«Средства музыкальной выразительности. Лад».
план-конспект урока по музыке на тему

Суслова Любовь Алексеевна

Дополнительный материал к теме "Средства музыкальной выразительности".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Средства музыкальной выразительности. Лад».

       Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

А происходят ли в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? ( Приводят примеры).

       В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением; человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.

 Развитие – это прежде всего, изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.

      Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.

    Сегодня мы вспомним, закрепим и углубим знания о тех помощниках, которые помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.

   Какие средства музыкальной выразительности мы знаем? (Мелодия, ритм).

        Интонация - в первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.

    Ребята, с каким музыкальным жанром связана речь человека? ( С песней).

Песня «Вы со сказкой никогда не расставайтесь»

    Ребята, в песне разговорная речь соединяется с музыкальной речью, а что является главной в музыкальной речи, ее называют «душой музыки»? (Мелодия).

  Из чего состоит мелодия? (Из музыкальных звуков) .

МЕЛОДИЯ – это движение музыкальных звуков которая стремится быть похожей на красивую выразительную речь человека. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. 

      Мелодия должна о чем-то рассказывать, при этом в движении мелодии есть свои законы. В мелодии все различные по высоте звуки живут. 

 

    Музыкальные звуки в мелодии живут семьями, по семь звуков в каждой семье. (слайд )

     В одной семье –  всегда радостное ,светлое настроение. Звуки стрятся в определенном порядке, чтобы получилась радостная светлая музыка

( ЗВУЧИТ ГАММА ДО МАЖОР).

Эта дружная семья звуков называется МАЖОР. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая и дарить хорошее настроение,

(ЗВУЧИТ Д. КАБАЛЕВСКИЙ «КЛОУНЫ»).

Разучивается песенка в мажорном ладу:

«Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой - МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный».

      Послушайте другой звукоряд (ГАММА ЛЯ МИНОР) и определите его настроение.( Грустное, печальное). Это другая семья, которая называется МИНОР. Здесь живет грустная, задумчивая, строгая семья.Её детки-звуки так строились, чтобы получилась музыка задумчивая, грустная, с темным оттенком.

                 (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ Д. ШТЕЙБЕЛЬТ «АДАЖИО»)

«Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём».

    На музыкальном языке такая дружная семья звуков называется ЛАД - потому что звуки ладят между собой. Лад – это мир, порядок, согласие.

     У вас на столе лежат рисунки с изображением солнца и тучки. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы покажите рисунок солнышко, а когда минорная - тучку. (Слайд № 13)

Звучит музыка Плакса и резвушка

А можем ли мы увидеть мажорное и минорное настроение в окружающем нас мире? (Слайды № 14— 19)

                               Споем песню «Арго»

 У. Для чего нужны средства музыкальной выразительности?

Д. Чтобы музыка стала выразительная, красивая, яркая, понятная, как человеческая речь.

У. Молодцы! А сейчас я прошу показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным?

У. Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

презентация "Средства музыкальной выразительности"

Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....

Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».

Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности»....

Средства музыкальной выразительности-презентация

Презентация"Средства музыкальной выразительности"...

Презентация "Средства музыкальной выразительности"

Музыкальный синтаксис. Средства музыкальной выразительности....

Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны  в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею  создания данного учебного материала.  Предназна...

Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что  является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...