Адаптированная рабочая программа по музыкальному воспитанию для детей с ЗПР.
методическая разработка по музыке на тему
Рабочая программа по музыкальному воспитанию составлена для детей с ЗПР 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.odt | 32.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бютжетное учреждение
«Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции
для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБУ «Центр
Протокол № ___от « __»________2018 г. психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
для детей дошкольного и
младшего школьного возраста»
_________
«_______ » ________2018г.
Адаптированная рабочая программа по музыкальному воспитанию для детей с задержкой психического развития
Расчитана на детей с задержкой психического развития 4-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель :
Музыкальный руководитель
Евградова Е.Ю.
г. Гусев
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыкальному воспитанию составлена на основе общеобразовательной программы под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» для детей дошкольного возраста, разработанная в соответствии ФГТ (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) образовательная область «Музыка».
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Центра:
1. Дошкольное образование в Центре осуществляется в соответствии с АООП Центра, а также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначенные для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучаюоблая начальной ступени образования и в соответствии: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. Сан Пин №1538 от 19.12.2014г;
3. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
6. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
8. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; с локальными документами Лицензией Центра, Уставом Центра, Годовым планом работы Центра.
Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональные переживания ребенка, развивая его эмоциональную сферу, искусство способствует воспитанию личности, формирует способность понимать другого человека, ощутить его эмоциональные переживания. Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого ребенок способен чувствовать и воспринимать образы. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе музыкальных произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется успокаивающая музыка, для заторможенных - бодрящая. Основу рабочей программы определяет эстетический блок, состоящий из основных разделов музыкального развития детей: слушание музыки; пение; музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах и интегрируется с другими образовательными областями: « Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физкультура».
2. Цель и задачи образовательной деятельности
Цель программы: направлена на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи программы:
Слушание музыки: направлено на развитие слухового внимания, интереса к миру звуков, потребности слушать музыку, сосредотачиваться на ее звучании, узнавать и запоминать знакомые мелодии, образы, активизировать эмоции.
Пение: способствует развитию желания петь, активизирует речевое развитие и слуховое внимание, воспитывает умение исполнять песню слаженно (одновременно начинать и заканчивать пение, не отставая и не опережая друг друга), петь с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-ритмические движения: способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей через движения под музыку, умению выполнять простые танцевальные (ритмические) движения, передавать образы знакомых персонажей, реагировать на изменения характера музыки (маршевый, танцевальный, спокойный), выполнять движения с предметами (листочками, платочками, цветами), двигаться в танце парами и по одному, использовать свободное пространство, проявлять танцевальное творчество. В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развиваются представления о связи музыки и движения.
Игра на музыкальных инструментах: является одной из обязательных частей на музыкальном занятии. Этот вид игры развивает у детей музыкальные способности, тембровый и мелодический слух, чувство ритма. У детей формируется чувство партнерства интерес к совместной игровой деятельности. Раздел включает в себя музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются навыки игры на музыкальных инструментах, слуховое внимание и восприятие звуков по высоте, умение различать динамику звучания.
- Место (роль) в образовательном процессе
Содержание раздела включает в себя доминирующую образовательную область «Музыка» которая, интегрируется с другими образовательными областями: социально — личностной, позновательно — речевой, художественно — эстетической.
Принципы на которых осуществляется программа
- Последовательность и системность проведения занятий, т. е. не переходить к следующему, не достигнув предыдущего;
- Доступность материала, преподносимого детям;
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Активное и эмоциональное участие взрослых в проведении музыкальных занятий, праздников и развлечений;
- Сочетание в рамках одного занятия разных видов музыкальной деятельности;
- Использование ярких дидактических пособий.
- Период реализации программы: один год.
Организация проведения занятий
Музыкальные занятия посещают группа детей в возрасте от 4-6 лет два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Музыка сопровождает детей в различные режимные моменты: на других занятиях, в свободной игровой деятельности, на праздниках и развлечениях. Для создания психологического комфорта в музыкально-развивающий процесс подключаются все взрослые, окружающие ребенка: воспитатели, логопеды, психолог, родители. Чтобы обучающий процесс был эффективным, на музыкальном занятии используются разные методы иприемы обучения:
- Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование записей);
- зрительно-двигательный ( показ дидактических пособий, сюжетных картин, танцевальных движений);
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого;
- жестовая инструкция.
4. Содержание программы:
- Формировать у детей интереса к музыкальной культуре.
- Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные произведения.
- Развивать умение подпевать слова, фразы, использовать пение как стимул для развития речевой деятельности.
