Рабочая программа по музыке 1 класс
методическая разработка по музыке на тему
Рабочая программа на основе программы Критской, Сергеевой, Шмагиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1_klass_2018-2019.docx | 61.38 КБ |
kalendarno_tematicheskoe_po_muzyke_1_klass.docx | 17.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва:«Просвещение», 2010 год);
- Примерной образовательной программы основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ №569.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка.1 класс» (Музыка: 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Рабочая программа имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, и способствует решению следующих задач:
- воспитание эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Количество часов, в том числе контрольные, лабораторные и т.д.
В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Контролем знаний являются устные опросы, проверка знаний в форме викторин, кроссвордов, тестирований.
Учебно-методическое (литература основная и дополнительная) и материально- техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение. | Методическое обеспечение |
1 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1кл. учеб.дляобщеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2013. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс. М.: Просвещение, 2013. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011. |
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2012г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2015г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2009г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко. «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2010г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2013г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2014г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2012г.
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», М., Просвещение, 2014г.
21.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.
22. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
23. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.
Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г.
24. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
25. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
27.Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
28.Песенные сборники.
29.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
30.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007г.
31.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008г. 32.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2016г.
Печатные пособия
- Портреты композиторов.
- Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
- Карточки с признаками характера звучания.
- Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
- CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
- Музыкальный центр.
- Компьютер.
- Экран, проектор.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
- Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Нотный и поэтический текст песен.
- Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
- Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
- Стол учительский с тумбой.
- Фортепиано
Содержание предмета
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
Урок 1. И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 2. Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Урок 3. Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Урок 4. Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Урок 5. Музыка осени. Музыкальная грамота. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. Основные понятия нотной грамоты.
Урок 6. Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Урок7. «Азбука, азбука каждому нужна…».Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Урок 8. Музыкальная азбука. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Урок 9. Музыка вокруг нас. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.
Урок 10. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А. Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Урок 12. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Урок 13. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Урок 14. Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Урок 15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Урок 16. Добрый праздник среди зимы. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т. Гофмана и музыкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
«Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов
Урок 17. Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” – через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Урок 18. Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Урок 19. Музыка утра. Музыка вечера. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра и вечера. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. Вхождение в тему через жанр колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки.
Урок 20. Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С. Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Урок 21. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Урок 22. Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Урок 23. Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Урок 24-25. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
Урок 26. «Чудесная лютня». Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Урок 27. Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Урок 28. Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Урок 29. Опера-сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Урок 30. «Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Урок 31. Афиша. Программа. Вид афиши и программы. Для чего они необходимы.
Знакомство с понятиями афиша и программа. Вид, особенности, местонахождение. Составление афиши и программы концерта. Рисунок.
Урок 32-33. Концерт. Обобщение пройденного материала.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Исполнение знакомых и любимых произведений. Составление афиши и программы концерта.
