Рабочая программа по музыке 2 кл.
рабочая программа по музыке по теме
Рабочая программа по музыке для 2 класса, разработана на основе УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 2 кл. | 117 КБ |
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 кл. | 169 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Статус программы
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Средняя школа №8», авторской программой по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Во 2 классе продолжается формирование нравственных и эстетических чувств учащихся, творческая активность, эмоциональная активность на музыку, интерес и любовь к искусству. Весь материал уроков объединяется в темы, которые развивают тематику 1 класса. Школьники начинают задумываться над тем как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Ученики знакомятся с музыкой золотого фонда мировой культуры – произведениями М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева.
Содержание рабочей программы углубляется за счёт внедрения информационных технологий (поурочные презентации, занимательные задания, игры). Ученики знакомятся с музыкой композитора Малера, которая сравнивается со звучанием произведений И.С.Баха. В урочную систему включены видео – фрагменты из опер и балетов, мультипликация к музыке М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Закрепляются знания нотной грамотности (исполняются звуки ступенями, придумывается ритмический разговор по предложенным иллюстрациям).
3. Цели и задачи обучения музыке
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 2 классе:
- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
4. Новизна данной программы заключается в использовании мультимедийных материалов (поурочные презентации), занимательных компьютерных заданий, нетрадиционных форм организации учебного процесса, а именно:
- урок-театрализация;
- урок-импровизация,
- урок - ролевая игра;
- урок – путешествие;
- компьютерные уроки.
5. Межпредметные связи
Современный урок музыки – урок искусства, он тесно взаимосвязан с живописью, историей, литературой, математикой и физикой, географией и биологией. Уроки музыки разрабатываются с учётом других искусств, прежде всего тесное взаимодействие с живописью, литературой и историей.
6. Особенности организации учебного процесса по предмету
На уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Методы музыкального образования и воспитания
Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок.
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
7. Место в базисном учебном плане
В учебном плане МАОУ «Средняя школа №8» на изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
В результате изучения предмета музыка во 2 классе ученик должен
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
● Составлять самостоятельно «Твой музыкальный словарик».
● Сочинять не сложные мелодии на стихотворные строчки.
● Создавать собственную музыкальную фонотеку.
- В области слушания
- Знать символы России – Флаг, Герб, Гимн.
- Умение выявлять общность интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений.
- Умение сопоставлять различные пьесы.
- узнавать на слух песенность, маршевость, танцевальность.
2. В области исполнении
- Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук.
- Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями.
- Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок.
3.. В области импровизации
Уметь сочинять ритмическую партитуру с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
2 класс (34 часа)
| Тема урока | Кол-во часов. |
I четверть | 9 | |
1 | Музыкальные образы родного края. | 1 |
2 | Песенность как отличительная черта русской песни. | 1 |
3 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
4 | Мир ребёнка в музыкальных образах. | 1 |
5 | Картины природы в живописи и музыке. | 1 |
6 | Танцы. | 1 |
7 | Марши. | 1 |
8 | Сказочные образы в музыке. | 1 |
9 | Колокольные звоны России. | 1 |
II четверть | 7 | |
10 | Народные песнопения. | 1 |
11 | С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты). | 1 |
12 | Музыка в храме. | 1 |
13 | Песни о зиме, Новом годе. | 1 |
14 | Рождественские песнопения. | 1 |
15 | Народные славянские песнопения. Музыка на народных праздниках. | 1 |
16 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
III четверть | 10 | |
17 | Фольклор – народная мудрость. | 1 |
18 | Музыка в народном стиле. | 1 |
19 | Музыка на народных праздниках. | 1 |
20 | Детский музыкальный театр. | 1 |
21 | Балет. | 1 |
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 |
24 | Увертюра. Финал. | 1 |
25, 26 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Обобщающий урок. | 2 |
IV четверть | 8 | |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 |
29 | Симфония № 40. Увертюра. | 1 |
30 | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыка-льные инстру-менты (орган). И все это – Бах. | 1 |
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 |
33, 34 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 2 |
Итого: | 34 |
Контроль уровня обученности
Текущий контроль осуществляется в соответствующих формах по слуховой, вокально – хоровой, ритмической деятельности. Используя словарные кроссворды, слуховые диктанты, исполнение песенного материала группой и сольно. Для проверки знаний проводится нулевой и итоговый срез.
Тестирование учащихся 2-го класса
Первое полугодие
Цель тестирования заключается в проверке усвоения знаний полученных на уроках музыки, определение на слух музыкального произведения и автора, определение характера музыкального произведения
- Звучит фрагмент – “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского.
Вопрос: Какой композитор сочинил эту музыку?
