Сценарий спектакля "Щелкунчик" по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"
план-конспект

Тимиркаева Вероника Ивановна

    Сценарий новогоднего представления-сказки "Щелкунчик" написан по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Сюжет сказки "Щелкунчик" хорошо подходит для постановки в школе для детей младшего школьного возраста. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Новогодняя сказка "Щелкунчик"  вводит юных зрителей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями. Выражает глубокие моральные идеи. "Щелкунчик" учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий музыкального спектакля 
по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»


песня (Е.С.)

Звучит фон.

Девочки-солисты:

Новогодний праздник так чудесен

И прекрасен в ярком облачении.

Мы сегодня погрузимся в сказку

Где добро и зло ведут сражение.

В детство может вам случится возвращение,

Мы расскажем вам историю одну.

Так пусть свершится это превращение

Вперёд, друзья, в волшебную страну!

Звон колокольчика.

Из зрительного зала выходит фея

Фея:  Идет Новый год – Он близок уже.

Пришла к вам из сказки, Я – Фея Драже!

В час Новогодний вас ждут чудеса

Слышите? Здесь оживают

Доброй сказки голоса.

Хотите послушать сказку о Щелкунчике и Мышином короле?..

 Всё это началось в чудесный рождественский вечер, когда во всех домах маленького городка шли весёлые праздничные приготовления. В этот вечер детям весь день не разрешалось входить в гостиную, там готовили ёлку. (уходит через лестницу за кулисы)

Музыка.

Выбегают весёлые девочки и Мари в масках, начинают рассматривать подарки, восхищаться.

Танец «Снежинок» под музыку из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев»

Девочки убегают

Мари остаётся возле ёлки, открывает коробку, достаёт Щелкунчика, рассматривает:

Мари: А это что ещё такое? Какой ужасный уродец! Играть с таким бы я не стала!.. А! Так это Щелкунчик! Ну-ка, разгрызи для меня этот орех! (раскалывает орех) Спасибо, Щелкунчик! Какой ты отважный и сильный! Не дам тебя в обиду никому! Как жаль, что ты всего лишь игрушка, и ты не можешь со мной поговорить и поиграть… Ах, как грустно вечером, особенно под Новый год, вот так сидеть одной …

Звон колокольчика

фея:  Милая Мари! О чем ты так грустно беседуешь у этой праздничной ёлки с Щелкунчиком?

Мари: Добрая Фея, как хорошо, что ты пришла. Я говорю о том, что самое прекрасное и волшебное происходит только в сказках и только со сказочными героями. Сначала они бывают уродцами или замарашками. А потом они превращаются в принцев и принцесс... А в жизни все наоборот! 
Мари:  Даже ели сильно хочешь отправиться в далекую сказочную страну, это так и остается твоей новогодней мечтой!

фея:    (огорченно)Ах!. То что ты говоришь, действительно очень грустно. Дети не верят в чудеса!

Мари:   Да я бы рада поверить, но со мной никогда ничего чудесного не происходит.

фея: А вы ты не хотела бы попасть в самую настоящую сказку и испытать настоящее волшебство?
Мари: (воодушевленно) Конечно! А это возможно?

Фея: Всё возможно! Если очень хотеть и очень-очень верить!

Мари:  Конечно хочу!

Фея: Тогда вы должны пропеть со мной волшебную песенку. Слушайте меня внимательно, а потом повторяйте!

                    Во время вступления Фея поёт, плавно кружится и удаляется за кулисы.
                                     Песня Доброй Феи. «Если дети верят в чудо...»

Если дети верят в чудо
То однажды в Новый год
К ним неведомо откуда
Сказка добрая придет
Сказка дивной красоты 
И возвышенной мечты
Сказка тихих светлых снов
И волшебных добрых снов!
Сказка приди!

И, если сердце доброе, то может

Сегодня чудо здесь произойдёт.

Мне палочка волшебная поможет:

Взмахну ей, и Щелкунчик оживёт!

(Фея берёт игрушку Щелкунчика, взмахивает палочкой и появляется Щелкунчик над ширмой. Фея уходит )

Прибегает Мари с орехами:

Мари: Щелкунчик, ты ожил?!

