Открытый урок "С Амадеем по Европе".
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Милютина Светлана Анатольевна

Открытый интегрированный урок для учеников 7 класса по предметам музыка и география.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_motsart.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya12.ppt1.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План интегрированного урока география и музыка в 7 классе.

        Тема:С Амадеем по Европе.

        Цель урока: Через знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, маршрутами его концертных поездок по странам Европы формировать у учащихся  понимание целостности мира, объединяющим началом в котором являются духовные ценности.

        Задачи.

        1. Обобщить знания учащихся по теме "Страны западной Европы", дополнив их новой культурно-исторической информацией.

        2. Развивать:

        - умение работать с различными источниками информации;

        - устную монологическую речь;

        - самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

        3. Воспитать:

        - географическую и эстетическую грамотность учащихся;

        - интерес и уважение к культуре изучаемых стран.

        Оборудование урока: физическая и политическая карты Европы, портрет Моцарта, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

        Оформление доски: тема урока, портрет Моцарта, флаги (или их цверная имитация) Австрии, Германии, Франции, Великобритании.

                          ХОД УРОКА

        ***Звучит  "Маленькая ночная серенада" , (фонограмма).

        Учитель геог: Дорогие друзья! Сегодня на уроке мы знакомимся со странами западной Европы.

        Учитель муз: Но урок будет необычным - мы посетим страны, связанные с именем и творчеством великого композитора, озарившего светом своего гения весь мир - Вольфганга Амадея Моцарта. В путешествии нам помогут "жители" этих стран.

        Ученик - "австриец": Я, житель Австрии, сегодня расскажу вам о своей стране. Австрия - государство в центральной часть Европы. Столица: Вена. Австрия разделена на 9 федеральных земель: Вена, Зальцбург, Тироль, Каринтия, Верхняя Австрия, Нижняя Австрия, Бургенланд, Штайермарк, Форальберг.

        Страна небольшая - её площадь 83859 км. кв. 70% территории страны занимают Восточные Альпы. Здесь находятся горнолыжные и термальные курорты, красивые города. В межгорных впадинах расположены многочисленные реки. Альпийские горы - место обитания оленей и серн. Низменность - равнина по дунаю. На юге Австрии в Каринтии расположено более тысячи озёр с чистейшей питьевой водой, на берегах которых раскинулись уютные маленькие городкис развитой инфраструктурой.

        В Австрии живёт около 7,9 млн. человек. 96% населения - австрийцы. Кроме того, есть хорваты, венгры, словенцы, чехи, итальянцы, сербы и румыны. Официальный язык - немецкий.

        Австрия - страна высокой культуры. Множество художественных ценностей, памятников старины, замков, дворцов, театров и музеев находятся в её городах, прежде всего, в Вене.

        Учитель муз: Сейчас мы с вами посмотрим фильм о культуре Австрии, где будут называться фамилии знаменитых композиторов и других деятелей культуры, музыкальные театры, музыкальные школы и другие учебные заведения.

        ***Презентация фильма «Культура Австралии» (диск) 7-8 мин.

        Учитель геог:  Посмотрите на политическую карту Европы и назовите государства, с которыми граничит Австрия.

        Ученики: На севере Австрия граничит с Чехией, на северо-востоке - со Славакией, на востоке - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией.

        Учитель геог: * Выделите Австрию на контурной карте, подпишите название страны и столицы.

                              * Пользуясь климатической картой, определите, в каком поясе находится Австрия, какой тип климата характерен для этой страны (умеренный пояс - умеренно-континентальный тип климата).

                              * Попросим нашего австрийского проводника рассказать нам подробнее о климате страны.

        Ученик - "австриец": В стране с ярко выраженным горным рельефом климат не может быть разнообразным. В горах суровые зимы и жаркое лето. Здесь очень чистый воздух, в озерах - чистоя вода, а также множество заснеженных склонов и ледников, катание на которых длится круглый год.

        Восточная равнина в зоне континентального климата. На юге страны, в Каринтии, уникальный климат. Он близок к средиземноморскому, но без изнуряющей жары, так как похладный и целебный горный воздух смешивается здесь с прогретым воздухом долин.

        Учитель геог: * При помощи комплексной карты определите:

                               ? какие полезные ископаемые добываются на территории Австрии (железные руды, графит);

                               ? какие области промышленности и сельского хозяйства развиты в стране (производство машин, приборов, оборудования, текстиля,молочных продуктов; животноводство).

