"Волшебная палочка дирижера" (по программе Е.Д.Критская)
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме

Мялова Юлия Борисовна

 Конспект урока по музыке 5 класс по теме "Волшебная палочка дирижера" (по программе Е.Д.Критская).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palochka_dirizhera.docx22.29 КБ
Файл palochka_dirizhera.pptx1.28 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 класса «Волшебная палочка дирижера»

Учебный предмет __музыка__

Класс (группа)_5 класс__              Продолжительность занятия    _45 минут_

Раздел программы_музыка и изобразительное искусство

Тема занятия «Волшебная палочка дирижера»

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл.

Учащиеся получат возможность научиться: определять и формулировать тему и проблему урока.

Познавательные:

Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное.

Учащиеся получат возможность научиться:  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса. 

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:  организовывать работу в паре, группе.

Учащиеся получат возможность научиться: сотрудничать со сверстниками в процессе работу в группе.

Личностные:

Учащиеся научатся:  проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять смысл, своих оценок, мотивов, целей.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся: осознанно воспринимать музыкальные произведения; понимать, что различные музыкальные жанры могут преобразоваться друг в друга.

Тип занятия___урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Форма проведения практическое занятие

Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный

Учебно-методическое обеспечение

для учителя: мультимедийное сопровождение, видеозапись, демонстрационный материал, рабочая тетрадь__

Форма организация деятельности учащихся _индивидуальная, фронтальная__

Деятельность учителя и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие и организационные действия

Приветствие учителя

Р.: осуществление самоконтроля

К.: контролируют свои действия в классе

2

Актуализация ранее изученных знаний

Слайд 1

- Ребята, мы сегодня возобновляем путешествие в музыкальный театр. Давайте вспомним, с какими жанрами мы там встречались?

Ответы детей:

Опера, балет, мюзикл

Р.: осуществляет контроль

К.: обсуждают и выполняют задание

Л.: проявляют интерес к изучению материала

3

Постановка учебной задачи

- Я хочу познакомить вас еще с одним важным элементом музыкального театра. Чтобы узнать, вам придется разгадать кроссворд

Слайд 2-6

- Какое получилось слово?

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Мы с вами сегодня поговорим о роли дирижера и его инструменте

Слайд 7

«Волшебная палочка дирижера»

Индивидуальное выполнение задания.

Ответы детей:

«Дирижер»

«Дирижер», «Дирижерская палочка»

Р.: умение самостоятельно извлечь нужную информацию

П.: осуществляют анализ учебного материала

4

Изучение нового материала

Слайд 8

- Ребята, а кто такой дирижер?

- В каком веке появилась эта профессия?

- Она появилась в 17 веке. До этого времени зрители заранее знали, что будет происходить на сцене. Как вы думаете,, как раньше руководили группой музыкантов?

Слайд 9

- В древнегреческих театрах был КОРИФЕЙ. Он отбивал ногой ритм, на которую были надеты сандали с железной подошвой. Управлял он руками.

- Когда появилось многоголосие, то необходима была четкая организация ансамблей исполнителей. Во главу становится дирижер. Но музыкантам не всегда удавалось следить за его движениями. Почему?

Слайд 10

- Дирижер стоял спиной к оркестру. А почему он так располагался?

- В те времена неприлично было повернуться спиной к зрительному залу. Как же он все-таки управлял оркестром?

- Какой предмет находился в руках?

- У него в руках был или свернутый листок, или скрипичный смычок. А что нужно сделать, чтобы оркестр четко понял дирижера?

- Первым развернул дирижера к зрителю композитор Рихард Вагнер.

Слайд 11

- А что сейчас представляет из себя дирижерская палочка?

Слайд 12

- А чем еще, кроме палочки, можно дирижировать?

- Как вы думаете, что своими жестами может сказать дирижер оркестру?

- Дирижер может показать всему оркестру или  группе музыкантов, когда нужно вступать. Может показать силу звучания: громко или тихо надо помнить музыкальный фрагмент. А также высоту звука.

Ответы детей:

Это руководитель оркестра

В 15 веке, в 20 веке, в 18 веке

Руками, телом показывали. Суфлер был

Может быть его не было видно?

Они не видели его лицо

Чтобы зрители видели

Может быть у него какой-то предмет был в руках?

