Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
рабочая программа по музыке на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности | 43.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Весёлые нотки»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СТАРОМОСТЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР директор школы
_________/ И.С.Нугаева __________ /М.М.Нугаев
«____»_______________2018г. приказ № _____ от ________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
2-4 класс
Разработчик
Байбикова А.Н.
учитель первой
квалификационной категории
«Рассмотрено» на заседании
МО классных руководителей
Протокол № 1 от ___________
Руководитель МО __________И.С.Нугаева
с.Старый Мостяк
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, общеобразовательной программы основного общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа», авторской программы дополнительного образования детей « Музыкальная палитра»., Волгоград: « Учитель»,2009 год., автор: Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При составлении рабочей программы основывались:
- на Приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Цель:
- обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.
- сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.
- воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни, природе.
- воспитать потребность к творческому самовыражению.
Задачи:
- формировать целостное представление об искусстве.
- воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.
- развивать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
- создать условия реализации творческих способностей.
- формирование навыков творческой деятельности.
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
- формировать вокально- хоровые навыки.
- развить память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.
- развить уровень исполнительского мастерства.
-развить умение применять на практике полученные знания.
Сроки реализации образовательной программы: 1год. 2018-2019г.
Место учебного курса «Весёлые нотки» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса «Весёлые нотки» рассчитано на учащихся 1-4 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз- в неделю, 34 часов - в год.
Формы проведения занятий.
Формы проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа.
-занятия по музыкальной грамоте.
- музыкально-дидактические игры.
- восприятие ( слушание) музыки.
- дыхательная гимнастика.
- артикуляционные упражнения.
- фонопедические упражнения.
-игра в шумовом оркестре.
Формы занятий по количеству детей: групповые.
Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: мастерская, конкурс, отчетный концерт.
Форы занятий по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое по контрол знаний, умений и навыков, комбинированные формы.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
-репетиции;
-творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. .
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем. | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Вводное занятие. Первичная диагностика. Музыкальная грамота. Техника пения. Музыкальная фразировка. Срезовая диагностика. Музыкальные фантазии. Итоговая диагностика. Итоговая диагностика. Итоговое занятие. | 1 1 10 9 2 1 8 1 1 | Развитие интереса к вокальному искусству. Стремление к вокально-творческому самовыражению. Раскрывается певческий голос ребенка. Роль дыхания в вокальном искусстве.Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на артикуляцию, дыхание. Повторение пройденного материала. Проведение промежуточной диагностики музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков. Приобретаются основы вокальных навыков. Обогащение музыкальными впечатлениями, развитие слухового восприятия, активизация с слухового внимания. Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном. |
Итого | 34 |
- Содержание программы.
Раздел 1: « Вводное занятие»- 1час.
Вводное занятие. Цели и задачи:
- познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;
- дать представление о предмете, его особенностях.
Практика:
- беседа;
- просмотр видео- и фотоматериалов;
- инструктаж по ТБ.
Техническое оснащение:
- видеоаппаратура;
аудиоаппаратура
Раздел 2: « Первичная диагностика»- 1 час.
Первичная диагностика. Цели и задачи:
- провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- музыкально-дидактические игры.
Раздел 3: «Музыкальная грамота»- 5 часов.
Такт, тактовая черта.
Интервал. Разновидности интервала.
Аккорд. Разновидности аккорда.
Длительности.
Октава. Цели и задачи:
- углубить знания о нотах: название, длительность, высота;
- развивать навык пения по нотам;
- развивать звуковысотный и ритмический слух;
- дать понятия: ритм, ритмический рисунок, лад, мажор, минор;
- дать понятие: пауза, её разновидности и длительности;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- накапливать слуховые впечатления;
Практика:
- музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха;
- работа с учебными и игровыми пособиями;
- вокально-хоровая работа;
- дыхательная и артикуляционная гимнастика;
- фонопедические упражнения;
- игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора;
- ритмические игры.
Раздел 4: «Пение в ансамбле»- 12 часа.
