"Мелодией одной звучат печаль и радость"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Урок музыки в 6 классе по программе Науменко,Алеева. Во время урока обучающиеся познакомятся с двумя разноплановыми произведениями Моцарта. Попробуют разобраться- в каких жизненных ситуациях была написана эта музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_melodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost.doc | 78.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Мелодией одной звучат печаль и радость".
Разноплановость художественных образов в музыке В.А.Моцарта.
Урок музыки в 6 классе по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева.
Цель деятельности учителя: Обучающиеся научатся эмоционально - образно воспринимать и сопоставлять различные по смыслу и характеру музыкальные произведения В.А.Моцарта; обучающиеся получат возможность научиться выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных и письменных высказываний, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Задачи:
- Способствовать освоению музыки и знаний о музыке, жанровом и стилевом разнообразии произведений А.В.Моцарта;
- Содействовать овладению практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке: устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской культуры учащихся.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
личностные:
- обучающиеся продолжают формировать художественный вкус, способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии;
- уважительно относятся к музыкальной культуре, способны вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимают чувств других людей и сопереживают им;
- умеют познавать мир через музыкальные формы и образы.
метапредметные:
познавательные:
- обучающиеся умеют определять понятия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умеют работать с разными источниками информации;
регулятивные:
- обучающиеся оценивают музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
- творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в слове;
- регулируют волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над слушанием музыкальных произведений;
коммуникативные:
- обучающиеся аргументируют свою точку зрения по поводу музыкального произведения;
- участвуют в коллективной беседе и творческой деятельности;
- применяют полученные знания для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- участвуют в совместной деятельности с учителем и сверстниками, определяют цели собственной деятельности;
предметные:
- обучающиеся узнают биографию В. А. Моцарта, особенности его творчества;
- освоят новые понятия: серенада, реквием, лакримоза.
Используемые методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, рабочие листы для учащихся, портреты композиторов.
Ход урока.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
эти годы я поняла, что не все музыкальные произведения, с которыми я знакомлю ребят на уроках, нравятся мне одинаково. Какие-то заставляют меня в который раз заплакать, какие-то вызывают улыбку. Есть у меня и любимые композиторы. Посмотрите на эти портреты. Узнаете кого-нибудь? (Учащиеся высказывают свои мнения)
- Под портретами 2 даты. Что они означают? (Рождение и смерть)
- А между ними - маленькая черточка. Что за ней скрывается? (Жизнь) Да. Целая жизнь, со своими радостями и печалями, взлетами и падениями. Чем наполнить эту черточку, каждый решает сам. Обычный человек повседневными делами, путешествиями, художник картинам- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна! Я преподаю музыку более 30 лет. За и, писатель книгами, а композитор - музыкальными произведениями.
II. Этап актуализации знаний, целеполагания.
- Посмотрите, ребята, у кого из композиторов самый короткий жизненный путь? (У Моцарта) Всего 35 лет. Или целых 35 лет? Наполненных разными событиями - и грустными и веселыми, ставшими источником вдохновения для великого композитора. Вы уже догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о творчестве А.В.Моцарта.
- Перед вами высказывание А.Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость». Какое отношение имеют эти слова к творчеству Моцарта? (Учащиеся высказывают свои предположения, например, веселое и грустное в музыке Моцарта и проч.)
- Сформулируйте тему урока.
- Перед вами рабочий лист. Запишите тему урока.
- Еще раз прочитайте высказывание А.Блока, записанную тему урока и предположите, почему наш рабочий лист разделен на 2 части? (В цитате Блока содержатся антонимы: печаль и радость. Эти чувства, вероятно, будут вызывать разные произведения. Созданные Моцартом произведения разноплановые, потому что жизнь разная и проч.)
- Какова цель нашего урока? Чему научимся? (Научимся воспринимать различные по смыслу и характеру музыкальные произведения В.А.Моцарта).
III. Этап проработки нового знания.
1. – В первом произведении, которое мы сейчас послушаем, Моцарт выразил свои чувства музыкой, а вы попробуйте записать их словами. Попробуйте, следуя за музыкой предать, чем жил композитор, что чувствовал, какое у него было настроение? Запишите несколько слов, навеянных музыкой. А может у кого-то из вас получатся стихи или небольшой рассказ.