Палочка, газета

Это тоненькая палочка, острая на конце

Руками

Сейчас пора вступать группе скрипок или барабанам; сейчас громче, а сейчас тише; начали

П.: узнают новый материал

К.: участвуют в диалоге с учителем, высказывают свое мнение

Л.: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции

5

Практическая деятельность учащихся

Слайд 13

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в шумовой оркестр. Как вы думаете, на каких инструментах там играют?

- В шумовом оркестре играют с помощью любых подручных средств.

Задание:

1 ряд – щелкает пальцами

2 ряд – стучит деревянными карандашами

3 ряд – хлопают в ладоши

- Я сейчас выступлю в роли дирижера, а вы – музыкантов. Если я подниму руку выше – значит инструменты должны звучать громко. Если опускаю руку – играют тише.

(игра на шумовых инструментах)

- А теперь я предлагаю кому-нибудь попробовать себя в роли дирижера.

Слайд 14

Скажите. А трудно ли быть дирижерами? Почему?

- Дирижер должен передавать замысел композитора, в совершенстве исполнять любые динамические окраски

(показывается видеофрагмент о работе дирижера)

- А какими качествами и способностями должен обладать дирижер? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю игру «Продолжи фразу» - «Чтобы быть дирижером, нужно…»

- Действительно, дирижер должен иметь хороший музыкальный слух, хорошую музыкальную память, чувство ритма, знать свойства и возможности инструментов.

Слайд 15

- Я хочу вас познакомить с самыми известными представителями этой профессии

(рассказ об известных дирижерах: В.Гергиев, В.Спиваков, М.Растропович, Е.Светланов, В.Дударова)

- Дирижеры – высокообразованные люди, неравнодушные к окружающему миру, всеми силами старающиеся сделать его лучше  

Дудочки, свистульки, ладошки

Дети выполняют задание

Несколько детей выступают в роли дирижера

Трудно. Потому что нужно всех музыкантов видеть; нужно знать все произведения, которые исполняются; нужно знать, когда какие музыканты вступают в произведении

Просматривают видеофрагмент и анализируют движения дирижера

Озвучивают различные варианты

Просмотр фотографий дирижеров, делают запись в рабочие тетради

Л.: самоопределение, творческое самовыражение

К.: умение слушать, участвовать в обсуждении

Р.: планировать действия, выполнять музыкально-творческое задание

П.: построение логически выстроенных линий

6

Рефлексия учебной деятельности

- В завершении мне хотелось бы вернуться к теме урока и задать вопрос «А почему палочка дирижера является волшебной?»

- Правильно. Она позволяет целый оркестр приводить в единый слаженный механизм, передавать музыкальные произведения в окраске, задуманной композитором.

- Так важна ли профессия дирижера?

- Какими качествами должен он обладать?

Слайд 16

- И, напоследок, мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу в цвете.

(на экране нотный стан, имеются цветные кружки КРАСНЫЙ – «трудно», СИНИЙ – «не совсем трудно», ЖЕЛТЫЙ – «легко»)

- Смотрите, а мы с вами сейчас создали музыку нашего урока.

- Я благодарю вас за работу и говорю «До свидание».

Ответы детей:

Потому что она помогает музыке стать красивой, гармоничной

Анализируют собственную деятельность

Выбирают кружок определенного цвета и располагают на нотном стане

П.: умение излагать свою точку зрения

Л.: оценка и анализ своей деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

И С К Р И П К А Ж

Слайд 3

И С К Р И П К А Г У С Л И Ж

Слайд 4

И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К

Слайд 5

И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К Т Р У Б А

Слайд 6

Д И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К Т Р У Б А

Слайд 7

В О Л Ш Е Б Н А Я П А Л О Ч К А Д И Р И Ж Е Р А

Слайд 8

Дирижер – м узыкант, руководитель художественного коллектива

Слайд 13

Игра «Шумовой оркестр»

Слайд 15

Валерий Гергиев Владимир Спиваков Евгений Светланов Мстислав Ростропович Вероника Дударова

Слайд 16

ТРУДНО НЕ СОВСЕМ ТРУДНО ЛЕГКО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная палочка дирижера....

Вам наверняка приходилось бывать в оперном театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают ...

Волшебная палочка дирижера

Урок по музыке в 5 классе III четветрь. Рассказ о истории возниконвения дирижерской палочки, о симфоническом оркестре, о инструментах симфонического оркестра и о дирижерах симфонического оркестра!!!...

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра.  Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....

Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...