- Кто исполняет это произведение?
- Звучит Гимн России (фрагмент).
Вопрос: В каком характере звучит эта музыка?
- Звучит мелодия одной из знакомых детям песен (в исполнении учителя на музыкальном инструменте без слов).
Вопрос: что звучит – мелодия или сопровождение (аккомпанемент)?
- Назови полюбившиеся тебе музыкальные сочинения, с которым ты познакомился на уроках музыки.___________________________________________________________
Тест для учащихся 2 __ класса
Первое полугодие (20__/200__ уч.г.)
Фамилия, имя _________________Класс________
1. ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКОФЬЕВ МУСОРГСКИЙ
2. ХОР ФОРТЕПИАНО СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
3. ТОРЖЕСТВЕННО ГРУСТНО ГРОЗНО ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ЛАСКОВО ПРАЗДНИЧНО
4. МЕЛОДИЯ СОПРОВОЖДЕНИЕ
5. ____________________________________________________________
Второе полугодие (20__/20__ уч.г.)
Цель теста заключается в умении детей передавать свои чувства об услышанном произведении, подбирать стихотворные строчки или предложенные иллюстрации к характеру музыки.
- Звучит “Попутная песня” М. Глинки.
Вопрос: какие чувства возникают у тебя при прослушивании этого сочинения?
- Что изображает эта музыка?
- Звучит “Весна” Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина “Метель”.
Вопрос: какое из стихотворений созвучно содержанию музыки?
(читает учитель, дети подчеркивают слова – первое или второе):
Юный лес в зеленый дым одетый, Есть в осени первоначальной
Теплых гроз нетерпеливо ждет; Короткая, но дивная пора –
Все весны дыханием согрето, Весь день стоит как бы хрустальный,
Все кругом и любит и поет. И лучезарны вечера.
А.К. Толстой Ф.И. Тютчев
- Учитель играет (или поет) первые такты главной темы 1-ой части
Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.
Вопрос: тема какого произведения вырастает из этих интонаций?
- Назови полюбившихся тебе героев опер или балетов.
Тест для учащихся 2 __ класса.
Второе полугодие (20__/20__ уч. г.)
Фамилия, имя ___________________Класс________
1. РАДОСТЬ ИСПУГ ВОСТОРГ ПЕЧАЛЬ ВЕСЕЛЬЕ
2. ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ ШУМ ВЕТРА
3. ПЕРВОЕ ВТОРОЕ
4. УВЕРТЮРА к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки СИМФОНИЯ № 40 В.-А. Моцарта
КОНЦЕРТ № 1 П.И. Чайковского
Занимательное компьютерное задание «Помоги собрать орешки хомячку»
Целью задания является закрепление знаний о тембрах музыкальных инструментах симфонического оркестра.
- Детям предлагается компьютерная игра - задание «Помоги собрать орешки хомячку»
- Шаг за шагом дети выполняют задания компьютера, правильно отвечая на поставленные вопросы, тем самым, закрепляя знания о тембрах и звучании музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Литература и средства обучения
УМК «Музыка» 2 класс для учащегося:
1. «Музыка». Учебник для 2 класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
УМК «Музыка» 2 класс для учителя:
- Нотная хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя
- Фонохрестоматия музыкального материала (CD)
- «Музыка» методическое пособие для учителя.
- Сергеева Г.П.Критская Е.Д. Уроки музыки. Пособие для учителя 1-4 кл.
Дополнительная литература для учителя
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л., 1973
- Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.11
- Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
- Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999
- Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 199
- Е.Ю. Глазырина Ребёнок и музыка: Опыт диалога: Учеб.- метод. Пособие / Урал.гос. пед. Ун – т. Екатеринбург, 1995. 6. Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г.
- Е. Гульянц. «Музыкальная грамота для детей». М.: «Аквариум», 1997. 338 с.
- Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 199
- Ригина г. «Книга для учителя». Музыка. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 224с.
- Кабалевский Д.Б. Настольная книга учителя. Музыка.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 224 с.
- Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004
Обучающие диски и Интернет ресурсы
- Шедевры музыки. 4. Фильм - балет «Петя и волк»
- Классическая энциклопедия. 5. Детская энциклопедия.
- «Зелибоба и другие».