Цели и задачи:
- дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;
- развивать навыки певческого дыхания;
- развивать навыки интонирования;
- дать понятие о дикции, её роли в пении;
- развивать умение работать над музыкальной фразировкой;
- укреплять голосовой аппарат;
- развивать навыки правильного звукообразования;
- развивать навыки сольфеджирования;
- развивать навыки выразительного исполнения.
Практика:
- упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
- работа над фразировкой, выразительностью исполнения;
- сольфеджирование;
- работа с учебным пособием «Голосовой аппарат».
Тема: « Техника пения»- 3 часов.
Музыкальная фразировка.
Партия. Партитура.
Что такое сольное пение.
Пение дуэтом.
Двухголосие. Канон.
Тема: «Жанры песен»-3часов.
Мелодия-душа музыки.
Народные песни.
Фольклор.
Песни в народном духе.
Детские эстрадные песни.
Сценическое движение.
Раскрепощение артиста.
Раздел 5: « Срезовая диагностика»-1 час.
Срезовая диагностика.
Цели и задачи:
- провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокальнохоровых знаний, умений, навыков;
- повторить пройденный материал;
- проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся;
- закрепить вокально-хоровые навыки.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- вокально-хоровые упражнения;
- работа с музыкально-дидактическими играми.
Раздел 6: « Выразительность исполнения»-12 часа.
Цели и задачи:
- развивать творческие способности;
- развивать умение импровизировать на заданную тему;
- дать представление о процессе сочинения и записи музыки;
- накапливать слуховые впечатления;
- сформировать представление о понятии «Музыкальная живопись»;
- развивать навыки самостоятельного сочинительства;
- развивать вокально-хоровые умения и навыки;
- расширять музыкальный кругозор.
Практика:
- тематические беседы;
- вокально-хоровая работа;
- создание своих мелодий по рисункам;
- сочинение своего текста к мелодии;
- дыхательная, артикуляционная гимнастика.
Тема: « Интонация и сценический образ»-3 часов.
Интонация в песне.
Интонация в сценическом образе.
Вокализ.
Распев.
Техника исполнения вокализа и распева.
Тема: « Вокальное слово и дыхание»-3 часов.
Выразительность в вокальном пении.
Дыхание. Дыхательная гимнастика.
Вокально-хоровая работа.
Дикция.
Пение по партитуре.
Голосовые импровизации.
Сочиняем песню сами.
Раздел 7: « Итоговая диагностика»-1 час.
Итоговая диагностика. Цели и задачи:
- повторять и закреплять пройденный материал;
- провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;
- проследить динамику развития творческих способностей.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- вокально-хоровые упражнения.
Раздел 8: Итоговое занятие». 1 час.
Итоговое занятие. Цели и задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал;
- развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;
- накапливать вокально-хоровые навыки;
- воспитывать сценическую культуру;
- приобретать навыки концертных выступлений;
- развивать музыкальный кругозор;
- приобретать навыки работы с микрофонами.
Практика:
- концертные выступления;
- участие в музыкальных спектаклях.