Щ: Да, Мари, ведь сегодня предновогодняя ночь, и если у детей доброе сердце, то чудеса обязательно происходят!

Мари: Вот здорово! У меня появился друг! Ах, спасибо, добрая фея! Но почему ты грустишь, Щелкунчик?

Щелкунчик: О, милая Мари, хочешь, я расскажу тебе мою историю?

Мари: Будь любезен…

 Щ: представь себе, ведь я когда-то был прекрасным принцем, жил в королевском дворце короля. Жизнь во дворце была прекрасна. Одно омрачало их жизнь – несметные полчища мышей, которые наведывались на королевскую кухню! И вот однажды по приказу короля были сделаны искусные мышеловки и множество мышей в них, естественно, попалось. И лишь мышиный король с горсткой уцелевших родственников покинули эти места. Но, желая отомстить, сказал: «Берегись, король, как бы король мышей не загрыз малыша-принца!» И, представь себе, однажды ночью нянька увидела, как большая мышь наклонилась над колыбелькой... Что стало после этого с хорошеньким принцом? Он превратился в настоящего урода! Прошло много лет, прежде чем звёзды подсказали королевскому звездочёту, как спасти принца: нужно было, чтоб я победил злого Мышиного короля и забрал у него орех Кракатук, который его прячет в короне, и разгрыз этот самый твёрдый в мире орех-Кракатук.

Мари: Теперь я уверена, что ты, добрый Щелкунчик, и правда тот самый юноша. Ведь, ты слышишь меня и знаешь, как хорошо я к тебе отношусь? Рассчитывай же на мою помощь, когда она тебе понадобится! Мы победим Мышиного короля и отыщем орех Кракатук, и тогда ты снова станешь преждним!

Тревожная музыка.

Мари увидела мышей и пятится назад, спряталась.

Выходят мыши, исполняют «танец мышей».

Мышь 1 (худой, писклявый голос). (Выглядывает) «Выходи, не  бойся!»

Мышь 2 (полный, грубый голос). (Выглядывает и опять прячется) «Ой, боюсь, боюсь, боюсь!»

Мышь 1 «Выходи, тут одни дети!»

Мышь 2 Выходит, озирается.

Мышь 1 «Смотри, какая елочка красивая! Сколько на ней игрушек!»

Мышь 2 «А съедобное на ней что-нибудь есть?»

Мышь 1 Подходи поближе, будем искать. ( Осматривают елку.)

Мышь 2 «Вон тот желтенький шарик так на сыр похож! А вот, конфетка, какая! Дай-ка, я ее съем!»

Мышь 1 (Одергивает) «В незнакомом месте ничего есть нельзя! Можно отравиться или в мышеловку попасть»

Мышь 2 «А я все равно грызть буду!»

Мышь 1 «Подожди, я вот тут одну научную книгу грыз, так там сказано, что под елку принято  вкусные подарочки прятать»

Мышь 2 Так они, наверное, под елочкой и лежат! Пошли их искать. ( Идут в разные стороны, нюхают, доходят до принца.)

Мышь 2 Это кто такой?

Мышь 1 Это, наверное, принцесса! Я на картинке видел! Очень похож!

Т. Она вкусная?

Мышь 1 Ты что? Она же не съедобная! Да и вообще, хватит уже о еде! Зато здесь есть целая коробка с марципановыми угощениями!

М2. Да у меня же зубы чешутся! Давай у неё хоть немного чего-нибудь погрызем!

М 1 Ну ладно, давай!

М2. Хи-хи-хи! Отдай мне весь свой марципан, глупышка, а не то я загрызу твоего Щелкунчика!

 

Мари: Не трогайте Щелкунчика! Я отдам тебе даже своих сахарных куколок!

 

Мышь 1. А завтра я заберу твои книжки с картинками, а Щелкунчика поймаю и покусаю! Ха-ха-ха!

 

Мари стоит в ужасе, появляется мальчик-Щелкунчик.

Щелкунчик:

Кто тут ломает игрушки,  шуршит?
Кто ночью дела свои злые вершит?

Уходите вон, противные мыши!