Результаты изучения курса
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- восприятие музыки и размышление о ней, открытое и эмоциональное выражение своего отношения к искусству, проявление эстетических и художественных предпочтений, позитивная самооценка, самоуважение, жизненный оптимизм;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- понимание роли музыки в жизни человека, применение полученных знаний и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
- сформированы основы музыкальной культуры, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- сформирован устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать, определять характер различных музыкальных произведений;
- умение эмоционально относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Виды учебной деятельности (на основе учебных действий) | Основные требования на уровне знания, понимания, умения | |
Контроль знаний | Практические работы | |||||
1. | «Музыка вокруг нас» | 16 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. | Знать/ понимать: - правила поведения на уроке музыки, правила пения, - смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза; - понятия «хоровод», «хор», «песня», «танец», «марш», «мелодия», «аккомпанемент», - музыкальные термины – оркестр, солист, ритмический рисунок, - основы нотной грамоты (названия нот, смысл понятий: скрипичный ключ, ноты, нотный стан), - название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и др. и их внешний вид, - жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности, - названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано и др., - основы понимания развития музыки, - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. Уметь: - определять настроение музыки, владеть первоначальными певческими навыками, - участвовать в коллективном пении, - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, - сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст, - определять на слух звучание русских и зарубежных инструментов, - приводить примеры, отвечать на проблемные вопросы, - выразительно исполнять песни различного характера. | ||
2. | «Музыка и ты » | 17 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. | Знать/понимать: - выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов, - что виды искусства - музыка, литература, живопись, имеют общую основу - жизнь. У каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства, - что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, - как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь, - определение a capella, - образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, - образы народного фольклора, - названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках, - что песенное начало музыки ее напевность помогает передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки (колыбельные), - исполнять различные по характеру муз.сочинения, - сравнивать речевые и музыкальные интонации и музыкальные произведения разных жанров, - особенности звучания музыкальных инструментов: волынка и фортепиано, - понятия: громко – тихо, - внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара, - фамилии композиторов и их произведения, - определение жанров: опера – балет, сходства и различия, - определения: опера, хор, солисты, оркестр, - различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый, Уметь: - объяснить понятия: родина, малая родина, отечество, подвиг, память, - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, - выразительно исполнять песни, колядки, и т.д. - импровизировать на шумовых музыкальных инструментах, - различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность, - обобщать, формулировать выводы, - определять на слух звучание русских и зарубежных инструментов, - выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильмам, -через различные формы деятельности систематизировать словарный запас, - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки, - создавать собственные исполнительские интерпретации, - высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата прохождения | Количество часов | Тема каждого урока | Виды и формы контроля | Тип/форма урока | |
по плану | факти чески | |||||
«Музыка вокруг нас» (16 ч.) | ||||||
1. | 1 | И Муза вечная со мной! | ИНМ | Вводный | ||
2. | 1 | Хоровод муз. | ЗИМ | |||
3. | 1 | Повсюду музыка слышна. | ИНМ | |||
4. | 1 | Душа музыки - мелодия. | СЗУН | |||
5. | 1 | Музыка осени. Музыкальная грамота. | ОСЗ | |||
6. | 1 | Сочини мелодию. | СЗУН | |||
7. | 1 | «Азбука, азбука каждому нужна». | ИНМ | |||
8. | 1 | Музыкальная азбука. | ИНМ | |||
9. | 1 | Музыка вокруг нас. | СЗУН | |||
10. | 1 | Музыкальные инструменты. | ИНМ | Игротека | ||
11. | 1 | «Садко». Из русского былинного сказа. | ОСЗ | |||
12. | 1 | Музыкальные инструменты. | СЗУН | |||
13. | 1 | Звучащие картины. | ИНМ | |||
14. | 1 | Разыграй песню. | СЗУН | |||
15. | 1 | Пришло Рождество, начинается торжество! | ЗИН | |||
16. | 1 | Добрый праздник среди зимы. | КЗУ | Концерт | ||
«Музыка и ты» (17 ч.) | ||||||
17. | 1 | Край, в котором ты живешь. | ИНМ | |||
18. | 1 | Художник, поэт, композитор. | ИНМ | |||
19. | 1 | Музыка утра. Музыка вечера. | СЗУН | |||
20. | 1 | Музыкальные портреты. | ОСЗ | |||
21. | 1 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | СЗУН | |||
22. | 1 | Музы не молчали. | ИНМ | |||
23. | 1 | Мамин праздник. | ОСЗ | |||
24. | 1 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | СЗУН | |||
25. | 1 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | КЗУ | Викторина | ||
26. | 1 | Чудесная лютня. Звучащие картины. | ОСЗ | |||
27. | 1 | Музыка в цирке. | ЗИМ | |||
28. | 1 | Дом, который звучит. | ИНМ | |||
29. | 1 | Опера-сказка. | СЗУН | |||
30. | 1 | «Ничего на свете лучше нету» | ОСЗ | |||
31. | 1 | Афиша. Программа. | ИНМ | |||
32. | 1 | Все на концерт. | ЗИМ | Концерт | ||
33. | 1 | Обобщение пройденного материала. | ЗИМ | Концерт |
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
ОСЗ – обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...