Дети слушают музыку и работают на рабочем листке, записывая ассоциации (или отдельные слова, или небольшой рассказ, или стихотворение).
Проверка работы.
-Я знаю, что вы написали очень много, но мне бы хотелось послушать каждого. Поделитесь со мной своими впечатлениями.
По цепочке дети читают по 1 слову. Если ребятам понравилось слово, а оно у них не записано, то они могут его добавить.
- Представьте, что все ваши впечатления совпадают со словами самого Моцарта:
«Если ты довольна и весела, для меня нет большего удовольствия, ибо только если я уверен, что у тебя ни в чем нет недостатка, мои труды милы и мне приятны, ибо самое роковое и сложное будет для меня мелочью, если я буду знать, что ты довольна и радостна.. Почаще думай и говори обо мне - люби меня вечно, как я люблю тебя!»
- Как выдумаете - кому посвящены эти строки и музыка? (Возлюбленной)
- Да, эту музыку композитор подарил своей жене Констанце, а называется она «Маленькая ночная серенада».
- Вам, наверное, знакомо слово серенада?
- Для кого исполнялись серенады? (Для любимого человека, это песня любви)
Словарная работа. Определение термина записывается в рабочий лист
Эту серенаду Моцарт написал, будучи еще совсем молодым. Они с Констанцей совсем недавно поженились, и в день ее рождения, сославшись на то, что у него нет денег на дорогой подарок, он предложил ей прогуляться по парку. В парке они услышали прекрасную музыку, которую девушка не слышала прежде. Она позвала мужа пойти посмотреть. откуда льются эти прекрасные звуки. В глубине парка они увидели небольшой оркестр, а возле него - красиво накрытый стол. Вольфганг предложил любимой присесть и тут же нарядно одетые официанты стали подавать им самые изысканные блюда. На удивленные вопросы жены Вольфганг только весело смеялся. Как потом оказалось, это и был его подарок ко дню рождения.
- В маленькой ночной серенаде лишь одна сторона музыки Моцарта, та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.
И хотя почти вся музыка Моцарта пронизана оптимизмом, он создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений.
История его создания окутана тайной. Я предложу вам несколько слов. Попробуйте составить из них связный рассказ:
черный, Моцарт, человек, реквием, заказ,
если успеваем, почитать.
- Узнать - насколько вы были близки к истине, нам поможет отрывок из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.
Отрывок из фильма "Моцарт и Сальери"
Слушание Лакримоза (сразу за отрывком из фильма)
- По вашим лицам я поняла, что вы почувствовали музыку, изменилось ваше настроение. Так что же такое «Реквием»? (Вероятнее всего дети не назовут истинное предназначение Реквиема. Предполагаемые ответы - грустная, печальная музыка.)
- Что может вызвать такую печаль, трагедию, как назвал ее Пушкин? (Смерть)
Реквием - это музыкальное произведение, которое исполнялось в память об умершем человеке. Словарная работа. Определение термина записывается в рабочий лист.
Как вы поняли из видео, Моцарт написал его на заказ. И это оказалось последним музыкальным произведением в жизни композитора. Как говорил сам Моцарт - «это моя погребальная песня».
IV. Рефлексия.
1. Я смотрю: вы загрустили. Но Моцарт не одобрил бы вашего настроения. Вот он смотрит на нас с портрета и словно говорит:
Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и ценность,
И музыку! Bcё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - Музыка! Всё - радость!
2 . Пение песни И.Крутого "Музыка"
Вначале 1 слайд без музыки. Прочитываем текст с интонациями, затем пение
3. Говорят, что музыка - это письма в будущее. Представьте, что вы сегодня получили 2 письма от Моцарта. На письма принято отвечать, но, увы, это невозможно. Письма пишут лишь современникам. Но вы все равно напишите ему письмо. А все ответы Моцарта на все ваши письма находятся в его музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мелодией одной звучат печаль и радость!"
О стихах, ставших песнями....
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
Урок Музыки в 8-ом классе. "Мелодией одной звучат печаль и радость..."...
Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
"Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит мольбою» 1 час Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о ...
"Мелодией одной звучат печаль и радость..."
конспект урока для 5 класса...
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
конспект урока музыки для 5 класса...