Рабочая программа по музыке 5 - 7 класс
рабочая программа по музыке на тему
Разработала программу по музыке для 5 - 7 классов в соответствии с ФГОС (*автор Е.Д. Критская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-7_muzyka.doc | 205 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской для 5-7 классов общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год.
4. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения. М.: просвещение, 2011.
6. Основная образовательная программа МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицея № 13 п. Краснообск.
7. Авторская программа «Музыка. 5-7 классы » – Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2013.
8. Сборник рабочих программ «Музыка. 5-7 классы» – Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2011.
Преподавание учебного предмета «Музыка» по УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка», представленному в федеральном перечне учебников, осуществляется с 5 по 7 классы и завершает предметную линию основного общего образования. По усмотрению образовательного учреждения и учителя, учтена преемственность с программой по музыке в начальной школе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка», что полностью обеспечивают содержание государственного образовательного стандарта в основной школе.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Данный вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития школьника, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство». А именно, усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки, значительно обновлен музыкальный материал при сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков, а также песенный репертуар.
В программе отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей. Это слушание музыки и размышление о ней, хоровое пение, музыкально-ритмическое движение и пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах, разного рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.). Примерный музыкальный материал к каждой учебной теме подразумевает возможность исключения одних и включения других произведений, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности.
Важнейшей особенностью программы, которую необходимо выделить и подчеркнуть, является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года, а иногда и целого полугодия, определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным темам и изучаются в связи с ними.
Программа рассчитана на изучение предмета с 1-го по 7-ой классы включительно. Организация и содержание данной программы обеспечивают учителю условия для реализации дифференцированного подхода в организации обучения, для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения. При тематическом построении программы учитель может вместо простого повторения пройденного материала давать широкое обобщение темы. Учащиеся получают при этом возможность более свободно оперировать пройденным материалом, при желании заменяя одно произведение другим, более запомнившимся, оставаясь при этом в рамках основной темы. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
-литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),
-изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
-историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
-мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
-природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
-географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 5-7 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:
- «Основы музыкальной культуры»,
- «Опыт музыкально-творческой деятельности».
Первая из них — «Основы музыкальной культуры» — представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематизма начальной школы.
Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» — выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.
Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V— VII классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает следующие результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности это умения:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор —- поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Тематическое планирование | Часы | Характеристика видов деятельности учащихся |
Музыка и литература 17 часов | ||
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе… Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов | 1 3 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 | Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки и литературы. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства. Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя. Определение характерных признаков музыки и литературы. Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке. Определение характерных черт музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Участие в коллективной исполнительской деятельности Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов. Исполнение народных песен, песен о родном крае современных композиторов; понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке. |
Музыка и изобразительное искусство 17 часов | ||
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. С веком наравне. | 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 | Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и другими видами искусства. Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения. Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства. Соотношение художественно – образного содержания музыкального произведения с формой его воплощения. Поиск и нахождение ассоциативных связей между художественными образами и изобразительного искусства. Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.) Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям. Формирование личной фонотеки, библиотеки, видеотеки, коллекции произведений изобразительного искусства. Осуществление поиска музыкально – образовательной информации в сети Интернет. |
6 КЛАСС
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Тематическое планирование | Часы | Характеристика видов деятельности учащихся |
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль...». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы. Джаз — искусство XX в. Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка легкая или серьезная? | 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполните леи, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Защищать творческие исследовательские проекты |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч) | ||
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея. Образы симфонической музыки. «Метель». Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Увертюра «Эгмонт» Мир музыкального театра Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка Образы киномузыки Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке. | 3 1 1 2 2 2 2 3 2 | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты |
7 КЛАСС
Тематическое планирование | Часы | Характеристика видов деятельности учащихся |
Классика и современность В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» Драматургия… В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» Отечественная героико-трагическая опера, колоратурное сопрано, меццо-сопрано, бас, ария-молитва Могучая кучка», «Слово о полку Игореве», половцы, хан Кончак В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» Героическая тема в русской музыке. В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. Хабанера, сегидилья, музыкальные основы Сюжеты и образы духовной музыки. Орган, костёл, хор, месса, вокально-драматический жанр, витраж, фреска, икона, «Всенощное бдение», зодчество, «Озвученный облик Родины», былинные сказы, знаменный распев, партесное пение (григорианский хорал) «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. Рок-опера, мюзикл, регтайм, фокстрот, чарльстон, рок музыка и его разновидности, «Осанна!» Музыка к драматическому спектаклю | 1 2 2 2 1 2 3 1 2 1 | Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности. Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч) | ||
Музыкальная драматургия. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Духовная музыка, светская музыка, знаменный распев, григорианский хорал, полифония, фуга Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. Камерная музыка, соната, трио, квартет Транскрипция. этюд, концертный этюд, фортепиано-оркестр, пианист, «звуковые скульптуры» Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. Сюита, рондо, серенада, стиль Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Соната № 11 В. Моцарта. Соната, жанр, сонатная форма, сонатное allegro, вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода Симфоническая музыка.. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. Симфония, симфонический оркестр, дирижёр, тремоло, литавры. Баркарола, баллада, «Форель», «Лесной царь», лирико-драматическая симфония. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Импрессионизм, симфоническая картина, звуковая живопись, музыка праздника и ликования, «Парижские огни», «Бульвар капуцинок, Булонский лес Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин Музыка народов мира. Народное, духовное, светское в музыке, музыкальные границы, стиль, жанр, дудук Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Исследовательский проект. | 2 2 2 2 5 3 2 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Защищать творческие исследовательские проекты |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Сергеева, Г. Г. Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
- Сергеева, Г. Г. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
- Сергеева, Г. Г. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
- Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010. - 1 диск (СЭ-К.ОМ).
- Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010. - 1 диск (СЭ-К.ОМ).
- Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010. - 1 диск (СЭ-К.ОМ).
- Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
- Авторская программа «Музыка. 5-7 классы » – Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2013.
- Сборники песен и хоров разных композиторов
- Дополнительная литература: Музыкальные энциклопедии, книги и журналы о композиторах
- Наглядные пособия: плакаты с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, фотографии и репродукции картин
- Информационно-коммуникативные средства: видеофильмы с записью фрагментов опер и балетов, мультимедийные пособия к урокам
- Технические средства: цифровое фортепиано, персональный компьютер с колонками, музыкальный центр, DVD –проигрыватель, телевизор
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) – данный портал обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.
- Началка Инфо (www.nachalka.info) – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».
- Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru)
В помощь Учителю представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.
- Учительские сообщества: Учитель.ru (http://teacher.fio.ru), Прошколу.ру (http://www.proshkolu.ru/)
Сайты созданы как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайтов организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника ) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.
- Новаторство Intel в образовании (http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm)
Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения. Учителя учатся у других учителей, как, когда и где включать технологические средства и ресурсы в учебные планы. Полезная информация, средства, ресурсы и возможности профессионального развития для педагогов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся 5 -6 классов
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся 5 класса возможность:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся 6 класса возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов.
По окончании VII класса школьники научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Знать/понимать:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...