Конспект урока
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА»
С музыкою мир становится добрей!
Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.
Задачи урока:
- Воспитание у детей любви к музыкальному искусству
- Формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах истории их создания и особенностях звучания раскрытии индивидуальных познавательных интересов.
Оборудование и средства обучения:
- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс:
- мультимедийная доска, колонки (презентация к уроку)
Художественный материал:
- портрет композитора И.С.Баха, Н.Паганини
- музыкальные произведения И.С.Баха «Шутка», Н.Паганини «Каприс» (аудиозапись)
Проблема урока: можно ли услышать музыку в живописи?
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята я сейчас вас расскажу сказку
Музыка молдавской народной мелодии «Сырба». На её фоне учитель читает молдавскую народную сказку «Виноградарь, флейта и скрипка»
- У одного виноградаря было два сына. Старший, Иван, играл на флейте, а младший, Василий - на скрипке. Однажды хозяин озера взял, да и прикрыл канаву, по которой текла вода на поле виноградаря. И виноградник начал сохнуть. Тогда сыновья виноградаря, прихватив флейту и скрипку, отправились к хозяину, А тот навстречу идёт и еле свой толстый живот тащит, охает.
- Хочешь, помогу избавиться от живота? - спросил Иван, - Только уговор: пустишь воду на наш виноградник.
- Будь по-твоему, - буркнул хозяин. Как только Иван заиграл на флейте, хозяин пустился в пляс. Долго плясал, и, в конце концов, растряс свой живот - и следа от него не осталось.
- Хозяин, — сказал Иван, - теперь твоя очередь выполнить обещание.
- Некогда мне! - отмахнулся хозяин.
В это время Марица, дочка хозяина, подавилась вишнёвой косточкой.
- Люди добрые! — завопил хозяин, — Помогите!
- Выполни сначала своё обещание, тогда и поможем, — сказали братья.
Пришлось хозяину уступить: пустил он воду на виноградник. Тогда Василий заиграл на скрипке, да так, что струны запели соловьями. А Марица не выдержала, открыла рот и запела. И косточка пулей вылетела из горла...
Когда собирали урожай на винограднике, всё село пело и плясало под звуки задорной флейты и певучей Скрипки. И по сей день ни один праздник на селе не обходится без этих музыкальных инструментов.
- Ребята, мы послушали замечательную народную молдавскую сказку.
О чём эта сказка? С помощью чего помогли в сказке два брата от живота богачу и Марице? Как помогает музыка? О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке? Вы хотите узнать о них подробнее?
Итак, тема нашего урока «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка».
II. Основная тема урока.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они появились, как устроены и как они звучат. И увидим и услышим флейту и скрипку. Посмотрите на музыкальный инструмент — флейта.( Слайд1)
Перед вами продольная флейта. С неё начинается история возникновения этого инструмента. Продольная флейта появилась в XVII в., т.е. примерно 300 лет назад. Звучала она мягко, негромко. Позднее появляется поперечная флейта в Германии. Давайте посмотрим, как она выглядит. Изготавливалась поперечная флейта так же, как и продольная — из целого куска дерева. В стволе прорезалось 7 отверстий. Одно из отверстий служило для вдувания воздуха, а 6 других прикрывались пальцами, меняя тем самым высоту звучания. А теперь послушаем, как звучит флейта (аудиозапись)
Родина скрипки — Италия.( Слайд 2)
Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.( аудиозапись)
III. Репродукция картины Д. Лейстер Мальчик-флейтист и музыкантши (слайд 3)
Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом замечательном инструменте.
Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Д. Лейстер Мальчик-флейтист
- Внимательно вглядитесь в эту картину.
- Что вы видите на картине?
- Если внимательно вслушаться в эту картину
- Эта картина звучит или она безмолвна?
- Что вы услышали? (что мальчик исполняет красивую мелодичную музыку на флейте).
- Посмотрите внимательно на картины изображающие исполнителей на флейте.
-Какая музыка звучит с эти картин?
- Прослушайте музыкальные произведения и скажи те какие инструменты использовали композиторы?
IV. Слушание произведение « Шутка» И.С.Бах. ( Слайд4)
- Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
- Как звучит флейта? Какой у неё голос? (Нежный, прозрачный, светлый, легкий тембр).
- Кто помогал флейте передать все эти чувства одиночества, тоски, печали? Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? Какие группы инструментов существуют в симфоническом оркестре? (Деревянные духовые, струнные смычковые, медные духовые, ударные). К какой группе инструментов относится флейта? (К деревянным духовым).
Правильно, флейта возглавляет группу деревянных духовых инструментов, а группу струнных смычковых — скрипка.
«Каприс» Н. Паганини (Слайд 5)
- О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
Какое настроение она нам передает? (Настроение оживления, волнения, пробуждения, поэтичности, мечтательности).
Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение
тепла, света, волнения и мечты:
Звезды водят хоровод.
Светит в тишине луна.
Скрипка песенку поёт,
Песенку поёт струна.
И взлетает в небосвод
Синий парус ветерка,
В море музыки плывет
Лодочка смычка.
П. Синявский, «Мелодия»
Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?
-Ребята , с чем мы сегодня познакомились?
Я предлагаю закончить наш урок песней о музыке, в которой звучат замечательные слова: «С музыкою мир становится добрей!».
Фортепино. М. Пляцковский, Ю, Чичков. «Дружат музыка и дети».
VI. Итог урока.
- Молодцы, ребята, спасибо! Запомните, пожалуйста, домашнее задание
К следующему уроку в ваших тетрадях по музыке запишите по памяти названия музыкальных произведений, с которыми мы знакомились и фамилии композиторов. Наш урок закончен. Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Я думаю, что со мной согласятся все гости - каждому за работу можно поставить «отлично»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....