        Учитель геог: Одним из крупнейших городов страны является Зальцбург. Он находится на западе страны у северного подножья Альпийских гор на берегах реки Зальцах. С незапамятных времён здесь добывается соль (по немецки Saiz), отсюда и название города, а также земли, чьей столицей он является. Зальцбург славится красивыми озёрами, целебными источниками, старинной архитектурой, замками и дворцами. Но в мире много красивых мест и памятников культуры.

Учитель муз: Зальцбург связан с именем Моцарта и гордится этим, как и вся страна.

На доме, в котором 27 января 1756 года родился великий композитор, а сейчас находится его музей, всегда висит национальный флаг.

Семья Моцартов была очень дружной. В доме всегда звучала музыка, ведь отец, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом и композитором. Заметив интерес сына к музыке, он стал ежедневно заниматься с ним, а когда Вольфганг начал сочинять, записывал на нотной бумаге его первые произведения, которые назывались просто: Аллегро(быстро)и Анданте(медленно). Юному композитору тогда было 5 лет. Мы с вами сейчас послушаем одно из сочинений Юного Моцарта.

        ***Звучит   "Фортепианная соната №15", 1.31 мин, (фонограмма).

        Учитель муз: Маленький Моцарт выступал в странах Европы. Мы с вами сейчас "отправимся" в Германию, страну, в которой началась концертная жизнь Моцарта. А поможет нам в путешествии по Германии 21 века наш немецкий гид.

        Ученик - "немец": Моя страна, Федеративная республика Германия (или просто Германия), расположена в Западной Европе. Столица Германии - Берлин, язык - немецкий, население -  более 80 млн человек.

        Учитель геог: С какими крупными государствами граничит Германия? Какие моря её омывают? Нанесите границы страны на контурную карту.

        Ученик - "немец":  По природным условиям Германия неоднородна. Северная её часть представляет собой сформировавшуюся во время Ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы. По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными их них являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.

        Учитель геог: * Нанесите эти реки.

        Ученик - "немец":  Погода часто носит переменчивый характер. Посреди лета может быть тепло и солнечно, но уже на следующий день может стать холодно и пойти дождь. По-настоящему экстримальные природные явления (сильные засухи, торнадо, штормы, сильный мороз или жара) относительно редки. Это так же связано с тем, что германия находится в умеренном климатическом поясе.

        Учитель геог: * Пользуясь комплексной картой, расскажите о хозяйственной деятельности населения в разных частях страны.

        Учитель геог:  Такова Гармания сегодня. Это богатая, развитая современная страна. Но она не утратила своего культурного наследия, бережно храня памятники истории. На слайде мы видим современные суда, плывущие по Дунаю. Именно в Германии эта крупнейшаая река Европы берёт своё начало. Обратите внимание на архитектуру набережной - таким был облик городов и во время Моцарта.

        Учитель муз: Став взрослым, композитор не раз бывал в Германии, посетил Дрезден, Лейпцик, Берлин, где много и с блеском выступал. Большим успехом пользовались фортепианные концерты Моцарта, т.е произведения для солирующего фортепиано с оркестром. Пусть эта музыка прозвучит сейчас. Мы слушаем фрагмент Концерта №24 для фортепиано с оркестром. Перед прослушиванием я хотела бы обратить ваше внимание на партию оркестра и партию фортепиано. Ведь "концерт" означает - соревнование.

        ***Звучит  фрагмент Концерта №24 для фортепиано с оркестром, 4.38 мин.. (фонограмма).

        Вопросы и задания: * Теперь, когда мы прослушали произведение, давайте определим характер приизведения.

                                        * Каким одним ключевым словом можно охарактеризовать это произведение?

                                        * Откройте свои словари эстетических эмоций и запишите ваши эмоции от музыки, которая прозвучала.

        Учитель муз: В ноябре 1763 года семейство Моцартов прибыло в Париж. Вольфганг был принят в Версале, королевском дворце, где в невиданной роскоши жил Людовик 15 и его семья. И королевские особы, и весь парижский свет были в восторге от необычных способностей маленьного виртуоза.

        Учитель геог:  Париж в 18 веке был одним из самых крупных, славных и богатых городов в Европе. Таким он является и сейчас. Версаль, Лувр, собор парижской богоиатери и другие памятники культуры привлекают миллионы туристов, позднее Моцарт посетил и другие города Франции - Кале, Лилль, Дижон, лион. Сегодня и мы побываем во Франции.