- Развивать ритмичность движений, умение выполнять танцевальные движения под инструментальную музыку, проявлять двигательное творчество и инициативу.
- Формировать практические навыки участия в музыкально-дидактических играх, театрализованных играх и постановках, приобщать детей к участию в коллективной развлекательной деятельности.
- Развивать эмоционально волевую сферу через участие детей на праздничных утренниках и развлечениях и в другой досуговой деятельности.
Квартал | Основное содержание работы |
I | Учить заинтересованно слушать музыкальные произведения разного жанра и характера в исполнении педагога, и в инструментальной обработке. Учить определять и давать характеристику музыкальным образам. Пропевать слова нараспев, без напряжения. Начинать и заканчивать пение своевременно. Обучать выполнению танцевальных движений: хлопки, притопы, прямой галоп, подскоки, присядка, передавать через движение образы знакомых персонажей. Воспитывать устойчивый интерес к звучанию музыкальных инструментов в инструментальном исполнении, определять на слух. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра . Учить ориентироваться в пространстве музыкального зала, ходить и бегать под музыку, используя свободное пространство. Развивать эмоционально волевую сферу через использование театральных персонажей и музыкальных дидактических игр. |
II | Учить детей выполнять музыкально-ритмические движения, используя упражнения и ритмические танцы. Закреплять полученные навыки в праздничных утренниках. Обучать ритмичному пропеванию слов, правильно передавать мелодию (тише-громче). Учить сольному исполнению ранее выученных песен. Учить детей исполнять исполнять знакомые небольшие песенки на музыкальных инструментах. Различать динамику звучащей музыки с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений («Что делают в домике», «Все мы музыканты» Тиличеевой, «Бубен или погремушка» Тиличеевой и др.). Обучать элементам танца в парах под инструментальную и фортепианную музыку, образным танцам ("Снежинки", "Петрушки"и другие). |
III | Вызывать у воспитанников эмоции от общения с музыкой, побуждать их к проявлению активности в музыкальной и театрализованной деятельности, развивать музыкальные способности. Самостоятельно реагировать на характер 2-3-х частной формы музыкального произведения, различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, высоту звука). Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и называть музыкальные образы, название произведения. Обучать пропеванию слов, фраз, используя музыкально-дидактические, логоритмические игры, речевые и пальчиковые гимнастики. Развивать звуковысотные ощущения, умение попевать выокий-низкий, высокий-средний звуки. Сопровождать пение жестами или ритмическими движениями. Отчетливо пропевать слова, правильно передавать мелодию. Выполнять танцевальные движения под музыку разного жанра, темпа, динамики, характера, используя предметы, проявлять творчество. Развивать ориентировку в пространстве, умение двигаться по кругу парами , по одному, с предметами и без предметов. Участвовать в беседе по содержанию музыки, отвечать на музыкальные вопросы. Знать названия детских музыкальных инструментов, узнавать их на слух. Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах в общем оркестре, проявлять музыкально- игровое творчество. Заинтересованно смотреть сценки кукольного театра, быть участниками в театральных постановках, учавствуя с взрослыми. Закреплять полученные навыки в индивидуальных танцах, исполнении песен хором, ансамблем, солистом, участием в театрализованных постановках, играх в совместной музыкально-игровой и исполнительской деятельности на праздничных утренниках и тематических развлечениях. |
Показатели развития к концу учебного года
Дети должны научиться:.
- Узнавать жанры на слух (марш, танец, колыбельная), давать им характеристику.
- Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Пропевать нараспев несложные слова, фразы. Своевременно начинать и заканчивать пение.
- Выполнять танцевальные движения под инструментальную, фортепианную музыку, проявлять танцевальное творчество.
- Самостоятельно менять движения в соответствии 3-х частной форме музыкального произведения и музыкальными фразами.
- Исполнять небольшие мелодии на детский музыкальных инструментах.
- Взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе совместных музыкальных видов деятельности, инсценировать содержание песен и хороводов.
5. Учебно-тематическое планирование
Слушание музыки
№ | тема | Количество Занятий в месяц | Время проведения |
1 кв. | Музыка и природа Музыка и настроение | 5 4 | Сентябрь, октябрь ноябрь |
2 кв. | Сказка в музыке Музыка и образ | 6 4 | Декабрь, январь, февраль |
3 кв. | Жанры в музыке Музыкальные инструменты Музыка и животные | 4 2 4 | Март, апрель, май |
Итого: 29 занятий(580 мин.)