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата проведения | Тема урока Тип урока | Кол.-во | Элемент содержания | Требования к уровню достижений | Контрольно-оценочная деятельность | ||||
Иметь представление | Знать | Уметь/иметь опыт, применять на практике | вид | форма | ||||||
1 | Музыкальные образы родного края. Комбинированный урок | 1 | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.
| Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | текущий | Устный опрос | ||||
2 | Песенность как отличительная черта русской песни. Урок-импровизация. | 1 | Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей. Формировать слушательский опыт детей. Включить детей в осмысленную певческую деятельность. | Знать/понимать: уважительно относиться к творчеству своих товарищей. Уметь: определять на слух знакомые музыкальные фрагменты, владеть приемом соучастия в сочинении, анализировать содержание музыкального произведения. | текущий | Устный опрос | ||||
3 | Мелодия – душа музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | Знать/понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. | входной | Устный опрос | ||||
4 | Мир ребёнка в музыкальных образах. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
| Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. (фортепиано). Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | текущий | Устный опрос | ||||
5 | Картины природы в живописи и музыке. Комбинированный урок | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | текущий | Устный опрос | ||||
6 | Танцы. Комбинированный урок | 1 | Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике | тематический | Устный опрос | ||||
7 | Марши. Комбинированный урок | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). | тематический | Устный опрос | ||||
8 | Сказочные образы в музыке. Комбинированный урок. | 1 | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | тематический | Устный опрос | ||||
9 | Колокольные звоны России. Урок изучения и первичного закреп-ления новых знаний. | 1 | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | текущий | Устный опрос | ||||
10 | Народные песнопения. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Церковные песнопения:
| Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Уметь: соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей, вовремя начинать и заканчивать пение, понимать дирижерские жесты. | текущий | Устный опрос | ||||
11 | С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев:
Народные песнопения о Сергии Радонежском | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. | текущий | Устный опрос | ||||
12 | Музыка в храме. Комбинированный урок. | 1 | Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского. «Детский альбом» П.Чайковский:
| Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | тематический | Устный опрос | ||||
13 | Песни о зиме, Новом годе. Урок закрепления знаний | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Исполнение песен для новогодних праздников. | Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения), народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. | Тематический | Устный опрос | ||||
14 | Рождественские песнопения. Комбинированный урок. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
| Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | тематический | Устный опрос | ||||
15 | Народные славянские песнопения. Музыка на народных праздниках. Урок-игра. | 1 | Познакомить детей с приметами народных праздников. Рассказать о народных праздниках и их приметах. Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. Воспитывать уважение к народным традициям
| Знать/ понимать: изобразительное и прикладное творчество, масленичные песни. Уметь: исполнять в характере, музицировать, высказываться о музыке. | Тематический | Устный опрос | ||||
16 | Оркестр русских народных инструментов Комбинированный урок | 1 | Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.
| Знать/понимать: наиболее популярные в России музыкальные инструменты, и инструменты народов Севера, виды оркестров (оркестр русских народных инструментов) образцы музыкального фольклора, названия изученных жанров и форм музыки (напев, пляска, наигрыш, вариация). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | текущий | Устный опрос | ||||
17 | Фольклор – народная мудрость. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | 1.Рассказать о народных праздниках и их приметах. 2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. 3. Воспитывать уважение к народным традициям. | Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России. Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.). | текущий | Устный опрос | ||||
18 | Музыка в народном стиле. Урок закрепления знаний. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
П.Чайковский:
| Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. | текущий | Устный опрос Самостоятельная работа. | ||||
19 | Музыка на народных праздниках. Комбинированный урок. | 1 | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.
| Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | тематический | Устный опрос | ||||
20 | Детский музыкальный театр. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
| Знать/понимать: названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | текущий | Устный опрос | ||||
21 | Балет. Комбинированный урок. | 1 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.
| Знать/понимать: особенности музыкального жанра – балет. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. | тематический | Устный опрос | ||||
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Комбинированный урок. | 1 | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | тематический | Устный опрос | ||||
23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
| Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | тематический | Устный опрос | ||||
24 | Увертюра. Финал. Урок закрепления знаний. | 1 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. | тематический | Устный опрос | ||||
25 26 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Обобщающий урок. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
| Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | тематический | Устный опрос | ||||
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Комбинированный урок. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. М.Мусоргский «Картинки с выставки»:
| Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | тематический | Устный опрос | ||||
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Комбинированный урок. | 1 | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. | Знать/понимать: накопление сведений и знаний о творчестве композиторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | текущий | Устный опрос | ||||
29 | Симфония № 40. Увертюра. Комбинированный урок. | 1 | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | текущий | Устный опрос | ||||
30 | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыка-льные инстру-менты (орган). И все это – Бах. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | текущий | Устный опрос | ||||
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Комбинированный урок. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Текущий | Устный опрос | ||||
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Комбинированный урок. | 1 | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Д.Кабалевский:
| Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | тематический | Устный опрос | ||||
33, 34 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 2 | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
| Знать/понимать: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки. Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. | тематический | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...