Учебные программы
рабочая программа по музыке на тему

Черненко Елена Васильевна

Программа учебного предмета  дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.gramota_18_narodnikiorkestranty.doc134 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»

 

             

« Музыкальная грамота»

Программа учебного предмета дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».

Срок реализации -  1 год

                                                                                     

       

Нижневартовск

2016 год

Разработчики:

  1. Черненко Елена Васильевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин  МАУ ДОД «Детская школа искусств №1» г. Нижневартовск

  1. Веснина Ольга Викторовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин первой квалификационной категории МАОУ ДОД «Детская школа искусств №1» г. Нижневартовск

Рецензенты:

Тычина Татьяна Николаевна

Соснина Лидия Михайловна


Структура программы учебного предмета.

I. Пояснительная записка 

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета 

- Учебный план;

- Учебно-тематический план;

 - Содержание тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся 

IV. Формы и методы контроля, система оценок 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на различных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса 

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список дополнительной литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

         Программа учебного предмета «Музыкальная грамота» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».

В структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы предмет «Музыкальная грамота» является вариативной частью и относится к области теории и истории музыки.

Учебный предмет «Музыкальная грамота» направлен  на развитие звуковысотного, гармонического, внутреннего  слуха, тактильных ощущений, связанных с представлением о соотношении звуковысотного строя фортепиано со слуховыми представлениями  обучающихся, не имеющих в учебном плане предмета «Фортепиано» и развитие у них художественного вкуса.

Учебный предмет «Музыкальная грамота» формирует исполнительские умения, формирует представления о структуре мелодии, способах ее развития.

Содержание предмета «Музыкальная грамота» включает сведения по музыкальной орфографии, элементам музыкальной речи и музыкальной терминологии, навыки ансамблевой игры (ученик – ученик, ученик - педагог), чтения с листа, а также навыки самостоятельной работы при игре на инструменте фортепиано.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Однако учебный предмет «Фортепиано» вводится в курс обучения обучающихся вышеперечисленных отделений значительно позже остальных предметов учебного цикла. Нередко это является тормозящим фактором в формировании целостной системы знаний, навыков, определяющих уровень развития грамотности музыканта.

 Таким образом, программа «Музыкальная грамота», являясь одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов, направлена на усовершенствование учебного процесса, на повышения качества усвоения и практического применения полученных знаний, умений и навыков, осуществление межпредметных связей учебного цикла.

Успешное усвоение программы поможет учащимся в занятиях по всем другим видам деятельности: сольфеджио, специальному инструменту, хору, слушанию музыки.

Преподавание этого учебного предмета должно проходить в тесной методологической связи с преподаванием сольфеджио. Все теоретические сведения даются в возрастании - от простого - к  сложному  и должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом и практическими навыками обучающихся.

  1. Срок реализации учебного предмета

         Срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» составляет 1 год (1 класс).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

На освоение предмета «Музыкальная грамота» по учебному плану предлагается для учащихся струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов, народных инструментов - 1 час аудиторных занятий в неделю.

Программа «Музыкальная грамота» предусматривает обязательную самостоятельную работу обучающихся, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Систематичность и регулярность выполнения домашнего задания должна контролироваться на каждом уроке.

  При реализации программы учебного предмета «Музыкальная грамота»в 1 классе , при сроке обучения 8 (9) лет, объем:

  • максимальной учебной нагрузки составляет  - 64 часа,  
  • аудиторной учебной нагрузки составляет -  32 часа,
  • внеаудиторной  - 32 часа.
  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

 Основной формой проведения учебных аудиторных занятий является мелкогрупповой урок с постоянным составом от 4 до 10 человек. Формирование групп в исключительных случаях предусматривается от 2-х человек. Продолжительность урока составляет – 40 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная грамота»

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области теоретических дисциплин и навыков в области фортепианного исполнительства.

 - формирование комплекса знаний, умений и навыков, зрительных и слуховых представлений у обучащихся, а также развитие внимания, воображения, пространственного и ассоциативного мышления.

Задачи:                  

- владения основными видами движения мелодии на инструменте фортепиано (поступенное движение, движение по трезвучию, скачкообразное движение);

- формирование представления о связи звуковысотности мелодии с движением руки по клавиатуре вверх или вниз;

- развитие ритма, слуха, памяти,  музыкально-теоретических знаний, изучаемых на начальном этапе обучения;

- формирование исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающихся на начальном этапе обучения, согласно программным требованиям;

-  овладение знаниями профессиональной музыкальной терминологии;

- обучения навыкам самостоятельной работы с музыкальными примерами по предмету «Музыкальная грамота», чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

- приобретение навыка анализа мелодии - ее движения, строения (членения, цезуры, фразы), жанровых черт (вальс, колыбельная, марш).

                 - выявление  и развитие навыков  творческой деятельности;

Музыкальный материал, используемый на уроках, подбирается с учетом возрастных особенностей и степени подготовленности обучающихся.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Музыкальная грамота»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все виды работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета"

  1. Методы обучения  

Преподаватель использует следующие методы при работе с обучающимися:

 словесные (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией видов движений мелодий, наблюдение);

 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

 практические методы обучения (работа на инструменте над чтением с листа, исполнением музыкальных примеров)

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для успешной реализации данной программы учебного предмета необходимы следующие материально-технические условия и ресурсы:

  • учебный кабинет, рассчитанный на группу от 4 до 10 учеников - хорошо освещенный, проветриваемый, со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам;
  • интерактивная доска;
  • удобные парты и стулья;
  •  фортепиано;
  • наглядные и учебные пособия (таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры);
  • теле-, видео- и аудиоаппаратура (CD- и  DVD- проигрыватели).
  1. Содержание учебного предмета «Музыкальная грамота»

1 класс

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

8-летнее обучение (струнные, духовые и ударные инструменты)

32

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

8-летнее обучение (струнные, духовые и ударные инструменты)

1

Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)

8-летнее обучение (струнные, духовые и ударные инструменты)

1

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальная грамота» распределяется с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

         Объем времени на самостоятельную работу обучающихся определяется с учетом возрастных особенностей, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры

(филармоний, театров, концертных залов и др.).

 

Требования 1 года обучения.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальная грамота» распределяется в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Ознакомление с инструментом «фортепиано». Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.

Чтение с листа одной рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной гаммы, строение тонического трезвучия. Знание понятий "лад", "тональность". Умение играть гамму До мажор одной  рукой на одну октаву.

За год учащийся должен накопить не менее 5 музыкальных примеров, которые он может показать в конце года на контрольном уроке. Для большей заинтересованности вместо контрольного урока допускается проведение мини концерта для родителей или совместно с родителями.

Оценки за работу в классе и дома выставляются педагогом в конце года.

Примерные списки музыкальных номеров для исполнения в конце года из сборника Ю.Литовко «Музыкальный букварь»:

  1.  «У кота воркота колыбелька хороша»;
  2. «До, ре, ми, до, ре, ми, эти клавиши нажми»;
  3. «Как под горкой под горой торговал старик золой»;
  4. «Зайчик, ты зайчик»;
  5. «Кораблик»;
  6. «Тетушка Арина»;
  7. «Веселые лягушата»

                                      Учебно-тематический план.

Наименование раздела

Вид учебного занятия

Общий объём времени

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Метроритм, размер

Урок

20

10

10

Лад.

Урок

16

8

8

Мелодия, фактура, музыкальный синтаксис

Урок

16

8

8

Творческие задания

практическое занятие

11

6

5

Контрольные уроки

урок

1

-

1

             Итого:

64

32

32

Содержание тем

Введение

Музыка как один из видов искусства. Специфика музыки — временная организация звуковысотных соотношений. Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодия, метроритм, размер, лад, музыкальный синтаксис, фактура).