Пение
№ | тема | Количество занятий в месяц | Время проведения |
1кв. | Обучение звукообразованию Развитие ладового слуха | 8 2 | Сентябрь, октябрь, ноябрь |
2кв. | Обучение дикционной и певческой активности. Пропевание слов «нараспев». | 6 4 | Декабрь, январь, февраль |
3кв. | Обучение чистого интонирования на 2-3-х звуках. Развитие индивидуального певческого творчества. | 8 2 | Март, апрель, май |
Итого:30 занятий(600 мин.)
Музыкально-ритмические движения
№ | тема | Количество Занятий в месяц | Время проведения |
1 кв. | Обучение технике выполнения танцевальных движений(пружинки, приседания,вращения кистями рук) Движения с предметами | 8 2 | Сентябрь, октябрь, ноябрь |
2 кв. | Обучение технике выполнения музыкально -ритмическим движениям (упражнения). Передача музыкальных образов. | 5 5 | Декабрь, январь, февраль |
3 кв. | Обучение выполнению танцевальных движений: выставление ног на пятки, притопывание ногой, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением, повороты вокруг себя. Развитие элементарного танцевального творчества | 5 5 | Март, апрель, май |
Итого:30 занятий (600 минут)
Обучение приемам игры на музыкальных инструментах
№ | тема | Количество занятий в месяц | Время проведения |
1кв. | Знакомство с музыкальными инструментами (погремушки, бубен, звоночки) Обучение приемам игры на музыкальных инструментах Совместное музицирование | 3 5 2 | Сентябрь, октябрь, ноябрь |
2кв. | Обучение приемам игры на музыкальных инструментах(ложки, дудочки) Совместное музыцирование Эксперимент с шумовыми игрушками | 5 3 2 | Декабрь, январь, февраль |
3кв. | Обучение приемам игры на музыкальных инструментах (молоточки, барабан) Совместное музицирование Эксперимент с музыкальными и шумовыми инструментами (оркестр) | 5 3 2 | Март, апрель, май |
Итого:30 занятий (600 минут)
Диагностический блок
Оценка уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений по музыкальному воспитанию.
Предлагаемый мониторинг разработан с целью оптимизации образовательного процесса. Чтобы добиться результатов, был разработан принцип использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка».Система мониторинга позволяет осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
1 балл-ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балл-ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балл-ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балл-ребенок выполняет предложенные задания самостоятельно.
Таблицы мониторинга заполняются три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. Предлагается использовать ручки разных цветов для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами осуществляется в два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей).
Этот показатель необходим для написания характеристики на каждого ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить по столбцу и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще-групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к ПМПК), а так же для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно определять трудности реализации программного содержания в группе и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными результатами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или обще-групповому параметру развития больше 3,8.Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка. Среднее значение менее 2,2 будут свидетельствовать о не усвоении программного содержания.
Наличие математической обработки результатов мониторинга, уровней овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательным областям обусловлено необходимостью учета промежуточных результатов в освоении каждым конкретным ребенком общеобразовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Следующим этапом диагностики будет перевод результатов мониторинга в образовательные уровни:
очень низкий уровень - от 0 до 1 балла
низкий уровень - от 1 до 2-х баллов
средний уровень - от 2 до 3-х баллов
высокий- 4 балла
Слушание музыки:
0-музыка не вызывает никаких эмоциональных реакций, складывается впечатление, что ребенок ее не воспринимает;
1-проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание отдельных музыкальных произведений, сопровождает отдельными действиями (движения руками, головой, ногами, танцевальные движения), которые не всегда соответствуют ритму;
2-сам сосредоточивается на некоторое время на звучании музыки, однако без поддержки взрослого не может дослушать его до конца;
3-с удовольствием слушает музыкальные произведения разного жанра и характера, однако часто отвлекается; определяет простые музыкальные образы;
4-заинтересованно слушает разнохарактерные музыкальные произведения разных жанров, определяет характер, динамику произведения (тихо, громко).
Пение:
0-петь не умеет, смысла действия не понимает;
1-пропевает отдельные слоги, слова не ритмично, с помощью взрослых;
2-пытается исполнять некоторые детские песни, подражая взрослым, неритмично пропевает слова;
3-знает отдельные детские песни, исполняет их вместе с взрослым, преимущественно воспроизводит их ритм;
4-знает многие детские песни, исполняет их при поддержке взрослого, по возможности воспроизводит их мелодию и ритм.