О, бесценная мадемуазель Мари! Верная моя подруга. Нет, не приносите в жертву ради меня книжки с картинками. Раздобудьте мне саблю. Саблю! Об остальном я позабочусь сам!

 Мари думает, бежит за саблей

 М2. Ты посмотри, мы ему не понравились!

Щ: Я вас не боюсь, прогоню в тот же час!
А ну, уходите в подпол прямо сейчас.

М1: Эй, братва, наступай поскорей!
Покажем мальчишке, кто здесь главней?!

 

Мышь 1 Ах, так! Надо позвать ее величество Мышиного короля! (зовут): Ваше величество! Ваше величество!

Под музыку входит Мышиный король грозно и величаво смотрит на всех

(в короне мышиного короля – орех Кракатук)

Мышиный король Что тут у вас случилось?

Мышь 2 Хотели у елки повеселиться, что-нибудь погрызть, А нас прогоняют!

Мышильда (строго) Как это можно, моих подданных обижать? Ну, я сейчас вам покажу, кто тут главный?

Щ: Я!!

Мышиный король (насмехается) А, так это ты Щелкунчик – несчастный уродец! Опять ты стоишь на моём пути!! Ах так! Тогда ты навсегда будешь орехи колоть и над тобой будут все потешаться. Тебе никогда не снести мне короны и не достать самый твёрдый в мире орех Кракатук! И  не разгрызть его!

1 М  Был принц, а стал Щелкунчик! Ха-ха!И так, будет с каждым, кто пойдет против нас!

Мари приноситсаблю, отдаёт Щелкунчику

Щелкунчик. Стройся, взвод! Стройся, взвод! В бой, вперёд, полночь бьёт! Стройся, взвод!

выбегают солдатики. Солдатики строятся напротив мышей.

Щелкунчик. (Мышам.) Щёлк, щёлк, щёлк! Глупый мыший полк. То-то будет толк, глупый мыший полк! (Солдатикам.) Эй, вы, мои верные гусары! Други и братья! Постоите ли вы за меня в тяжком бою?

Солдатики. Да! В бой! На смерть или победу!

Звуки борьбы

Щелкунчик наступает на мышиного короля

Свет гаснет.

Свет включается. Торжественная музыка – Щелкунчик выносит корону.

Щелкунчик. О, прекрасная Мари, вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу и придала мощь моей руке. Мышиный король повержен! Прими же трофей из рук преданного тебе рыцаря!

 

Мари. Ах, милый Щелкунчик, это ты меня спас и наконец, отвоевал спасительный Орех Кракатук. Скорее, разгрызи его! (из короны достает Орех, подаёт Щелкунчику!)

 

Щелкунчик кладёт в рот орех, Свет гаснет.

 Музыка, звуки – треск. Свет вкл.

Щелкунчик превратился в юношу.

 

Щелкунчик. О, бесценная Мари! Я у ваших ног, вы спасли мне жизнь. В

Дайте же руку, Мари, и я покажу вам много интересного. Тем более, что завтра – Новый год. С праздником!

 

Щелкунчик и Мари танцуют вальс, потом выходят все участники спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоемирие в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Цель урока:показать единство двух миров;выявить, кто живёт по законам двоемирия;выявить восприятие произведения;посмотреть интерпретацию произведения в мультфильме по мотивам сказки....

Урок литературы в 5 классе по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".

Этот урок дает широкую возможность использовать творчесакие способности детей....

Урок литературы в 5 классе по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".

Этот урок дает широкую возможность использовать творчесакие способности детей....

Вариант урока по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Представлена версия урока литературы по фантасмагорической сказке Гофмана.  Варианты проверочных работ даны с учётом дифференцированного подхода....

Новогодний сценарий по мотивам сказки «Гуси-лебеди»

Театрализованное представление детей по мотивам сказки «Гуси-лебеди», доставляет детям радость и удовольствие. Развивает творческие способности и память....

Новогодний сценарий по мотивам сказки Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"

Каждый год выбирают Королеву новогоднего бала.  Великой летописи написано, что Королевой нынешнего новогоднего бала должна стать девочка по имени Алиса. Что ждёт её на этом необычном пути? Каких ...