Методические рекомендации концертмейстерам в классах хора, вокала и флейты в ДМШ и ДШИ: теоретический, практический и психологический факторы.
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_kontsertmeysteram_v_klassah_hora_vokala_fleyty.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чернышева Ирина Леонидовна
МБУДО «Детская школа искусств № 16»
г.Саратов
Методические рекомендации концертмейстерам в классах хора, вокала и флейты в ДМШ и ДШИ:
теоретический, практический и психологический факторы.
Методическа разработка
Содержание
Введение, теоретическая часть……………….……………………………………….. Чтение с листа ...………………………………………………………………..……… Транспонирование ………………………………………………….…………………. Подбор по слуху ……………………………………………………………………….. Заключение …………………………………………………………………………….. P.S. ……………………………………………………………………………………… Список используемой литературы …………………………………………………… | 3 4 5 6 7 |
Введение
Тема данной работы выбрана не случайно: концертмейстер – обязательная фигура в каждой ДМШ и ДШИ.
Сложность работы концертмейстера заключается в том, что именно он принимает участие не только в классной работе педагога с учеником, но и становится «тылом» ученика на сцене. Даже в том случае, когда дирижёр хора или ансамбля на сцене, эта же функция концертмейстера остаётся неизменной.
Многолетний опыт работы концертмейстером (48 лет) позволяет мне систематизировать определённые навыки и умения, накопленные за время этой работы. В результате сложилась и сама тема методической разработки, и её структура.
В разработке учитываются основные факторы, связанные с деятельностью концертмейстера: теоретический, практический и психологический.
Размышляя по поводу выбранной темы, я ознакомилась с методической литературой, которая так или иначе связана с ней.
Данная методическая разработка опирается на опыт ведущих концертмейстеров страны и мой личный опыт.
Цель работы – знакомство и анализ научных исследований методических рекомендаций в сфере практической, творческой деятельности концертмейстера, выявление на этой основе собственного профессионального видения роли и качества концертмейстера в ДМШ и ДШИ.
Обучение концертмейстерскому искусству начинается ещё в старших классах ДМШ и ДШИ. Там впервые ученик вступает в контакт с другим инструментом или голосом. Для него это ново и непривычно, поэтому результаты появляются не сразу. Необходимо привить ученику мысль о том, что он играет в ансамбле, где должен чутко слушать игру солирующего инструмента или голоса и идти и в характере, и в темпе, и в звуке.
К сожалению, не во всех школах аккомпанемент изучается досконально, его часто заменяют специальностью или ансамблем.
В музыкальном колледже занятия аккомпанементом поставлены на более высокую ступень. Квалифицированные преподаватели учат студентов постигать тонкости концертмейстерского мастерства. Учащиеся проходят большой музыкальный материал, выступают на экзаменах, открытых концертах, как правило, знакомятся с различными музыкальными инструментами, а также играют сцены из оперных клавиров.
На государственный экзамен выносится предмет «Концертмейстерский класс», где учащиеся должны показать довольно высокий уровень владения концертмейстерским искусством.
В консерватории продолжается развитие пианиста как концертмейстера. Ставятся уже более серьёзные задачи, оттачиваются профессиональные умения: чтение с листа, транспонирование, чтение в ключах.
Поскольку по результатам государственного экзамена выпускнику присваивается квалификация «Концертмейстер», предполагается выпуск пианиста-универсала, способного быстро ориентироваться в нотном тексте, бегло читать с листа, транспонировать от секунды до терции вверх и вниз и имеющего навыки в подборе аккомпанемента и импровизации.
Для более продвинутых и талантливых студентов открыт путь в аспирантуру или ассистентуру – стажировку.
Всё это показывает важную роль концертмейстера и востребованность этой специальности в музыкальном исполнительстве.
Все перечисленные этапы воспитания классного пианиста-концертмейстера служат одной цели – максимально раскрыть все грани будущего музыканта.
В контексте поставленной цели решаются следующие задачи:
- Выявить профессиональные качества, необходимые для именно творческой деятельности концертмейстера;
- Определить специфику работы концертмейстера-пианиста в классах разных специальностей исходя из собственного опыта.
Далее рассмотрим профессиональные качества, необходимые концертмейстеру.
Чтение с листа
Чтение с листа – важнейший фактор работы концертмейстера. Нередко обилие репертуара, с которым работает концертмейстер, не даёт возможности детального разбора нотного текста. К тому же возникают форс-мажорные ситуации, заставляющие концертмейстера читать с листа. В таких условиях от концертмейстера требуется быстрая ориентировка в нотном тексте – он должен сразу понять характер, стиль и настроение произведения.