        Вопросы и задания:

        * Расскажите о географическом положении Франции.

        * Назовите крупнейшие города и реки страны.

        * Найдите на комплексной карте месторождения полезных ископаемых.

        * Охарактеризуйте сельское хозяйство и промышленность Франции.

        Учитель геог:  Спросим у "жителя Франции", в какое время года нам лучше посетить страну.

         Ученик - "француз": Следует определиться, куда вы хотите ехать - в Париж, на море или в горы и учитывать особенности нашего климата. Климат во Франции умеренный морской, на востоке переходный к континентальному, на Средиземноморье - субтропический. Лето достаточно жаркое, зима мягкая и довольно сырая, хотя снег идет редко. Наиболее благоприятное время для посещения Парижа - май и сентябрь-октябрь, морских курортов - сентябрь. Горные районы имеют свой микроклимат, присущий районам высотной поясности. На Корсике длинное, жаркое и достаточно холодные зимы, на горных склонах снег лежит до июня. Очень велико влияние ветров, каждый из которых имеет своё название - "либбекио", "мистраль" (северные и западные), "сирокко" (юго-западный),"леванте" (восточный),"грекале"(северо-восточный) и "трамонтане" (северный) и по-своему влияет на погоду. Лучшие месяцы для отдыха на Корсике - май-июнь и сентябрь-октябрь.  

        Учитель муз: Спасибо за информацию.

        Францию называют раем для туристов. Но для Моцарта она вовсе не была раем. Он приезжал туда не отдыхать, его дни были наполненны напряженным трудом - многочасовые концерты, сочинение музыки. Но этот труд был радостным, ведь Вольфганг занимался любимым делом - музыка была всей его жизнью. Не случайно произведения, написанные в Париже, носят светлый жизнерадостный характер. Среди них - сонаты, произведения для клавесина, состоящие из трех контрастных частей. Очень популярна Соната Ля-мажор, третья часть имеет авторское указание "Alla turca", т.е. "в турецком роде". Часто её называют "Турецкий марш".

        ***Звучит   финал Сонаты A-Dur   ("Турецкий марш"), 3.31.,(фонограмма).

        Вопросы и задания: * Скажите мне пожалуйста, что вы представили под эту музыку?

                                        * Давайте теперь зарисуем это произведение (монотипия).

        Учитель муз:  В Западной Европе есть ещё одна страна, оказавшая влияние на становление Моцарта как музыканта. В ней он познакомился с новым инструментом - фортепиано (тогда его называли "пианофорте", пришедшим на смену клавиру. В ней он освоил новые музыкальные жанры.

        * А какие музыкальные жанры знаете вы?

        Учитель геог:  Эта страна славится своей высокой культурой, развитой экономикой, высоким уровнем жизни. Это страна средневековых замков, зелёных лугов, это родина футбола. Она находится на островах и названа по имени самого большого острова.

        * Назовите её.

        Ученики: Великобритания.

        Учитель муз:  Предоставим слово Леопольду Моцарту, отцу композитора.

        Ученик - "Леопольд": Этот портрет сделан во время нашего пребывания в Лондоне в 1764-1765 году. На нем Вольфгангу 9 лет. Моя жена, Анна Мария была против этой поездки: она боялась, что облачная погода, туманы и постоянные моросящие дожди Британских островов повредят детям. Но я настоял: эта поездка была для сына очень важной. Мы всей семьёй отправились туда из Парижа, переплыли Ла-Манш и прибыли в столицу. Лондон был одним из крультурных центров Европы. Королевская семья и английская знать высоко ценили изящные искусства и покровительствовали им. Здесь жили и работали лучшие музыканты своего времени. Среди них - сын великого Баха, Иоган Христиан Бах, который полюбил мальчика и много занимался с ним.

        Вольфганг был живым и любознательным ребёнком. Его радовали новые впечатления. Он с удовольствием гулял по набережной Темзы, осматривал Тауэр, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство. Но ничего не могло сравниться с той радостью, которую он получал от музыки.

        Волфганг много концертировал. Он выступал перед королевской четой, в домах аристократов, а также давал публичные концерты. Мои дети имели такой огромный успех, что я даже позволил публике присутствовать на их ежедневных домашних репетициях. Но гораздо важнее исполнительского успеха было то, что в Великобритании Вольфганг сильно вырос как композитор. Здесь он сочинил свою первую симфонию.