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
( общекультурное направление)
№ п/п | Разделы и темы занятий. | Характеристика деятельности. | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. | Инструктаж по ТБ. Игра на знакомство « Снежный ком». | 01.09 | |
2 | Первичная диагностика. | Диагностика музыкальных способностей: проверка слуха, чувства ритма через музыкально- игровую деятельность. Понятие о профессиональных заболеваниях вокалиста. | 08.09 | |
3 | Ключи. | Знакомство с музыкальными ключами: расположение на нотном стане. Работа в нотной тетради. | 15.09 | |
4 | Нотная грамота. | Углубить знания о нотах: длительность, название, высота. Работа в нотной тетради. | 22.09 | |
5 | Ритм. | Знакомство с разновидностями ритма. Ритмическая игра: « Ритмический рисунок» на различение разных ритмов. | 29.09 | |
6 | Ритмодекламация. | Упражнения на развитие речи: « Эхо», «Догонялки», «Цепочка». | 06.10 | |
7 | Лад. Мажор. Минор. | Знакомство с понятиями: мажор, минор, ритмический рисунок. Музыкально-ритмическая игра: « Угадай-ка» на различение мажора и минора. | 13.10 | |
8 | Вокально-хоровые упражнения. Исполнение в ансамбле и дуэте. | Накопление слуховых впечатлений. Навыки пения в ансамбле, дуэте. | 20.10 | |
9 | Пение по нотам. | Навыки пения по нотам, чтение партитуры с листа. | 27.10 | |
10 | Слуховое внимание. | Игры на развитие слухового внимания: « Уши путешествуют», « Фабрика звуков». | 10.11 | |
11 | Пауза. | Знакомство с паузой в музыке: понятие, ее разновидности и длительности. | 17.11 | |
12 | Музицирование. | Навыки игры на шумовых детских инструментах. | 24.11 | |
13 | Голосовой аппарат. | Беседа о голосе как о человеческом музыкальном инструменте, о способах извлечения различных звуков голосом. | 01.12 | |
14 | Дыхание. | Упражнения на правильное распределение дыхания по методу Н.Стрельниковой: « Ладошки», « Аромат». | 08.12 | |
15 | Слово и дыхание. | Взаимосвязь дыхания и вокального слова. Выполнение дыхательных упражнений: « Свечка», « Комарик». | 15.12 | |
16 | Интонация. | Роль интонации в процессе создания сценического образа. Работа над чистым интонированием. Упражнение: « Ежик». | 22.12 | |
17 | Дикция. | Артикуляционная дыхательная гимнастика. | 12.01 | |
18 | Выразительность исполнения. | Упражнения на развитие умения управлять своим голосом: «Восхождение», « Погружение». | 19.01 | |
19 | Вокально-хоровые упражнения. | Умение управлять своим голосом, соотносить его со звучанием фортепиано. Упражненя: « Низко-высоко», « Далеко-близко», «Эхо». | 26.01 | |
20 | Чистоговорки. | Голосо-речевой тренинг: «Щелчок», « Хомячок», « Наша чаша». | 02.02 | |
21 | Скороговорки. | Голосо-речевой тренинг: « Четыре черепахи», « Ворона». | 09.02 | |
22 | Музыкальная фразировка. | Фразировка и выразительное исполнение. | 16.02 | |
23 | Фразировка в литературе и музыке. | Вокально-хоровые упражнения. | 02.03 | |
24 | Срезовая диагностика. | Повторение пройденного материала. Провести промежуточную диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков. Проведение диагностических тестов. | 09.03 | |
25 | Сочиняем сами. | Создание текста на заданную тему. | 16.03 | |
26 | Мелодия. | Создание своих мелодий по рисункам. | 23.03 | |
27 | Песня. | Соединение мелодии и текста. Сочинение своей песни. | 06.04 | |
28 | Игра на музыкально-шумовых инструментах. | Накопление слуховых впечатлений. Практика игры на инструментах. | 13.04 | |
29 | Импровизация. | Музыкальное сопровождение своей песни на шумовом инструменте. | 20.04 | |
30 | Музыкальная живопись. | Подбор литературных фрагментов к музыке. | 27.04 | |
31 | Взаимодействие музыки и изобразительного искусства. | Слушание музыкального пейзажа художника Левитана и произведение композитора П. Чайковского. Что их роднит? | 04.05 | |
32 | Творческая мастерская композитора. | Как создаются песни. | 11.05 | |
33 | Итоговая диагностика. | Провести итоговую диагностику музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений и навыков. Проведение диагностических тестов. | 18.05 | |
34 | Итоговое занятие. | Приобретение навыков концертных выступлений. Навык работы с микрофоном. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" предназначена для детей 6-7 летнего возраста (1 класс). Обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокаль...
Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»
Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»предназначена для учащихся I класса общеобразовательных учреждений в качестве подготовительного интегрированного курса англий...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" для 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" для 1 -4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки» 1-4 класс
Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке.Предлагаемая програм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естестве...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки 2-4 классы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естестве...