Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Рабочая программа по предмету «Музыка»  для основной школы предназначена для учащихся 6 класса.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_moya_16-17.docx82.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

 

             

                                                                                           

Рассмотрено на заседании МО (протокол №__от______2016 г.) Подпись_____________

Согласовано: зам.директора по УВР Подпись_________/Бадмаева Э.Ж./

 Утверждено приказом директора школы (приказ №___от______2016 г.) Подпись ________ /А.Б.Цыремпилов/

Рабочая программа

Предмет: Искусство (музыка)

Класс: 6

Составитель: учитель музыки Аюшеева С.Ц.

с. Алла

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка»  для основной школы предназначена для учащихся 6 класса.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
  • Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577;
  • «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
  • Федеральных перечней учебников на 2016/2017 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 (ред. от 08.06.2015) с изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
  • СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район»  №374 от 11 мая 2012 г.;
  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК, принадлежащего предметной  линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод художественного контекста;

-метод создания «композиций»;

-метод междисциплинарных взаимодействий;

-метод проблемного обучения;

-метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия -  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.

Количество часов в I полугодии - 16;

Количество часов во II полугодии - 18.

Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики», «История».

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • ценностно – ориентационная сфера:
  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
  • трудовая сфера:
  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
  • познавательная сфера:
  • формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  • Осуществить действия по реализации плана.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
  • Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
  • Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.
  • Составлять простой и сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
  • Учиться критично относиться к собственному мнению.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
  • вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
  • вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Предметные результаты:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Содержание учебного предмета

6 класс

Тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. НРК Певцы Бурятии.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Певцы Бурятии: Б.Балдаков, Д.Дашиев,  Е.Шараева, О.Жигмитова

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Творчество Б.Балдакова, Д.Дашиева, их талант и мастерство. Прослушивание музыкальных произведений в исполнении Е.Шараевой, О.Жигмитовой.

Урок 6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

 Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 9. Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. НРК Народное искусство Бурятии.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Знакомство с бурятским народным инструментом – морин-хур.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 11. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 12. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

 Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  13 - Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16. Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Музыкальный материал для слушания:

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
  • Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
  • Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
  • Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев.
  • Лесной царь. Ф. Шуберт, слова  В. Гёте, русский  текст B. Жуковского.
  • Шестопсалмие (знаменный распев).
  • Свете тихий. Гимн (киевский распев).
  • Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
  • Русские народные инструментальные наигрыши
  • Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни).
  • Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин.
  • Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
  • В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
  • Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
  • Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
  • Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
  • Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
  • Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене   (фрагменты) К. Орф.
  • Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
  • Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
  • Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
  • Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
  • Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора.
  • Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
  • Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
  • Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
  • Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
  • Бог осушит слезы. Спиричуэл.

Музыкальный материал для пения:

  • Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
  • Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
  • Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
  • Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
  • Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
  • Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
  • Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  • Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Тема  II  полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Урок 17. Джаз – искусство 20 века.   

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 18. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 19.  Инструментальная баллада.    

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.

Урок 20. Ночной пейзаж.  

Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 Урок 22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. 

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Урок 23 - Урок 24.  Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25 - Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 27  -  Урок 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29 - Урок 30.  Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 31 – Урок 32. Мир музыкального театра. 

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 33. Образы киномузыки.  -  Урок 34. Образы киномузыки. Обобщающий урок. 

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Музыкальный материал для слушания:

  • Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
  • Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
  • Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
  • Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
  • Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
  • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
  • Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
  • Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
  • Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
  • Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
  • Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
  • Ave, verum. В.-А. Моцарт.
  • Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
  • Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
  • Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
  • Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
  • Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
  • Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
  • Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
  • Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
  • Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
  • Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.      Рождественского.
  • Город Нью - Йорк. Блюз.
  • Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
  • Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
  • Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Музыкальный материал для пения:

  •  Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
  • Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
  • Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
  • Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
  • Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
  • Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
  • Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Описание материально-технического и учебно-методическое обеспечения

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

6 класс

  1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. «Музыка.     6 класс», М.,  Просвещение, 2013 г.
  2. «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2012 г.
  3. Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
  1. Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
  2. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
  3. Методическая литература: Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
  3. Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: путпрофессионального становления. – Саратов, 2007.
  4. Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
  5. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
  6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.
  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
  8. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
  9. Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
  10. «Шедевры мировой классической музыки». Москва – 1999.
  11. Доломанова Н.Н. «Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет». Москва – 2003.
  12. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке». Ленинград – 1982.

Список литературы

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015  гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Примерные программы по учебным предметам.  Искусство.  5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  8. Авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год);
  9. Алеев В.В., Науменко Т.Н. «Музыка 1-4 кл., 5-8 кл.»: программы для общеобразовательных учреждений. Москва – 2007 г.
  10. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  11. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 классов образовательных учреждений разных авторов – издательства  «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.
  12. Учебники по предмету «Музыка» для основной школы из Федерального перечня рекомендованных и допущенных на 2015/2016 учебный год.
  13. Методическая литература: Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2007.

Медиаресурсы

  1. Шедевры мировой классической музыки.(97 кассет) «Мир книги» - 2003.
  2. По страницам итальянских опер (5 кассет) «ТВИК-трек» и «Артафон» - 1999.
  3. Энциклопедия для детей. «Музыка эпохи Возрождения до 20 века» (CD) «Аванта» - 2003 г.
  4. «Песни души» М.Елбонов. (CD) Улан-Удэ – 2004 г.
  5. Елена Шараева. Концерт. (DVD)  Улан-Удэ – 2004 г.
  6. «В свете лунных глаз» О.Жигмитова. (CD)  Екатеринбург – 2010.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  4. Классическая музыка. - http://classic.chubrik.ru
  5. Музыкальный энциклопедический словарь. - http://www.music-dic.ru
  6. Музыкальный словарь. - http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

Учебно-практическое оборудование

  1. Музыкальный инструмент (клавишный синтезатор, фортепиано);
  2. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран проекционный
  4. Музыкальный центр
  5. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема учебного занятия

 Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

план

факт

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч.)

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

2

Образы романсов и песен русских композиторов Старинный русский романс.

1

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

4

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. НРК Певцы Бурятии

1

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

7

Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения.

1

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором»;

– вычитывать все виды текстовой информации.

8

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К)Умение работать в коллективном творчестве.

9

Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. Народное искусство Бурятии.

1

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

10

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

11

«Фрески Софии Киевской».

1

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

12

«Перезвоны». Молитва.

1

Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

П.: ориентация в разнообразных способах решения;

К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана».

1

(Р)Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Раздел 2: Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч.)

17

Джаз – искусство XX века.

1

Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К.: уметь участвовать в хоровом пении. 

(Работа в группе)

18

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

19

Инструментальная баллада.

1

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

20

Ночной пейзаж.

1

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

21

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

22

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

23

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

1

(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

(П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

24

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

1

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная)

25

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

(П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

26

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи  

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

(К)  При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

(Р)Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

31

Мир музыкального театра.

1

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.  

32

Мир музыкального театра.

1

(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

(П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

33

Образы киномузыки.

1

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).  

(П) Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К)Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

34

Образы киномузыки. Обобщающий урок

1

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.  

ИТОГО:

34



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса научится:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

Получит возможность научиться:        

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...