«Распевание, упражнения для развития слуха и голоса.»
учебно-методический материал по музыке на тему
Введение
У каждого человека всегда есть при себе свой музыкальный инструмент, самый замечательный и самый доступный - это человеческий голос. Голос, как инструмент и часть общего организма необходимо беречь.
Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе вокального исполнения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.
По школьной программе распевание занимает на уроках пения минимальное время, от пяти до восьми минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
К сожалению, на уроках пения распевание часто либо совсем не проводится, либо проводится формально, без ясно поставленной цели, что иногда объясняется отсутствием у педагога специальных знаний, а отсюда и недооценкой этого важного участка работы.
Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.
Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.
Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до — ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до первой — ре второй октавы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspevanie_uprazhnenie_dlya_razvitiya_sluha_i_golosa_.docx | 837.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«Распевание, упражнения для развития слуха и голоса.»
Составитель: Учитель музыки
Тепцова Светлана Юрьевна
г. Воскресенск
2018 год
Введение
У каждого человека всегда есть при себе свой музыкальный инструмент, самый замечательный и самый доступный - это человеческий голос. Голос, как инструмент и часть общего организма необходимо беречь.
Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе вокального исполнения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.
По школьной программе распевание занимает на уроках пения минимальное время, от пяти до восьми минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
К сожалению, на уроках пения распевание часто либо совсем не проводится, либо проводится формально, без ясно поставленной цели, что иногда объясняется отсутствием у педагога специальных знаний, а отсюда и недооценкой этого важного участка работы.
Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.
Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.
Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до — ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до первой — ре второй октавы.
Вокальные задачи:
- Подготовка голосового аппарата к более сложному вокальному исполнению
- Навыки певческого вдоха и выдоха
- Правильное формирование гласных звуков
- Развитие протяжности дыхания
- Работа над дикцией
Упражнения для выполнения поставленных задач:
1. Исполнение восходящей гаммы С-dur для подготовки голосового аппарата и правильного интонирования.
2. Певческое дыхание играет огромную роль в звукообразовании.
Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос,
или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим добиранием
дыхания через рот. Входящее дыхание лучше сопровождать представлением,
будто мы наполняемся ароматом цветов.
1). Вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч)
2). После вдоха перед пением необходимо на короткий промежуток времени задержать дыхание
3). Выдох производить постепенно и ровно (представляем задувание свечи)
3. Умение петь связано, красивым округленным звуком ровным звуком, зависит от правильного формирования гласных звуков. Чтобы добиться необходимого звукоизвлечения помогают следующие упражнения упражнения
4. Длительность и сила дыхания развивается при помощи упражнений на дыхании без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, длительность и объём диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.
Протяжность дыхания достигается работой над экономным и продолжительным выдохом.
Для развития навыка продолжительного выдоха, можно предложить спеть небольшую фразу на одном дыхании.
5. Для выработки дикционной чёткости весьма полезны различные
скороговорки, а также быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных слов.
Некоторые скороговорки можно пропевать.
Примеры скороговорок:
Два щенка щека к щеке щётку щиплют в уголке.
На дворе - трава, на траве - дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Заключение.
В распевании особенно важен грамотно подобранный музыкальный
репертуар в виде системы вокальных упражнений. На занятиях хора техническая
работа должна сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, и тогда
у детей разовьются не только певческие навыки, но и музыкальный вкус, и
художественные представления. Главное – чтобы ребенок пел естественно,
красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность.
Список используемой литературы:
- М. А. Копытова Методическое пособие «Распевание академических хоров младшего и среднего возраста на примере Исетской детской школы искусств»
- С. Миловский Пособие для учителя «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия
Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...
Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха
«Дыхательные упражнения дляразвития вокальных навыков у детейс нарушением слуха»....
Система упражнений для развития музыкального голоса
Эти упражнения помогут развить чистое интонирование в пении песен...
Серия упражнений для развития правильного речевого дыхания, голоса, подвижности губ, нижней челюсти и мышц языка для использования в работе над дикцией
Данная серия упражнений поможет в работе над дикцией....
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА...