Конспект урока музыки в 6 классе "Эпоха бароккко"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Ларькина Елена Евгеньевна

Урок открытия новых знаний в 6 классе в разделе "Образы камерной музыки" по теме Инструментальный концерт в творчестве А.Вивальди. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barokko.docx14.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План конспект открытого занятия по музыке в 6 классе по теме:

«Музыка эпохи барокко. Концерты «Времена года» А.Вивальди»

Здравствуйте, ребята! Давайте помолимся перед занятием. Молитва. Презентация, слайд 1:

Тема нашего урока «Музыка барокко на примере концертов Антонио Вивальди».

 Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма 150 лет(1600-1750гг.)

Слайд 2: Буквальный перевод «Барокко» - с итальянского «Странный, причудливый, вычурный».

С португальского – «Жемчужина, раковина».

Барокко действительно похоже на жемчужину! Чаще всего термин барокко применяют к архитектуре, где барокко символ величия, пышности, декоративности.

Слайд 3: Здания украшались лепкой, орнаментом, скульптурой(Творение Растрелли – Зимний дворец в Санкт-Петербурге)

Слайд 4: Италия – архитектор Барнини, площадь трех фонтанов, Картина Караваджо.

Слайд 5: Это время с одной стороны было отмечено огромной властью церкви, а с другой огромным подъёмом передовых сил. Это эпоха необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Галилей, Веласкес,

Характерные для барокко напряженность, контрастность, динамизм - нашли яркое претворение в музыкальном искусстве.

Господствовавшая на протяжении веков полифония достигла своих вершин. А интерес к человеку и его богатому внутреннему миру породил новый тип письма: гомофонию, подарившую новые  музыкальные жанры: оперу, ораторию, кантату, сюиту, концерт, сонату.

Черта барокко – свобода использования жанров. Большого расцвета достигла светская музыка. Музыкантам-виртуозам понадобились новые совершенные инструменты(скрипка, альт, виолончель). И появились такие замечательные итальянские мастера А.Амати, Дж. Гварнери, А.Страдивари.

 Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов И.С. Баха, А. Вивальди, Франческо Каччини, Арканджело Корелли, Клаудои Монтеверди, Иоганн Пахельбель, Д. Скралатти и многих других.

Вернемся к теме нашего урока. Концерт в переводе с итальянского означает «согласие», а с латинского «состязуюсь».

Слово имеет два значения – первое значение – публичное выступление с заранее объявленной программой;

Учитель: Ребята! Какие могут быть концерты?

Ученики: Певческие, хоровые, инструментальные, концерты определенных композиторов, произведения определенной эпохи.

Молодцы! Все правильно, второе значение – музыкальное произведение в основе которого заложено контрастное звучание солиста(ов) и оркестра.

Итак, мы говорим об эпохе барокко, та как в эото период жил и творил композитор А.Вивальди, ставший основателем концерта, как жанра музыки.

В 1725 году были впервые представлены 4 первых концерта из опуса, названные соответственно 4 временам года, но само название «Времена года» возникло много позже. Цикл написан для скрипки соло, чембало, клавесина и оркестра. Это один из ранних образцов программности в музыке, так как к каждому концерту Вивальди написал сонет-стихотворение.

Ребята, вспоминаем, что такое программная музыка?

Это инструментальная музыка, в основе которойлежит литературное произведение.

Прослушайте 1 часть концерта. Слушание музыки.

С каким временем года ассоциируется музыка?

С весной, так как слышно «пение птиц, контрасты, приближение горозы.»

Особенностью этого отрывка является яркая образность, контрастность тем, их связь между собой.

Может ли эта музыка стать основой для спектакля-пантомимы?

Да, может.

Вывод урока: В чередовании tutti и solo, целого и части создается игра звуками и звуковыми светотенями, раскрывается смысл формы концерта.

Ребята, давайте прочитаем два перевода сонета, какой из них более подходит для концерта весна?

Ответы учеников.

Давайте еще раз прослушаем этот концерт.

Какую роль играет заданная программа?

Литературный текст подобен музыкальному, каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Обратите внимание на нотную записаь, справа от текста стихотворения. Она соответствует ритмическому рисунку – это взлетающие пассажи скрипки.

На что указывает сам рисунок?

На стремительный вихрь, вспышки молний.

Вывод урока: Форма концерта построена на контрасте – это требует виртуозности и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...