«Средства музыкальной выразительности. Лад».
план-конспект урока по музыке на тему
Дополнительный материал к теме "Средства музыкальной выразительности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительный материал к теме "Лад" | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Средства музыкальной выразительности. Лад».
Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
А происходят ли в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? ( Приводят примеры).
В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением; человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.
Развитие – это прежде всего, изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
Сегодня мы вспомним, закрепим и углубим знания о тех помощниках, которые помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.
Какие средства музыкальной выразительности мы знаем? (Мелодия, ритм).
Интонация - в первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.
Ребята, с каким музыкальным жанром связана речь человека? ( С песней).
Песня «Вы со сказкой никогда не расставайтесь»
Ребята, в песне разговорная речь соединяется с музыкальной речью, а что является главной в музыкальной речи, ее называют «душой музыки»? (Мелодия).
Из чего состоит мелодия? (Из музыкальных звуков) .
МЕЛОДИЯ – это движение музыкальных звуков которая стремится быть похожей на красивую выразительную речь человека. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности.
Мелодия должна о чем-то рассказывать, при этом в движении мелодии есть свои законы. В мелодии все различные по высоте звуки живут.
Музыкальные звуки в мелодии живут семьями, по семь звуков в каждой семье. (слайд )
В одной семье – всегда радостное ,светлое настроение. Звуки стрятся в определенном порядке, чтобы получилась радостная светлая музыка
( ЗВУЧИТ ГАММА ДО МАЖОР).
Эта дружная семья звуков называется МАЖОР. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая и дарить хорошее настроение,
(ЗВУЧИТ Д. КАБАЛЕВСКИЙ «КЛОУНЫ»).
Разучивается песенка в мажорном ладу:
«Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой - МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный».
Послушайте другой звукоряд (ГАММА ЛЯ МИНОР) и определите его настроение.( Грустное, печальное). Это другая семья, которая называется МИНОР. Здесь живет грустная, задумчивая, строгая семья.Её детки-звуки так строились, чтобы получилась музыка задумчивая, грустная, с темным оттенком.
(ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ Д. ШТЕЙБЕЛЬТ «АДАЖИО»)
«Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём».
На музыкальном языке такая дружная семья звуков называется ЛАД - потому что звуки ладят между собой. Лад – это мир, порядок, согласие.
У вас на столе лежат рисунки с изображением солнца и тучки. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы покажите рисунок солнышко, а когда минорная - тучку. (Слайд № 13)
Звучит музыка Плакса и резвушка
А можем ли мы увидеть мажорное и минорное настроение в окружающем нас мире? (Слайды № 14— 19)
Споем песню «Арго»
У. Для чего нужны средства музыкальной выразительности?
Д. Чтобы музыка стала выразительная, красивая, яркая, понятная, как человеческая речь.
У. Молодцы! А сейчас я прошу показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным?
У. Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
презентация "Средства музыкальной выразительности"
Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности»....
Средства музыкальной выразительности-презентация
Презентация"Средства музыкальной выразительности"...
Презентация "Средства музыкальной выразительности"
Музыкальный синтаксис. Средства музыкальной выразительности....
Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)
Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею создания данного учебного материала. Предназна...
Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений
В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...