Здесь пианист должен сначала мысленно представить себе весь текст: определить основную тональность, темп, размер, форму произведения, нюансировку, причём и в партии Solo и в фортепианной партии.
Такой мысленный охват нотного текста даёт определённые навыки чтения с листа.
Кроме того, пианист обязан хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы сосредоточиться на незнакомом тексте. Должна учитываться ещё одна деталь – точное ведение линии левой руки, так как неточный бас, искажающий гармонию, может помешать солисту. Важным является и то, что концертмейстер не имеет права на поправки и остановки.
Учитывая всё это, пианист должен повышать навыки чтения с листа постоянными занятиями.
В то же время высокое качество этого фактора – чтение «не нота за нотой», а звуковыми комплексами с осознанием главных исполнительских задач – характера, темпа, фактуры, динамики и т. д.
Так как чтение с листа аккомпанементы сложнее, чем чтение обычного двухручного текста, то можно предложить некоторые рекомендации для освоения трёхстрочной или многострочной партитуры – это методика поэтапного овладения навыком чтения с листа:
- Проигрываются сольная и басовая партии. При этом пианист учится следить за партией солиста, а не охватывает привычную фортепианную партию. По своему опыту могу отметить этот приём как необходимый в классе вокала и флейты.
- Играется трёхстрочная партитура с сохранением гармонического плана, а не в буквальной фактуре произведения.
Так как чтение с листа является сложной формой работы концертмейстера, то следует отметить и определённые психологические моменты этого фактора.
Прежде всего, это напряжённая деятельность зрения, активное участие слуха, которые контролируют логику музыкального развития. В сознании исполнителя формируется звуковой образ, который немедленно обретает реальное звучание. Комплекс слуховых, зрительных, мыслительных, двигательных процессов обусловлен психологическими особенностями пианиста. В итоге выстраивается определённая психологическая цепочка: глаза – мгновенное осмысление – руки – звук.
Чем реактивнее пианист в освоении этой цепочки, тем выше его профессионализм в чтении с листа.
Транспонирование
Другая трудность в работе концертмейстера – транспонирование в другую тональность.
В вокальном, хоровом классах и на начальном этапе обучения в классе флейты часто приходится сталкиваться с просьбой преподавателя о переносе аккомпанемента в другую, более удобную для детей, тональность. И если маленький флейтист играет несложные пьесы («Василёк», «Как пошли наши подружки», «Котик» и т.п.), где гармонизация партии фортепиано несложная (T – S – D - T), то в классе вокала или хора – это серьёзная работа, требующая от пианиста прочных знаний в гармонии, аппликатуре, чётком видении фактуры произведения. На мой взгляд, лучше всего опираться на видение и слышание гармонической основы аккомпанемента, аккордовых функций, тяготений и разрешений.
Не часто у концертмейстера есть способность к слышанию нотного текста в любой тональности, но активная творческая работа может помочь воспитать в себе эту способность, а опыт позволит реализовать наитие, «музыкальное чутьё» и быстроту реакции.
При транспонировании аппликатурные принципы оригинальной тональности, как правило, не годятся для новой. Мгновенно вспоминая аппликатуру гаммообразного или гармонизированного изложения в новой тональности, пианист избегает спотыканий и пропусков музыкального текста.
Подбор по слуху
Подбор по слуху также очень важен в работе концертмейстера.
В хрестоматиях по классу флейты первые лёгкие пьесы на одной ноте. Например, детскую песенку «Андрей-воробей» необходимо подкрепит соответствующим аккомпанементом. Ребёнку становится интересно, он слушает гармонию и вплетает свою линию в общее звучание. Восприятие произведения сразу меняется в лучшую сторону. Родители видя, как их ребёнок, умеющий извлекать только один звук, играет в ансамбле с фортепиано, становятся более заинтересованы в дальнейшем обучении для достижения более высоких результатов.
На занятиях в классе вокала и хора пианист обязан знать и играть в хроматической последовательности все распевки вверх и вниз.
Часто дети просят сыграть им понравившуюся песню и хотят спеть её. Необходимо уметь играть все популярные песни из мультфильмов и лучшие образцы популярной музыки, так как на летней творческой площадке мы с хормейстером занимаемся именно этим.
На вступительном экзамене ребёнок, как правило, поёт песенку и желательно ему подыграть. Умение это сделать показывает высокий уровень концертмейстера как профессионала.
В хоровом классе на начальном этапе разучивания произведения a capella также очень важен мгновенно сымпровизированный аккомпанемент. Гармоническая основа, исполненная концертмейстером, позволит коллективу быстрее запомнить мелодию и прочувствовать тональный план.