        Учитель муз:  Симфония - крупное произведение для оркестра в четырёх частях - станет одним их главных жанров в творчестве Моцарта. Необычно искренняя и трепетно-нежная музыка в симфонии № 40, №41"Юпитер" восхищает слушателей уже более двух сот лет. Сегодны они звучат для нас.

         ***Звучит   Симфония №40 и №41 "Юпитер",(фонограмма).

        Вопросы и задания: * Охарактеризуйте в крации каждое произведение.

        Учитель геог:  Друзья сегодня мы следом за Моцартом "побывали" в четырёх странах Западной Европы. Воспользуйтесь атласом и ответьте на вопросы: что общего в этих странах, что их объединяет?

        Ученики: - Это страны Западной Европы.

                        - Это страны умеренно-тёплого пояса.

                        - Страны находятся в области умеренно-континентального климата.

                        - Страны находятся в зоне смешанных и широколиственных лесов.

                        - На равнинах этх стран преобладают бурые лесные почвы.

                        - Территории этих стран связывают Альпы.

                        - Эти страны связаны с именем и творчеством Вольфганга Амадея Моцарта.

        Учитель геог:  Да, ребята, вы правильно ответили. С одной стороны, в этих странах различный ландшафт, различный климат, люди говорят на разных языках. И тем не менее у народов этих стран много общих интересов, они сотрудничают между собой и имеют общие духовные ценности.

        Учитель муз:  Среди вечных ценностей - музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Каждая из этих стран внесла свой вклад в становление музыканта и композитора. Он же озарил их светом своего таланта, и сейчас, спустя столетия, его музыка несёт радость людям всех стран на всех материках.

        Учитель геог:  Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке и заслужили хорошие оценки. Я прошу вас дома:

                * отметить на контурной карте те страны, которые мы "посетили" вместе с Моцартом, подписать названия их столиц и крупнейших рек;

                * составить сравнительную характеристику двух "моцартовских" стран по вашему выбору с учетом их природной и социально-экономической специхики.

        Учитель муз:  В сумрачный зимний день 1791 года в австрийском Зальцбурге перестало биться сердце Великого композитора. Но спустя много лет его знают и помнят. Эта память живёт в волшебных звуках музыки Вольфганга Амадея Моцарта.

        Как-то Геннадий Николаевич Рождественский заметил:"Каждое соприкосновение с творчеством Моцарта - это всегда уроки для любого музыканта". Точнее и лучше сказать невозможно.

        31 января в концертном зале Российской Академии Музыки им. Гнесиных состоялось торжественное закрытие Четвёртого Московского Открытого Фестиваля детских камерных ансамблей им. В.А.Моцарта. Более 150 юных исполнителей демонстрировали слушателям своё мастерство.

        Перед жюри, которое отметило высокую профессиональную подготовку всех участников, стояла непростая задача: определить дипломантов фестиваля и выдвинуть на Гала-концерт лучшие 10 ансамблей.

        * И в конце урока я предлогаю вам чайнворд "Степени к Моцарту", который позволит применить знания по географии и музыке, полученные на сегодняшнем уроке.

        ***Звучит  "Реквием" последнее произведение Моцарта,(фонограмма).

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

"С Амадеем по Европе"

Урок  географии  по теме: "Страны Зарубежной Европы"( Рекомендуется при использовании объединить в одну презентацию)...

Открытый урок "Население Зарубежной Европы"

Открытый урок по географии для учащихся 10-11 классов....

Сценарий спектакля "Щелкунчик" по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

  Сценарий новогоднего представления-сказки "Щелкунчик" написан по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Сюжет сказки "Щелкунчик...

Уроксем хыççăн ачасене тĕрлĕ енлĕ аталантарасси

XXI ĕмĕрте пирĕн пурнăç çав тери улшăнчĕ, нумай çĕнĕлĕх кĕчĕ. Уйрăмах техника тĕлĕшĕнчен. Çакă вĕрентў ĕçне те пысăк улшăнусем кĕртрĕ. Паян шкулта ачана пĕлў пани çеç çителĕксĕр –ăна хăй т...

Тесты по истории (Великие географические открытия и Реформация в Европе)

Данные тесты можно использовать на обобщающих урокакх в качестве проверки усвоения маетриала после прохождения тем "Великие географические открытия" и "Реформация в Европе"...

Доклад на эрзянском языке «Эрзянь келень уроксо тиринь масторонть вечкеме тонавтомась»

laquo;Эрзянь келень уроксо тиринь масторонть вечкеме тонавтомась»...