Музыкально-ритмические движения:
0-тацевать не умеет, эмоциональный отклик на звучание музыки отсутствует;
1-по показу взрослого выполняет 2-3 простых танцевальных движений (хлопки, притопы ногами, вращение кистями рук), на изменения звучания музыки не реагирует;
2-вслед за взрослым выполняет различные несложные танцевальные комбинации по одному и в паре, с предметом и без него, частично слышит и реагирует на изменения в звучании (темпа или динамики);
3-передает в движении бодрый и спокойный характер музыки, владеет техникой выполнения несложных танцевальных движений (кружиться в паре и по одному, притопывать ногой, выполнять пружинки, танцевать с предметами);
4-передает различные по характеру музыкальные образы, слышит и самостоятельно реагирует на изменения звучания (темпа, динамики, регистра), выполняет танцевальные движения самостоятельно.
Игра на музыкальных инструментах:
0-играть на музыкальных инструментах не может, от совместных действий отказывается;
1-пытается играть на одном музыкальном инструменте с помощью взрослого, узнает его на слух;
2-владеет приемами игры на отдельных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, молоточек, ложки, погремушки), частично узнает их звучание на слух;
3-владеет приемами игры на разных музыкальных инструментах (звоночки, барабан, треугольник, металлофон), и шумовых инструментах (трещотки, ложки), узнает их на слух, передает несложный ритмический рисунок;
4-играет на разных музыкальных инструментах, передает простой ритмический рисунок самостоятельно, узнает звучание музыкальных инструментов на слух по их тембру.
Театрализованная деятельность:
0-интерес к театральному действию отсутствует, ребенок отказывается от попыток взрослого привлечь его к участию;
1-проявляет частичный интерес к театральному действию, развитие сюжета не воспринимает;
2-эмоционально реагирует на отдельные театральные куклы кукольного театра с четко выраженным образом;
3-проявляет интерес к участию в театральном действии вместе с взрослыми, эмоционально реагирует в процессе действия (мимикой, жестами, движениями рук и ног);
4-заинтересованно смотрит театральные постановки с участием взрослых и детей, проявляет инициативу в участии, распознает и называет персонажей, дает несложную характеристику героям сказки.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Все предметы должны быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления деятельности
Материально-техническое обеспечение программы
Функциональное использование музыкального зала | Оснащение |
Музыкально- развивающая деятельность
Консультативная работа с педагогами, родителями. | Компьютер. Фортепьяно. Музыкальный центр,аудиозаписи, кассеты, диски. Перечень дидактических игр и упражнений: - по развитию динамических ощущений; - по развитию восприятию звуковысотного восприятия; - по развитию эмоционально-волевой сферы; - по развитию речи; - по развитию ручной и мелкой моторики. Иллюстративный материал по темам. Подбор дидактических игр Музыкальные инструменты. Предметы для развития движений: платочки, погремушки, листочки, флажки, куклы для танццев. Магнитная доска, набор магнитов. Шкафы для методической литературы, пособий. Полочки для пособий и игрушек. Музыкальные инструменты. Развивающие игры. |
Программно-методическое обеспечение рабочей программы
Образовательная ооласть | Основные направления развития детей | Используемые программы, методические пособия | |
Музыка | Развитие слухового внимания, эмоционально-волевой сферы. Формирование интереса к музыкально-игровой деятельности. Развитие ритмических, певческих навыков с помощью взрослого. Обучение приемов игры на музыкальных инструментах. Развитие музыкально-игрового творчества. | Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до года», Комарова Т. С. «Музыкально-дидактические игры», Ветлугина Н. А.« Музыкальные занятия», «Михайлова Н. А. «Развитие музыкальных способностей», «Добровольская Н. В. «Методика музыкального воспитания детей», журнал «Музыкальная психология и психотерапия» |
Литература.
1. Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 тт. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. Матюшкина.– М.: Педагогика, 1983.– 368 с.
2. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис.... канд. педагог. наук. - М., 1976. – 20 с.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - 6. – С. 25 – 34.
4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2000. - 3. – С. – 66 – 78.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2003, 2005, 2007. – 270 с.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2006. – 6. – С. 3 – 14.
8. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1976.
Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). – М., 1977. – 33 с.
9. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. – Автореф. дис….психол.наук. – М., 1980. – 17 с.
10. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. –
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыкальному воспитанию и обучению детей тре лет, на основе духовно-нравственной православной музыкальной традиции
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо музыкальному воспитанию и обучению детей трёх лет, на основе духовно-нравственной православной музыкальной традиции. ДПБДОО «Истоки» г. Рыбинс...
Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".
ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...
Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей
Выпускная курсовая работа "Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей"...
адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд
адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ 5-8 классов расчитаная на 106 часов...
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) 5 класс...
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классах
Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классахСпециальные условия получения образования детьми с нарушениями...