При работе с детьми-вокалистами нужно уметь вовремя поддержать солиста в опасных местах, где ребёнок теряет интонацию. Умело и незаметно подыгранная сольная партия, буквально 2-3 ноты, придаст ученику уверенность, и он благополучно минует этот отрывок.
Необходимо помнить, что концертмейстер, играя в ансамбле с солистом или коллективом, должен чутко прислушиваться к солирующей партии, замечать и предугадывать малейшие неточности, стараться сгладить все шероховатости. Концертмейстер должен представить солиста с наилучшей стороны, тем более, что мы говорим о детях.
Задача концертмейстера и в классной работе, и в концертном исполнении – выдержать темп, стиль, характер произведения.
Заключение
Важнейший момент в плодотворной работе концертмейстера – творческая атмосфера на уроке. Тандем преподаватель – концертмейстер будет максимально удачен, если они оба чувствуют и понимают исполняемую музыку на одной волне. При этом ребёнок будет чувствовать себя на уроке уютно. Когда нет разногласий и разночтений, когда преподаватель и концертмейстер приходят к общему мнению, тогда и ребёнок включается в общий процесс и старается сделать свою работу по максимуму.
В учебном процессе бывают и форс-мажорные обстоятельства. Когда болеет преподаватель, концертмейстер обязан провести полноценный урок, взяв на себя функции и концертмейстера и преподавателя.
В классе флейты концертмейстер должен уметь настроить инструмент: «Раздвинь головку флейты - и звук будет ниже, задвинь – выше». Это правило должен и ученик и концертмейстер.
Следить за взятием дыхания, за интонацией, помочь ребёнку запомнить текст – всё это ежедневная, кропотливая работа концертмейстера.
Большое внимание следует обратить на сокращение аккомпанементы в сольных местах. Умело выполненные купюры в оркестровых фрагментах должны быть незаметными. Сыграв ярко и эмоционально вступление к флейтовому концерту, концертмейстер настраивает ребёнка на нужный лад, вводя его в характер, стиль и темп произведения.
В хоровом классе концертмейстер, оставаясь один без преподавателя, должен ориентироваться в партии хора, знать все голоса, уметь подпеть при необходимости.
В произведениях a capella нужно научиться давать ауфтакт, чтобы коллектив вступил одновременно.
При работе с детьми-вокалистами концертмейстер должен уметь сыграть и аккомпанемент и сольную партию, поскольку на начальном этапе работы над произведением ребёнок теряется и помочь ему петь на фоне фортепианного сопровождения – задача и обязанность концертмейстера.
Помимо профессиональных задач, концертмейстер должен поддерживать тёплые доверительные отношения с детьми. Знать их проблемы, сопереживать их удачи и неудачи тоже входит в работу концертмейстера.
Всё выше изложенное позволяет говорить о профессии концертмейстера как о нужной, необходимой, многотрудной, но очень интересной.
Сочетая в себе деятельность исполнителя и преподавателя, концертмейстер берёт на себя ответственность за успешное обучение ученика или целого коллектива. Высокое профессиональное мастерство позволяет концертмейстеру завоевать авторитет у учащихся и преподавателей и занять достойное место в коллективе.
Принимать активное участие в концертной жизни школы, выступать на конкурсах различного уровня, делать аранжировки и переложения, вместе преподавателями выбирать программы ученикам – вот сфера деятельности настоящего, грамотного концертмейстера.
Список литературы
- Е. Шендерович «В концертмейстерском классе» М. Музыка. 1985
- А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» Л. Музыка. 1972
- Н.Крючков «Искусство аккомпанемента, как предмет обучения» М. Музыка. 1961
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителям начальных классов
Рекомендации при возникновении напряжения в общении, при работе с гиперактивными, капризными и упрямыми детьми....
Рекомендации концертмейстеру хореографического класса
Предлагаемый методический материал представляет собой рекомендации начинающим концертмейстерам, работающим в сфере хореографического искусства. Его простое и доступное изложение являет собой "пошаговы...
Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала
Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...
Методические рекомендации концертмейстера МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Парамоновой Т.В. по теме: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера образовательного учреждения эстетического цикла
Данная методическая разработка расскаывает об особенностях деятельности концертмейстера в образовательном учреждении эстетического цикла...
Методические рекомендации к мастер-классу "Народная кукла Сорока"
Методические рекомендации по изготовлению традиционной народной кукле "Сорока" могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии, учителям начальной школы и классным руково...
Методическая разработка "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Данная методическая разработка о самых важных задачах концертмейстера в классе флейты, о истории создания , о музыкальном своеобразии и природе этого прекрасного инструмента. Разработка со...
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...