Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
рабочая программа по музыке на тему

Байбикова  Альфия  Назиповна

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Весёлые нотки»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СТАРОМОСТЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«Согласовано»                                                                                                                                              «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР                                                                                                            директор школы

_________/ И.С.Нугаева                                                                                                          __________ /М.М.Нугаев

«____»_______________2018г.                                                                              приказ № _____ от ________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ

«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

2-4 класс

Разработчик

Байбикова А.Н.

                                                                                                                                                                   учитель   первой

                                                                                                                                          квалификационной категории

«Рассмотрено»  на заседании

МО классных руководителей

Протокол № 1 от ___________

Руководитель МО __________И.С.Нугаева

с.Старый Мостяк

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, общеобразовательной программы основного общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»,  авторской  программы дополнительного образования детей « Музыкальная палитра»., Волгоград: « Учитель»,2009 год., автор: Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева.

 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При составлении рабочей программы  основывались:

- на Приказ Минобрнауки России от  06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Актуальность программы. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Цель: 

- обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.

- сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

- воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни, природе.

- воспитать потребность к творческому самовыражению.

Задачи:

- формировать целостное представление об искусстве.

- воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

- развивать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

- создать условия реализации творческих способностей.

- формирование навыков творческой деятельности.

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.

- формировать вокально- хоровые навыки.

- развить память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.

- развить уровень исполнительского мастерства.

-развить умение применять на практике полученные знания.

Сроки реализации образовательной программы:  1год. 2018-2019г.

Место учебного курса «Весёлые нотки»  в плане внеурочной деятельности.

  Преподавание курса «Весёлые нотки» рассчитано на учащихся  1-4 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.

 Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз- в неделю, 34 часов -  в год.

Формы проведения занятий.

Формы проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

- вокально-хоровая работа.

-занятия по музыкальной грамоте.

- музыкально-дидактические игры.

- восприятие ( слушание) музыки.

- дыхательная гимнастика.

- артикуляционные упражнения.

- фонопедические упражнения.

-игра в шумовом оркестре.

Формы  занятий по количеству детей: групповые.

Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: мастерская, конкурс, отчетный концерт.

Форы занятий по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое по контрол знаний, умений и навыков, комбинированные формы.

  Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

-репетиции;

-творческие отчеты.

 Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.   Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. .

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

  1. Предполагаемые  результаты  реализации программы.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

             Предметными результатами 

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

            Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

             Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

  1. Учебно – тематический план

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие.

Первичная диагностика.

 Музыкальная грамота.

Техника пения.

Музыкальная фразировка.

Срезовая диагностика.

Музыкальные фантазии.

 Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика.

Итоговое занятие.

1

1

10

9

2

1

8

1

1

Развитие интереса к вокальному искусству. Стремление к вокально-творческому самовыражению. Раскрывается певческий голос ребенка. Роль дыхания в вокальном искусстве.Работа по формированию певческого дыхания.  Упражнения на артикуляцию, дыхание.

Повторение пройденного материала. Проведение промежуточной диагностики музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков. Приобретаются основы вокальных навыков. Обогащение музыкальными впечатлениями, развитие слухового восприятия, активизация с слухового внимания.

Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном.

Итого

34

  1. Содержание программы.

Раздел 1: « Вводное занятие»- 1час.

Вводное занятие. Цели и задачи:

  • познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;
  • дать представление о предмете, его особенностях.

Практика:

  • беседа;
  • просмотр видео- и фотоматериалов;
  • инструктаж по ТБ.

Техническое оснащение:

  • видеоаппаратура;

                            аудиоаппаратура

Раздел 2: « Первичная диагностика»- 1 час.

Первичная диагностика. Цели и задачи:

  • провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся.        

Практика:

  • выполнение диагностических тестов;
  • музыкально-дидактические игры.

 Раздел 3: «Музыкальная грамота»- 5 часов.

Такт, тактовая черта.

Интервал. Разновидности интервала.

Аккорд. Разновидности аккорда.

Длительности.

