Методические рекомендации по развитию вокальных навыков
материал по музыке (5 класс)
Материалы по обучению вокалу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_vokalnyh_navykov.doc | 34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении обучающихся к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начало формирования всех основных вокальных навыков необходимо проводить с самого начала занятия:
- обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху;
- формирование у всех обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого ребёнка индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания;
- обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом;
- правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных;
- выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы;
- обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение;
- формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений;
- развитие творческих способностей, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения;
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокальной деятельности, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки
"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...
Развитие вокальных навыков
Статья "Развитие вокальных навыков и музыкальных способностей у обучающихся"....
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы
В статье представлены методические рекомендации по развитию умений и навыков интерпретации современной драмы....
Статья "Искусство создания сатирического портрета (по 13 главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения"
Искусство создания портрета литературного героя, конечно же, никогда не является самоцелью писателя. Это всего лишь ступень той лестницы, на вершине которой – замысел автора, то сокровенное, рад...
Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»
В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...
Методическая разработка " Рекомендации по развитию гибких навыков"
В методической разработке представлены пути развития гибких навыков у учащихся. Дана характеристика гибких навыков. Даны рекомендации по развитию гибких навыков...