«Распевание, упражнения для развития слуха и голоса.»
учебно-методический материал по музыке на тему

Тепцова Светлана Юрьевна

Введение

  У каждого человека всегда есть при себе свой музыкальный инструмент, самый замечательный и самый доступный - это человеческий голос. Голос, как инструмент и часть общего организма необходимо беречь.

  Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе вокального исполнения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

  По школьной программе распевание занимает на уроках пения минимальное время, от пяти до восьми минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
К сожалению, на уроках пения распевание часто либо совсем не проводится, либо проводится формально, без ясно поставленной цели, что иногда объясняется отсутствием у педагога специальных знаний, а отсюда и недооценкой этого важного участка работы.

Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.

Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответст­венно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пе­нию. Материал для распевания состоит из техниче­ских упражнений на различные гласные и отдель­ные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражне­ния должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящих­ся педагогом.

Работа по распеванию проводится путем повто­рения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до — ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до пер­вой — ре второй октавы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevanie_uprazhnenie_dlya_razvitiya_sluha_i_golosa_.docx837.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

«Распевание, упражнения для развития слуха и голоса.»

        Составитель: Учитель музыки

Тепцова Светлана Юрьевна

г. Воскресенск

2018 год

Введение

  У каждого человека всегда есть при себе свой музыкальный инструмент, самый замечательный и самый доступный - это человеческий голос. Голос, как инструмент и часть общего организма необходимо беречь.

  Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе вокального исполнения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

 По школьной программе распевание занимает на уроках пения минимальное время, от пяти до восьми минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
К сожалению, на уроках пения распевание часто либо совсем не проводится, либо проводится формально, без ясно поставленной цели, что иногда объясняется отсутствием у педагога специальных знаний, а отсюда и недооценкой этого важного участка работы.

Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.

Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.

Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до — ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до первой — ре второй октавы.

Вокальные задачи:

  1. Подготовка голосового аппарата к более сложному вокальному исполнению
  2. Навыки певческого вдоха и выдоха
  3. Правильное формирование гласных звуков
  4. Развитие протяжности дыхания
  5. Работа над дикцией

Упражнения для выполнения поставленных задач:

1. Исполнение восходящей гаммы С-dur для подготовки голосового аппарата и правильного интонирования.C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\125-1.jpg

2. Певческое дыхание играет огромную роль в звукообразовании.

Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос,

или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим добиранием

дыхания через рот. Входящее дыхание лучше сопровождать представлением,

будто мы наполняемся ароматом цветов.

1). Вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч)

2). После вдоха перед пением необходимо на короткий промежуток времени задержать дыхание

3). Выдох производить постепенно и ровно (представляем задувание свечи)

3. Умение петь связано, красивым округленным звуком ровным звуком, зависит от правильного формирования гласных звуков. Чтобы добиться необходимого звукоизвлечения помогают следующие упражнения упражнения

D:\Михайлина\++Методичка\+Распевки-нар.вокал (2012)\++РАБОТА\+Сканирование-2012\++Распевания\1\123-1 - копия.jpg

4. Длительность и сила дыхания развивается при помощи упражнений на дыхании без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, длительность и объём диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.

Протяжность дыхания достигается работой над экономным и продолжительным выдохом.

Для развития навыка продолжительного выдоха, можно предложить спеть небольшую фразу на одном дыхании.

5. Для выработки дикционной чёткости весьма полезны различные

скороговорки, а также быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных слов.

Некоторые скороговорки можно пропевать.

Примеры скороговорок:

Два щенка щека к щеке щётку щиплют в уголке.

На дворе - трава, на траве - дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

C:\Users\Елизавета\Desktop\img-Urvldf.png

Заключение.

В распевании особенно важен грамотно подобранный музыкальный

репертуар в виде системы вокальных упражнений. На занятиях хора техническая

работа должна сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, и тогда

у детей разовьются не только певческие навыки, но и музыкальный вкус, и

художественные представления. Главное – чтобы ребенок пел естественно,

красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность.

Список используемой литературы:

  1. М. А. Копытова  Методическое пособие  «Распевание академических хоров младшего и среднего возраста на примере Исетской детской школы искусств»
  2. С. Миловский  Пособие для учителя «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха

«Дыхательные упражнения дляразвития вокальных навыков у детейс нарушением слуха»....

Система упражнений для развития музыкального голоса

Эти упражнения помогут развить чистое интонирование в пении песен...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА...