Тема урока: "Литература и музыка о Крыме"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Урок разработан для уч-ся 5 класса, как региональный компонент Республики Крым .. Его можно провести в виде урока-экскурсии.. Учащимся предлагается быть не только пассивнымы экскурсантами, но и самим принимать активное участие , проявлять свои твоческие поэтические сочинения, подключая свою фантазию и воображение. Урок интересен для учащихся и для проявления педагогического мастерства учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_i_muzyka.docx | 199.31 КБ |
literatura_i_muzyka_o_kryme.pptx | 2.08 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе
Шкоденко Людмила Владимировна,
учитель музыки (МОУ «Победненская школа» Джанкойского района Республика Крым)
Тема полугодия: «Музыка и литература».
Тема урока: «Литература и музыка о Крыме»
Тип урока: ознакомление и введение в тему.
Форма проведения урока: урок-экскурсия
Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями литературы и музыки, посвященные и прославляющие Крым
-познакомить с произведениями писателей, поэтов, композиторов о Крыме (обзорная беседа);
-разучить песню «Что о Крыме знаешь ты»
-тренировать умение учащихся делать анализ музыкального произведения: характер, настроение, средства музыкальной выразительности.
- развивать вокально-речевые навыки;
-развивать навыки культуры слушания и исполнения музыки.
-воспитывать чувство любви к своему краю, чувство патриотизма.
Ресурсы:
1)аудиозаписи по слушанию музыки;
2)сюжетные иллюстрации;
3) портреты поэтов: А.Пушкина, В.Маяковского, М.Джалиля. Л.Украинки, композитора А. Караманова;
4) географическая карта Крыма;
Музыкальный материал:
- А Караманов Концерт №3 (фрагмент)
- А.Караманов «Крымские эскизы» (фрагмент)
- Песня для разучивания «Что о Крыме знаешь ты» музыка Л.Тимощенко, слова И.Сотниковой
«Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
ПЛАН УРОКА
Вступительная часть.
1.Организационный момент:
-вход в класс;
-приветствие.
2.Вступительное слово учителя (объявление темы урока, эпиграф)
3.Обзорная беседа о литературе и музыке Крыма.
Вопросы задает учитель.
Чем славится наш Крым?
Что привлекает в Крым гостей?
Что на ваш взгляд является основным в Крыму?
А как вы думаете, как можно было бы узнать другим людям, которые не имеют возможности побывать в Крыму, о дивной красоте нашего края, о климате, о степных просторах, о горах, о легендах и мифах, о разных вкусностях - винограде, персиках, инжире, и о многом другом? Каким образом? Конечно, благодаря поэтам, писателям, художникам, историкам, которые писали с восторгом о нашем Крыме. Показ иллюстраций
«Ласточкино гнездо» -Ялта
Дворец хана Гирея - Бахчисарай
Дом-музей И.К. Айвазовского- Феодосия
Ливадийский дворец
Привокзальная площадь -Джанкой
Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов и, конечно же, окружающих полуостров Азовского и Чёрного морей пробуждает у людей творческое вдохновение. Не случайно по этому поводу Владимир Маяковский (показ портрета) заметил следующее:
Не Крым,
А копия древнего рая!
Какая фауна,
Флора
И климат!
Пою,
Восторгаясь
И озирая.
Подобное чувство выразил и татарский поэт Муса Джалиль
(показ портрета):
Вы в Крым приезжайте!
Здесь нежные бризы
Подарят вам ласковый свой поцелуй,
Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы
Проводят до самых сверкающих струй.
Александр Сергеевич Пушкин (показ портрета) пребывая в Крыму, был очарован и изумлен красотами в разных уголках Крыма.
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?
(А. Пушкин)
Проходя на бриге возле Гурзуфа, увидев небольшую деревушку с узкими улочками, глиняными саклями А.Пушкин написал стихотворение:
«Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною,
А там, меж хижинок татар…
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!
Но, муза! Прошлое забудь».
Учитель. Очень много известных людей приезжали на отдых, а также лечились в Крыму. В Ялте долгое время провели А.П.Чехов, так как болел туберкулезом и именно наш климат продлил его годы жизни, украинская поэтесса и писательница Леся Украинка, у которой было заболевание костей. В Коктебеле жил и творил М.Волошин, Марина Цветаева, Николай Гумилев и Анна Ахматова… и этот список можно перечислять еще очень долго. Но самое главное, что все эти люди были очарованы Крымом и источником вдохновения была наша неповторимая природа, воздух, море, горы, и даже наш степной простор.
Литераторы выражали свой восторг словами, а вот звуками очень ярко передал наш крымский композитор Алемдар Сабитович Караманов. Именно он является автором музыки Гимна АРК. Мы сейчас прослушаем произведение А.Караманова. Слушая произведение, подумайте, какое можно дать название по настроению и характеру музыки. (Слушаем фрагмент). Ответы учащихся, корректировка.
Анализ произведения.
Творческое задание. Во время прослушивания музыки сочинить небольшое 4-стишье используя слова: море, солнце, волна, ветерок, берег.
4. Разучивание песни.
Учитель. Но я очень надеюсь, что мы можем тоже показать свои чувства и эмоции в пении, где нашим инструментом будет наш голос. Но для начала проведем с вами небольшую игру (провожу игру «Прогулка» в качестве настройки на исполнение песни и как физкультминутка).
Показ песни, исполнение учителем. Разбор содержания песни, выяснение о характере. Разучивание песни по фразам. Обращаю внимание на cantilena, дикцию и фразировку, легкость исполнения.
5.Игра «Испорченный телефон»
Предлагаю ребятам повторить ритм «волн моря». Играем. Проходит оценивание учащихся за этот вид деятельности.
Учитель. Напоследок, давайте послушаем тех, кто сочинил стихи и подведем итоги.
6. Заключение. Обобщение материала урока, подведение итога работы.
Учитель. Наш Крым прекрасен всегда: и знойным летом, и теплой осенью, и непредсказуемой зимой с февральскими окнами, и, конечно же, весной. И где бы мы не были, на вопрос «Вы откуда?» - каждый с гордостью скажет «Я-крымчанин!»
Портрет А.С.Пушкина
Портрет Владимира Маяковского
Портрет Мусы Джалиля
Портрет Леси Украинки
Портрет Алемдара Сабитовича Караманова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАРТА КРЫМА
Ласточкино гнездо – г. Ялта
Дворец хана Гирея – г. Бахчисарай
Дом-музей И.К. Айвазовского – г. Феодосия
Ливадийский дворец
Привокзальная площадь г. Джанкой
Не Крым, А копия Древнего рая! Какая фауна, Флора И климат! Пою, Восторгаясь И озирая. Владимир Владимирович Маяковский
Вы в Крым приезжайте! Здесь нежные бризы Подарят вам ласковый свой поцелуй, Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы Проводят до самых сверкающих струй. Муса Джалиль
Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга, Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега? Скажите мне: кто видел край прелестный, Где я любил, изгнанник неизвестный? Александр Сергеевич Пушкин
Прекрасны вы, брега Тавриды, Когда вас видишь с корабля При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я; Вы мне предстали в блеске брачном: Сияли груды ваших гор, Долин, деревьев, сёл узор Разостлан был передо мною, А там, меж хижинок татар… Какой во мне проснулся жар! Какой волшебною тоскою Стеснялась пламенная грудь! Но, муза! Прошлое забудь. Александр Сергеевич Пушкин
Алемдар Сабитович Караманов автор Гимна Крыма
И.К. Айвазовский «Морской пролив с маяком»
Море Солнце Волна Ветерок Берег Горы
Что о Крыме знаешь ТЫ?
Я КРЫМЧАНИН!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
laquo;Что роднит музыку с литературой»...
Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."
Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."...