Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
статья по музыке на тему

Сутурина Татьяна Анатольевна

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике преподавания уроков музыки на каждом этапе урока, более подробно  этап слушания музыки: музыкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx29.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т.А. Сутурина,

учитель музыки МАОУ СОШ № 5

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

В настоящее время все школы России перешли на новый стандарт образования. Одно из направлений реализации стандарта образования второго поколения - использование в практике работы здоровьесберегающих технологий.

Идея использования здоровьесберегающих технологий не нова для российского образования. Со второй половины 20 века регулярно публикуются теоретические и практические работы, которые раскрывают значение здоровьесберегающих технологий в образовании. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Цель моего выступления рассказать о реализации здоровьесберегающих технологий в практике преподавания уроков музыки на каждом этапе урока, более подробно я остановлюсь на этапе слушания музыки: музыкотерапии.

 В МАОУ СОШ № 5 музыка изучается с 1 по 8 класс один час в неделю. В программе предусмотрены следующие виды деятельности: слушание музыки, исполнение музыки (пение), музыкально-ритмические движения, выполнение творческих заданий.

Одна из важнейших особенностей уроков музыки заключается в том, что в отличие от других предметов  основная задача урока музыки - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Музыка сама по себе благо для человека. Она имеет и мелодию, и ритм, и гармонию, что позволяет детям раскрыться, ощутить гармонию внутри себя и с окружающим миром.

 В этом смысле, урок музыки смело можно назвать уроком здоровья, а каждый этап урока считать здоровьесберегающим.

Например: исполнение музыки (пение) развивает правильное певческое дыхание (существуют специальные дыхательные упражнения), тренирует и укрепляет мышцы и тонус голосовых связок, брюшного пресса, улучшается дренаж бронхов, увеличивается объём легких. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Известно, что пение, как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент. Дыхательный компонент очень важен для здоровья. Дыхание влияет на осанку. При хорошем дыхании – голова прямая, плечи отведены, спина прямая, живот подтянут. При правильном дыхании происходит избавление от физических болезней, улучшается пищеварение. Главное  научиться управлять своим дыханием. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность ребёнка.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Один из этапов урока - музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым настроение. В музыкально-ритмических упражнениях задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают  школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, и у него формируются навыки чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребёнка более здоровым и счастливым.

1 Слайд. Музыкотерапия. Не менее важным направлением реализации здоровьесберегающих технологий является  следующий этап урока- слушание музыки. Воздействие музыки регулирует психоэмоциональное состояние слушателей, повышает их социальную активность, облегчает усвоение новых положительных установок и форм поведения. По существу, каждый учитель музыки является  психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Очень важно, чтобы учитель на первое место выдвигал эмоциональный отклик ученика на музыку, а не овладение определенными знаниями, умениями и навыками в области музыки. При слушании музыки дети учатся  понимать чувства,  различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными  эмоциями.

2 Слайд.  Лечение музыкой: общие положения

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, что сейчас необходимо каждому из нас.

3 Слайд. Взаимодействие музыки и психики

Любое воздействие извне на человеческий организм играет свою роль. Слух воспринимает определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка.  (Звучит музыка  - Хоральная прелюдия Фа – минор И.С.Баха (она звучит в фильме «Солярис» А.Тарковского.)

4 Слайд. Избавление от депрессии с помощью музыки

Наши депрессии и стрессы возникают вследствие накопления отрицательных эмоций и чувств, с которыми мы не можем справиться, они блуждают в нашем сознании и не видят выхода для себя. В конце концов, наш организм не выдерживает и сдается накопившемся проблемам и это выглядит так, словно груды мусора в неубранном доме, который никогда не убрать до идеальной чистоты. Но так только кажется, нужно просто расслабить свой организм и сконцентрировать свои силы в правильном направлении и тогда все будет получаться. Специальная музыка для этого хороший помощник. А если релакс музыку слушать периодически, то никаких стрессов и в помине не будет.

Так что же такое музыкотерапия? 

В широком понимании – музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, это обращение к собственному телу; происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

5 Слайд.   Музыкальная аптечка

О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Ярко выраженным терапевтическим эффектом обладают:

Известная баллада группы «Иглз» «Отель Калифорния».

Хоральная прелюдия Фа – минор И.С. Баха (она звучит в фильме «Солярис» А. Тарковского.

Ария «Слёзная» Гаэтано Доницетти.

                  Ария Тамино из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».

Тонизируют:

Брайан Адамс

Тина Тёрнер

Бон Джови

Рикардо Фольи

«Чардаш» Монти

Инструментальные записи гитарного фламенко

Марши

Расслабляют, умиротворяют:

Антонио Вивальди

Вольфганг Амадей Моцарт

Альбинони

Славянские песнопения

Григорианские хоры

Вангелис

Оркестр Поля Мориа

Эстрадные обработки «Лунной сонаты», «К Элизе»  Л.Бетховена

«Турецкий марш» В. Моцарта

Снимает головную боль – прослушивание «Полонеза Огинского»

Уменьшает злобность, зависть к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, Симфония И. Гайдна.

6 Слайд.            Эффект Моцарта

Моцарт – один из музыкальных гениев. Произведения Моцарта несут в себе очень мощный  энергетический заряд, пробуждают смекалку. Его музыкальные произведения  обладают колоссальной силой воздействия не только на человека. От музыки Моцарта даже цветы расцветают быстрее.

Улучшает зрение, уменьшает суставные боли, стимулирует умственный рост детей – прослушивание музыки Моцарта.

Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в челом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.

7 Слайд.

Исследователи считают, что музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.

8 Слайд.    Музыка для ума

Звук может быть неординарным источником энергии.

Учёные пришли к неожиданному выводу: музыка «возбуждает» творческие области мозга и наполняет их энергией.

9 Слайд.    Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект.

«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис.

10 Слайд. 

Лечение музыкой набирает свои обороты, сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка,

которая имитирует звуки природы или дополняет их. Такие мелодии помогают человеку успокаивать измотанную суетой нервную систему, врачуют психику не хуже таблеток и микстур.

      11 Слайд. 

А. Томатис пришел к поразительному открытию: 

  • «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.
  • Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков».
  • Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект. Учёные из США выяснили, что музыка помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении кратковременной памяти.

12 Слайд.

Но самый большой эффект на человека оказывает классическая музыка. Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось,  это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии. Пропущенная черед сердце, она становится целебной и радует нас.

В современной медицине все большее распространение получает «музыкотерапия», которая  признана Минздравом официальным методом лечения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.При рац...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время все школы России переходят на новый стандарт образования. Одно из направлений реализации стандарта образования второго поколения - использование в практике работы здоровьесберегающих...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

Работа содержит практический материал использоваемый на урок музыки: упражнения на развитие гортати, дыхательные упражнения. распевания0...