"Волшебная палочка дирижера" (по программе Е.Д.Критская)
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме
Конспект урока по музыке 5 класс по теме "Волшебная палочка дирижера" (по программе Е.Д.Критская).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palochka_dirizhera.docx | 22.29 КБ |
palochka_dirizhera.pptx | 1.28 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 класса «Волшебная палочка дирижера»
Учебный предмет __музыка__
Класс (группа)_5 класс__ Продолжительность занятия _45 минут_
Раздел программы_музыка и изобразительное искусство
Тема занятия «Волшебная палочка дирижера»
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные:
Учащиеся научатся: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл.
Учащиеся получат возможность научиться: определять и формулировать тему и проблему урока.
Познавательные:
Учащиеся научатся: анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное.
Учащиеся получат возможность научиться: владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: организовывать работу в паре, группе.
Учащиеся получат возможность научиться: сотрудничать со сверстниками в процессе работу в группе.
Личностные:
Учащиеся научатся: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Учащиеся получат возможность научиться: объяснять смысл, своих оценок, мотивов, целей.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся: осознанно воспринимать музыкальные произведения; понимать, что различные музыкальные жанры могут преобразоваться друг в друга.
Тип занятия___урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Форма проведения практическое занятие
Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный
Учебно-методическое обеспечение
для учителя: мультимедийное сопровождение, видеозапись, демонстрационный материал, рабочая тетрадь__
Форма организация деятельности учащихся _индивидуальная, фронтальная__
Деятельность учителя и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие и организационные действия | Приветствие учителя | Р.: осуществление самоконтроля К.: контролируют свои действия в классе |
2 | Актуализация ранее изученных знаний | Слайд 1 - Ребята, мы сегодня возобновляем путешествие в музыкальный театр. Давайте вспомним, с какими жанрами мы там встречались? | Ответы детей: Опера, балет, мюзикл | Р.: осуществляет контроль К.: обсуждают и выполняют задание Л.: проявляют интерес к изучению материала |
3 | Постановка учебной задачи | - Я хочу познакомить вас еще с одним важным элементом музыкального театра. Чтобы узнать, вам придется разгадать кроссворд Слайд 2-6 - Какое получилось слово? - Как будет звучать тема нашего урока? - Мы с вами сегодня поговорим о роли дирижера и его инструменте Слайд 7 «Волшебная палочка дирижера» | Индивидуальное выполнение задания. Ответы детей: «Дирижер» «Дирижер», «Дирижерская палочка» | Р.: умение самостоятельно извлечь нужную информацию П.: осуществляют анализ учебного материала |
4 | Изучение нового материала | Слайд 8 - Ребята, а кто такой дирижер? - В каком веке появилась эта профессия? - Она появилась в 17 веке. До этого времени зрители заранее знали, что будет происходить на сцене. Как вы думаете,, как раньше руководили группой музыкантов? Слайд 9 - В древнегреческих театрах был КОРИФЕЙ. Он отбивал ногой ритм, на которую были надеты сандали с железной подошвой. Управлял он руками. - Когда появилось многоголосие, то необходима была четкая организация ансамблей исполнителей. Во главу становится дирижер. Но музыкантам не всегда удавалось следить за его движениями. Почему? Слайд 10 - Дирижер стоял спиной к оркестру. А почему он так располагался? - В те времена неприлично было повернуться спиной к зрительному залу. Как же он все-таки управлял оркестром? - Какой предмет находился в руках? - У него в руках был или свернутый листок, или скрипичный смычок. А что нужно сделать, чтобы оркестр четко понял дирижера? - Первым развернул дирижера к зрителю композитор Рихард Вагнер. Слайд 11 - А что сейчас представляет из себя дирижерская палочка? Слайд 12 - А чем еще, кроме палочки, можно дирижировать? - Как вы думаете, что своими жестами может сказать дирижер оркестру? - Дирижер может показать всему оркестру или группе музыкантов, когда нужно вступать. Может показать силу звучания: громко или тихо надо помнить музыкальный фрагмент. А также высоту звука. | Ответы детей: Это руководитель оркестра В 15 веке, в 20 веке, в 18 веке Руками, телом показывали. Суфлер был Может быть его не было видно? Они не видели его лицо Чтобы зрители видели Может быть у него какой-то предмет был в руках? Палочка, газета Это тоненькая палочка, острая на конце Руками Сейчас пора вступать группе скрипок или барабанам; сейчас громче, а сейчас тише; начали | П.: узнают новый материал К.: участвуют в диалоге с учителем, высказывают свое мнение Л.: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции |
5 | Практическая деятельность учащихся | Слайд 13 - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в шумовой оркестр. Как вы думаете, на каких инструментах там играют? - В шумовом оркестре играют с помощью любых подручных средств. Задание: 1 ряд – щелкает пальцами 2 ряд – стучит деревянными карандашами 3 ряд – хлопают в ладоши - Я сейчас выступлю в роли дирижера, а вы – музыкантов. Если я подниму руку выше – значит инструменты должны звучать громко. Если опускаю руку – играют тише. (игра на шумовых инструментах) - А теперь я предлагаю кому-нибудь попробовать себя в роли дирижера. Слайд 14 Скажите. А трудно ли быть дирижерами? Почему? - Дирижер должен передавать замысел композитора, в совершенстве исполнять любые динамические окраски (показывается видеофрагмент о работе дирижера) - А какими качествами и способностями должен обладать дирижер? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю игру «Продолжи фразу» - «Чтобы быть дирижером, нужно…» - Действительно, дирижер должен иметь хороший музыкальный слух, хорошую музыкальную память, чувство ритма, знать свойства и возможности инструментов. Слайд 15 - Я хочу вас познакомить с самыми известными представителями этой профессии (рассказ об известных дирижерах: В.Гергиев, В.Спиваков, М.Растропович, Е.Светланов, В.Дударова) - Дирижеры – высокообразованные люди, неравнодушные к окружающему миру, всеми силами старающиеся сделать его лучше | Дудочки, свистульки, ладошки Дети выполняют задание Несколько детей выступают в роли дирижера Трудно. Потому что нужно всех музыкантов видеть; нужно знать все произведения, которые исполняются; нужно знать, когда какие музыканты вступают в произведении Просматривают видеофрагмент и анализируют движения дирижера Озвучивают различные варианты Просмотр фотографий дирижеров, делают запись в рабочие тетради | Л.: самоопределение, творческое самовыражение К.: умение слушать, участвовать в обсуждении Р.: планировать действия, выполнять музыкально-творческое задание П.: построение логически выстроенных линий |
6 | Рефлексия учебной деятельности | - В завершении мне хотелось бы вернуться к теме урока и задать вопрос «А почему палочка дирижера является волшебной?» - Правильно. Она позволяет целый оркестр приводить в единый слаженный механизм, передавать музыкальные произведения в окраске, задуманной композитором. - Так важна ли профессия дирижера? - Какими качествами должен он обладать? Слайд 16 - И, напоследок, мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу в цвете. (на экране нотный стан, имеются цветные кружки КРАСНЫЙ – «трудно», СИНИЙ – «не совсем трудно», ЖЕЛТЫЙ – «легко») - Смотрите, а мы с вами сейчас создали музыку нашего урока. - Я благодарю вас за работу и говорю «До свидание». | Ответы детей: Потому что она помогает музыке стать красивой, гармоничной Анализируют собственную деятельность Выбирают кружок определенного цвета и располагают на нотном стане | П.: умение излагать свою точку зрения Л.: оценка и анализ своей деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И С К Р И П К А Ж
И С К Р И П К А Г У С Л И Ж
И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К Т Р У Б А
Д И С К Р И П К А Г У С Л И Ж Т Р Е У Г О Л Ь Н И К Т Р У Б А
В О Л Ш Е Б Н А Я П А Л О Ч К А Д И Р И Ж Е Р А
Дирижер – м узыкант, руководитель художественного коллектива
Игра «Шумовой оркестр»
Валерий Гергиев Владимир Спиваков Евгений Светланов Мстислав Ростропович Вероника Дударова
ТРУДНО НЕ СОВСЕМ ТРУДНО ЛЕГКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная палочка дирижера....
Вам наверняка приходилось бывать в оперном театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают ...
Волшебная палочка дирижера
Урок по музыке в 5 классе III четветрь. Рассказ о истории возниконвения дирижерской палочки, о симфоническом оркестре, о инструментах симфонического оркестра и о дирижерах симфонического оркестра!!!...
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра. Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....
Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...