Октава. Цели и задачи:

  • углубить знания о нотах: название, длительность, высота;
  • развивать навык пения по нотам;
  • развивать звуковысотный и ритмический слух;
  • дать понятия: ритм, ритмический рисунок, лад, мажор, минор;
  • дать понятие: пауза, её разновидности и длительности;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • накапливать слуховые впечатления;

 Практика:

  • музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха;
  • работа с учебными и игровыми пособиями;
  • вокально-хоровая работа;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • фонопедические упражнения;
  • игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора;
  • ритмические игры.

Раздел 4: «Пение в ансамбле»- 12 часа.

Цели и задачи:

  • дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;
  • развивать навыки певческого дыхания;
  • развивать навыки интонирования;
  • дать понятие о дикции, её роли в пении;
  • развивать умение работать над музыкальной фразировкой;
  • укреплять голосовой аппарат;
  • развивать навыки правильного звукообразования;
  • развивать навыки сольфеджирования;
  • развивать навыки выразительного исполнения.

Практика:

  • упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
  • работа над фразировкой, выразительностью исполнения;
  • сольфеджирование;
  • работа с учебным пособием «Голосовой аппарат».

Тема: « Техника пения»- 3 часов.

Музыкальная фразировка.

Партия. Партитура.

 Что такое сольное пение.

Пение дуэтом.

Двухголосие. Канон.

Тема: «Жанры песен»-3часов.

Мелодия-душа музыки.

Народные песни.

 Фольклор.

 Песни в народном духе.

 Детские эстрадные песни.

 Сценическое движение.

Раскрепощение артиста.

Раздел 5: « Срезовая диагностика»-1 час.

Срезовая диагностика. 

Цели и задачи:

  • провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокальнохоровых знаний, умений, навыков;
  • повторить пройденный материал;
  • проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся;
  • закрепить вокально-хоровые навыки.

Практика:

  • выполнение диагностических тестов;
  • вокально-хоровые упражнения;
  • работа с музыкально-дидактическими играми.

Раздел 6: « Выразительность исполнения»-12 часа.

Цели и задачи:

  • развивать творческие способности;
  • развивать умение импровизировать на заданную тему;
  • дать представление о процессе сочинения и записи музыки;
  • накапливать слуховые впечатления;
  • сформировать представление о понятии «Музыкальная живопись»;
  • развивать навыки самостоятельного сочинительства;
  • развивать вокально-хоровые умения и навыки;
  • расширять музыкальный кругозор.

Практика:

  • тематические беседы;
  • вокально-хоровая работа;
  • создание своих мелодий по рисункам;
  • сочинение своего текста к мелодии;
  • дыхательная, артикуляционная гимнастика.

Тема: « Интонация и сценический образ»-3 часов.

 Интонация в песне.

 Интонация в сценическом образе.

Вокализ.

Распев.

Техника исполнения вокализа и распева.

Тема: « Вокальное слово и дыхание»-3 часов.

Выразительность в вокальном пении.

 Дыхание. Дыхательная гимнастика.

 Вокально-хоровая работа.

 Дикция.

Пение по партитуре.

 Голосовые импровизации.

Сочиняем песню сами.

Раздел 7: « Итоговая диагностика»-1 час.

Итоговая диагностика. Цели и задачи:

  • повторять и закреплять пройденный материал;
  • провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;
  • проследить динамику развития творческих способностей.

Практика:

  • выполнение диагностических тестов;
  • вокально-хоровые упражнения.

Раздел 8: Итоговое занятие». 1 час.

Итоговое занятие. Цели и задачи:

  • повторить и закрепить пройденный материал;
  • развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;
  • накапливать вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать сценическую культуру;
  • приобретать навыки концертных выступлений;
  • развивать музыкальный кругозор;
  • приобретать навыки работы с микрофонами.

Практика:

  • концертные выступления;
  • участие в музыкальных спектаклях.


Календарно – тематическое  планирование по внеурочной деятельности «Весёлые нотки»

 ( общекультурное  направление)

           

№ п/п

Разделы и темы занятий.

Характеристика деятельности.

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

 Игра на знакомство

 « Снежный ком».

01.09

2

Первичная диагностика.

Диагностика музыкальных способностей:  проверка слуха, чувства ритма через музыкально- игровую деятельность.

Понятие о профессиональных заболеваниях вокалиста.

