Мотивация внеурочной деятельности как основополагающий аспект музыкального образования.
статья по музыке на тему
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности.
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_kak_osnovopolagayushchiy_aspekt_muz._obr.docx | 17.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мотивация внеурочной деятельности как основополагающий аспект музыкального образования.
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности.
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к внеурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. Все это способствует к созданию условий для формирования положительной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Очень важно заинтересовать на занятиях кружка обучающихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по музыке,
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, семьями обучающихся.
2. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
Формирование мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование; импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку).
Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые во внеурочной деятельности: метод размышления о музыке, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод музыкальных обобщений, метод эмоциональной драматургии, метод создания художественного контекст, метод моделирования художественного процесса, метод интонационно – стилевого анализа, метод импровизации, метод творческих заданий, музыкальные ребусы, загадки, кроссворды, инсценировка песни.
Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Я использую различные формы проведения внеурочной работы:
*** Неделя музыки - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении недели внеклассные мероприятия. Главное достоинство этой формы внеклассной работы, в привлечении большого числа обучающихся к разным видам деятельности: музыкальных гостиных, школьной олимпиаде, в конкурсах на лучшее исполнение песни, и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучается музыка, способствует развитию познавательного интереса к музыке у школьников разного возраста.
*** Хоровые занятия. Здесь посредством знакомства с разноплановыми произведениями дети получают неоценимый опыт работы в коллективе, что способствует более глубокому восприятию музыки. А в процессе развития у детей слуха и голоса, формирования объема певческих умений и навыков, проявляются партнерство, взаимоподдержка. Дети, занимающиеся в концертном коллективе, имеют возможность самореализации на сцене, возможность презентовать себя как личность незаурядную, как артиста хора. Могут оценить уровень работы своего коллектива и себя на конкурсах и концертах, получают неоценимый опыт работы в коллективе, навыки исполнения многоголосной музыки. То же самое можно сказать и о детях, занимающихся сольным пением. Они реализуют себя как одаренную личность, которая может самостоятельно выбрать собственный стиль исполнения песни, органично подобрать способ подачи ее замысла зрителям.
*** Проведение конкурсов, фестивалей. Одно из традиционных школьных и районных мероприятий - фестиваль песни, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне «Песни победной весны». Эти мероприятия отличается большой мотивацией обучающихся. Ребятам нужно выбрать песню, время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестивалей виден результат - дети знают и любят песни военных лет. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
***Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы и объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец. Таким примером стал музыкально-фольклорный праздник «Масленица». Веселый народный праздник, который расширяет представление детей о традициях и обычаях русского народа, побуждает интересоваться предметами русского быта, обогащает словарь детей новыми словами, терминами, загадками. Ребята пели частушки, весенние заклички, народные песни «Валенки», «Блины», водили хороводы, танцевали, участвовали в играх. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (День знаний, День Учителя. Новый год, Рождество, День Матери, Масленица, 8-е Марта, День Победы, Последний звонок).
Праздники доставляют обучающимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. Выступление хоровых коллективов, вокальных ансамблей, а также сольное пение создает благоприятные условия для проявления познавательного интереса обучающихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.
***Применение информационных технологий
Использование новых информационных технологий во внеурочной деятельности является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятия интересным и запоминающимся для обучающихся. Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Чего я жду, используя такие учебные ситуации - это найти эмоциональный отклик в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.
Олимпиады
***Участие в олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в олимпиадах ведет к углубленному изучению предмета, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся музыкой и желающих продолжить интенсивное изучение искусства и музыки в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования.
***Я в своей практике активно использую игровые формы работы, элементы театрализации – появление гостя – сказочного персонажа, героя мультфильма. Также дети с удовольствием играют в игру «Лишнее слово», разгадывают кроссворды, ребусы, загадки.
*** На внеклассных занятиях я использую игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Паровоз. Такие занятия детям запоминаются надолго.
Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий способствует формированию мотивации школьников во внеурочной деятельности.
Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к обучающимся и коллегам человека. Школа двери распахни.
В завершении хочется сказать, что педагог творческий, пытливый, ищущий всегда найдет пути к детским сердцам и душам. Ведь можно зажечь, а можно и погасить огонёк в детских глазах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования....
Внеурочная деятельность в области художественно- эстетического образования в системе ФГОС. Доклад на семинаре в Усманском педколледже
Доклад на семинаре ПЦК в Усманском педагогическом колледже пр. Брыкина Д.В....
Проектирование внеурочной деятельности в процессе школьного филологического образования
Актуальность данной работы определяется необходимостью просвещения коллег и родителей по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования их мотивац...
Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся
Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.
В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения....
Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальная шкатулка» 1 - 9 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования...
Основные аспекты музыкального образования учащихся с ТМНР.
Музыкальное образование является одним из основных средств социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Уроки «музыки и движения» стимулируют к определенной с...