня "Москвичи" (стихи Е.М. Винокурова, музыка А.Я. Эшпая).
Зрительный ряд: портрет Д. Д. Шостаковича, блок слайдов о блокаде Ленинграда.
Видео: фрагменты художественного фильма "Ленинградская симфония", Мосфильм, 1957 год.
Этапы урока
1. Организационный. 2. Определение темы урока. 3. Подготовка к усвоению нового материала. Целеполагание. 4. Открытие новых знаний 5. Закрепление изученного материала. 6. Вокально-хоровая работа 7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся 8. Домашнее задание 9. Рефлексия | 1 мин. 2 мин. 2 мин 11 мин 12 мин. 7 мин. 3 мин. 1 мин. 1 мин. |
Ход урока
Список литературы
УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2017);
Учебник для общеобразовательных учреждений авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2014г.
Электронные ресурсы
https://rosuchebnik.ru - корпорации «Российский учебник» (издательство «ДРОФА – ВЕНТАНА»);
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал;
https://pedsovet.org/beta - Всероссийский интернет-педсовет;
https://www.litmir.me/br/?b=156585&p=1 - ЛИТ МИР Электронная библиотека (Фрагменты книги О. Берггольц "Говорит Ленинград");
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс. 1 СD, МР3, М, Просвещение, 2013г.;
фильм "Ленинградская симфония" в формате mp4 на электронном носителе.
Приложение [1]
1. Почему Симфонию №7 называют Ленинградской? а) первые 3 части симфонии написаны в Ленинграде
б) посвящена Ленинграду в) впервые исполнялась в Ленинграде
2. При исполнении Симфонии №7 в блокадном Ленинграде в состав симфонического оркестра входили:
а) только исполнители симфонического оркестра б) только солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей
в) музыканты симфонического оркестра и солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей
3. Во время исполнения Симфонии №7 в блокадном Ленинграде:
а) не разорвался ни один снаряд б) был артиллерийский обстрел в) обстрелы чередовались с затишьями
4. Слышали ли фашисты прямую трансляцию Симфонии №7 из блокадного Ленинграда? а) нет б) да б) слышали в записи
5. В какой день Гитлер планировал захватить Ленинград?
а) 9 мая 1945 года б) в Новый 1942 год в) в день премьеры Симфонии №7 в Ленинграде – 9 августа 1942 года
Приложение [2]
Урок | Я на уроке | Итог |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока Симфония №7 Д.Шостакович
Самоанализ урока Симфония №7 Д.Шостакович...
План-конспект урока музыки в 7 классе "7-ая симфония Д.Д. Шостаковича"
План-конспект урока музыки в 7 классе "7-ая симфония Д.Д. Шостаковича"...
Конспект урока музыки в 7 классе по теме: "Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д.Д,Шостаковича"
Конспект урока музыки в 7 классе, презентация к уроку, кроссворд, самоанализ урока...
Урок музыки 7 класс. Раздел "Симфоническая музыка". Тема: С. Прокофьев Симфония №7
Материал для работы дистанционно...
презентация к уроку по теме Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича
краткое изложение жизни и творчества Шостаковича, история создания симфонии № 7...
Презентация "Д.Д. Шостакович, Ленинградская симфония"
Презентация "Д.Д. Шостакович, Ленинградская симфония"...
Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...