08.09

3

Ключи.

 Знакомство с  музыкальными ключами: расположение на нотном стане. Работа в нотной тетради.

15.09

4

Нотная грамота.

Углубить знания о нотах: длительность, название, высота. Работа в нотной тетради.

22.09

5

Ритм.

Знакомство с разновидностями ритма.

 Ритмическая игра:

 « Ритмический рисунок» на различение  разных ритмов.

29.09

6

Ритмодекламация.

Упражнения на развитие речи: « Эхо», «Догонялки», «Цепочка».

06.10

7

Лад. Мажор. Минор.

Знакомство с понятиями: мажор, минор, ритмический рисунок. Музыкально-ритмическая игра:

 « Угадай-ка» на различение мажора и минора.

13.10

8

Вокально-хоровые упражнения. Исполнение в ансамбле и дуэте.

Накопление слуховых  впечатлений. Навыки пения в ансамбле, дуэте.

20.10

9

Пение по нотам.

Навыки пения по нотам, чтение партитуры с листа.

27.10

10

Слуховое внимание.

Игры на развитие слухового внимания:

 « Уши путешествуют»,

« Фабрика звуков».

10.11

11

Пауза.

Знакомство с паузой в музыке: понятие, ее разновидности и длительности.

17.11

12

Музицирование.

Навыки игры на шумовых детских инструментах.

24.11

13

Голосовой аппарат.

Беседа о голосе как о человеческом музыкальном инструменте, о способах извлечения различных звуков голосом.

01.12

14

Дыхание.

Упражнения на правильное распределение дыхания по методу  Н.Стрельниковой:

 « Ладошки», « Аромат».

08.12

15

Слово и дыхание.

 Взаимосвязь дыхания и вокального слова. Выполнение  дыхательных упражнений: « Свечка», « Комарик».

15.12

16

Интонация.

Роль интонации в процессе создания сценического образа. Работа над чистым интонированием. Упражнение: « Ежик».

22.12

17

Дикция.

Артикуляционная дыхательная гимнастика.

12.01

18

Выразительность исполнения.

Упражнения на развитие умения управлять своим голосом: «Восхождение»,

 « Погружение».

19.01

19

Вокально-хоровые упражнения.

Умение управлять своим голосом, соотносить его со звучанием фортепиано. Упражненя: « Низко-высоко»,

 « Далеко-близко», «Эхо».

26.01

20

Чистоговорки.

Голосо-речевой тренинг: «Щелчок», « Хомячок», « Наша чаша».

02.02

21

Скороговорки.

 Голосо-речевой тренинг: «  Четыре черепахи», « Ворона».

09.02

22

Музыкальная фразировка.

Фразировка и выразительное исполнение.

16.02

23

Фразировка в литературе и музыке.

Вокально-хоровые упражнения.

02.03

24

Срезовая диагностика.

Повторение пройденного материала. Провести промежуточную диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков.

Проведение диагностических тестов.

09.03

25

Сочиняем сами.

Создание текста на заданную тему.

16.03

26

Мелодия.

Создание своих мелодий по рисункам.

23.03

27

Песня.

Соединение мелодии и текста. Сочинение своей песни.

06.04

28

Игра на музыкально-шумовых инструментах.

Накопление слуховых впечатлений. Практика игры на инструментах.

13.04

29

Импровизация.

Музыкальное сопровождение своей песни на шумовом инструменте.

20.04

30

Музыкальная живопись.

Подбор литературных фрагментов к музыке.

27.04

31

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.

Слушание музыкального пейзажа художника Левитана и произведение композитора П. Чайковского. Что их роднит?

04.05

32

Творческая мастерская композитора.

Как создаются песни.

11.05

33

Итоговая диагностика.

Провести  итоговую диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков.

Проведение диагностических тестов.

18.05

34

Итоговое занятие.

 Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" предназначена для детей 6-7 летнего возраста (1 класс). Обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокаль...

Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»

Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»предназначена для учащихся I класса общеобразовательных учреждений  в качестве подготовительного интегрированного курса англий...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" для 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" для 1 -4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» 1-4 класс

Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке.Предлагаемая програм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естестве...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки 2-4 классы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естестве...