         Метроритм.  Размер.

Пульсация в музыки. Размер такта как периодическое повторение сильных и слабых долей. Виды простых тактов - двухдольные и трехдольные, обозначение размера. Доли такта, ритмические длительности, их сочетания в простых метрах и размерах.  Тактовая черта, двойная черта в конце произведения. Затакт.

         Лад.

Знакомство с мажором и минором: прослушивание музыкальных примеров, слуховой анализ. Понятия: тон, полутон, знаки альтерации, звукоряд, тетрахорд, гамма. Мажорная гамма. Практическое освоение и осознание ладовой организации, взаимоотношения ступеней в ладу: понятие тоники, устойчивости и неустойчивости, тональность.

Мелодия, фактура, музыкальный синтаксис.

Определение характера музыкального произведения:  использование слов эмоционально – эстетического значения (весело, бодро, живо, задорно, радостно, празднично и т. д.; грустно, жалобно, задумчиво, уныло и т. д.). Понятие: фраза, предложение, цезура, мелодия, аккомпанемент. Жанры: вальс, колыбельная, марш. Динамические оттенки: p, f, crescendo,  diminuendo.

Творческие задания.

Запись:  ритма на придуманный текст, сочинённых ответных построений, сочинений ритмического аккомпанемента к мелодии. Ритмическая импровизация – создание аккомпанемента шумовыми инструментами к прослушанным произведениям.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результат освоения программы по учебному предмету «Музыкальная грамота» должен отражать:

- знание основных элементов музыкального языка (тон, полутон, знаки альтерации, звукоряд, тетрахорд, гамма);

- наличие первичных знаний о строении мелодии (фраза, предложение, цезура);

- наличие умения осуществлять элементарный анализ нотного текста (определение размера, тональности, ритмических групп, устойчивых и неустойчивых ступеней);

Содержание программы по учебному предмету  «Музыкальная грамота» направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- формирование умения планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля  своей учебной деятельности,

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Видами контроля и учёта успеваемости, учащихся по предмету «Музыкальная грамота» являются:

- текущий контроль

- промежуточная аттестация.

ЦЕЛЬ всех контрольных мероприятий - определение качества реализации образовательного процесса, уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на начальном этапе обучения.

Основные принципы проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

- систематичность;

- учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Текущий контроль осуществляется в рамках аудиторных занятий, направлен на выявление общего уровня подготовки и качества овладения учащимися учебного материала, носит стимулирующий характер и проводится на каждом аудиторном занятии  в учебном году. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий.

 Форма проведения текущего контроля может быть представлена в виде:

- фронтального опроса в устной форме,

- тестирования,

- письменной работы,

- проверки домашнего задания.

        Промежуточная аттестация проводится в конце года, является основной формой контроля работы обучающихся.

        Промежуточная аттестация позволяет определить качество реализации учебного процесса, а также уровень умений и навыков сформированных на начальном этапе обучения.

        Основная форма проведения промежуточной аттестации – контрольный урок или контрольная работа без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в конце учебного года.

 Критерии оценок текущего контроля успеваемости и  промежуточной аттестации

Система оценок успеваемости обучающихся в рамках промежуточной  аттестации основана на пятибалльной шкале. В рамках текущего контроля допустимо применением плюсов и минусов.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

на контрольном уроке обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой

4 («хорошо»)

обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков

3 («удовлетворительно»)

обучающийся в процессе контрольного урока допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных программой практических навыков

«зачет» (без отметки)

Слабое владение навыками игры на инструменте, слабое отражение теоретических знаний,  подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков обучающихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  1. Методические рекомендации преподавателям

Основным средством обучения, развития и воспитания учащихся является программный материал по сольфеджио и музыкальной грамоте.

Предлагаемый программный материал базируется на следующих факторах:

 -последовательность изучаемых теоретических положений в неразрывной связи их с музыкой;

 -принцип постепенности усложнения задач с учетом возрастных особенностей и степени подготовленности учащихся;

- принцип наглядности учебного материала;

 -принцип доступности музыкального материала, выбранного из лучших образцов отечественной и зарубежной классики, а также русской народной музыки.  

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося музыкальный материал может изменяться и дополняться.

Практические задания предполагают:

  • решение технических задач: координация руки (рук у продвинутых обучающихся), пальцев - игра на клавиатуре отдельных клавиш, тетрахордов, гамм, несложных мелодий.
  • формирование теоретических знаний - графическая запись звуков, знаков альтерации в скрипичном и басовом ключах, синтаксического строения примеров, правильная их группировка, построение тетрахордов, гаммы и разрешение ступеней;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков - работа над фразировкой, динамикой;
  • определение тональности, размера, и ритма в музыкальных примерах;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

Формы работы на уроке могут быть различными. Это:

Первичная: объяснение материала,  и изложение содержания темы.  

Углубленная: повторение материала,  но задания должны варьироваться, в зависимости от темы, постепенно усложняясь.

Итоговая: проверка знаний, умений и навыков работы с нотным текстом, выполнения практического задания.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся  

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов, народных инструментов по предмету «Музыкальная грамота» -  1 час в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых примеров с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, показанных педагогом и т. п.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Домашняя работа - процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Объем и форма домашних заданий, равномерное распределение времени в течение недели, четкий и постоянный должны обеспечить качественное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. 

  1. Список литературы
  1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М. Музыка,  1986г.
  2.  Боголюбова. Н. Х. Тайны музыкального мира. Практика самостоятельного освоения теории музыки.  И. «Композитор», Санкт – Петербург, 1998.
  3. Барабошкина А. Сольфеджио 1-2 класс.
  4. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Тетрадь I-II «Композитор». Санкт-Петербург, 2003г.
  5. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М. Музыка, 1983г.
  6.  Валаамова А. А., Семченко Л. В. Сольфеджио 1  класс.
  7. Дадиомов А. Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. М., Издательство В. Катанского, 2003г.
  8. Ефремова Л. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио. «Композитор. Санкт-Петербург», 2006г.
  9. Золина Е, М. Домашние задания по сольфеджио 1 – 7 класс. Пособие. М., ООО «Престо», 2000г.
  10. Ивановский Ю. Азбука юного музыканта. Музыкальная грамота. М., «Вербо», 2001г.
  11. - Тетрадь 1 Музыкальный синтаксис. Метроритм. М., Классика XXI, 2003г.
  12. Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов - на - Дону «Феникс», 2013г.
  13. Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих пианистов. Санкт-Петербург. «Союз художников», 2004г.
  14. Максимов С. Е.Музыкальная грамота. М.,Музыка, 1984г.  
  15. Малкина А. Е., Брайнина Е. С. Учебное пособие по музыкальной грамоте. Для         учащихся детских музыкальных школ. Самара, 2004г.
  16. Металлиди Ж., Перцовская А.   Сольфеджио  для 1 класса ДМШ. Издательство «Композитор», г. Санкт-Петербург, 1997 г.
  17. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М., ООО «Престо», 2009г.
  18. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Часть I «Композитор». Санкт-Петербург, 2003г.
  19. Пилипенко Л. В гости к музыке пойдем. Издательский дом Катанского, 2007г.
  20. Середа В. Теория музыки. Сольфеджио. Учебное пособие. Методическое пособие
  21. Стоклицкая Т. Сто уроков сольфеджио для самых маленьких. Часть I-II М., «Композитор», 2007г.
  22. Стоклицкая Т. Сто уроков сольфеджио для самых маленьких. Хрестоматия Часть I-II М., «Композитор», 2007г.
  23. Филатова О. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. Москва, Престо, 1995
  24. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., Музыка, 1980г.
  25. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие для ДМШ. Ростов - на - Дону «Феникс», 2010г.
  26. Чирпан О. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс. М., ООО Издательство «Эксмо», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...