Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий
методическая разработка по музыке на тему
4 класс раздел в концертном зале.
Уроки:
Урок №1: музыкальные инструменты.
Урок №2: вариации на тему рококо.
Урок №3: игра музыкальный эрудит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_urokov.docx | 28.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема итоговой работы: « Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий ».
4 класс (10 лет). Раздел: В концертном зале.
Цели цикла.
Когнитивная. Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Закрепить представление учащихся о таких музыкальных жанрах как струнный квартет, скрипичный концерт, фортепианная сюита, вокализ. Музыкальные формы: одночастная, куплетная, вариации. Уметь демонстрировать знания в различных видах музыки, узнавать и определять музыкальные инструменты. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (пение, музыкально - пластическое движение, импровизация). Переосмысливать и применять имеющиеся знания, создавать новые на основе изученных. Повысить творческую активность. Формировать умение мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Аффективная. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в словах, пении, рисунках. Проявлять интерес, переживание чувств, выражать своё отношение и проявлять в деятельности. Продолжить усвоение единства деятельности композитора, исполнителя и слушателя. Формировать свой личный музыкальный багаж знаний.
Психомоторная. Формирование средствами музыки двигательных умений, интонационного мышления и коммуникативных качеств. Дыхательные упражнения. Ритмопластика. Формирование правильного произношения музыкальных терминов, чёткой дикции при пении, координация движений при пластическом движении, восприятие музыки. Формирование вокально – хоровых навыков, развитие памяти, кинестетических, зрительных, слуховых ощущений, реакция на прослушанное произведение, быстрота реакции мышления .Наблюдение, копирование.
Урок № 1. Тема урока: «Музыкальные инструменты». Скрипка, виолончель.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Образовательная цель: познакомить с жанрами квартет, ноктюрн, закрепить умение различать и узнавать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Деятельностная цель урока: научить уч-ся применять новые способы действия.
Образовательная: научить понимать образный строй ноктюрна, анализировать, исполнять.
Развивающая: навыки музыкального анализа; накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением, вокально – хоровые навыки, музыкальные способности, интеллект.
Познавательная: расширить свои представления о творчестве А.Бородина, И.Крылова.
Коммуникативная: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, умение работать в коллективе, уважать друг друга.
Регулятивная: планировать и выполнять свои действия, понимать, оценивать себя и других.
Личностная: эмоционально откликаться и выражать своё впечатление к музыкальному произведению и музыкально –творческой деятельности, усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкальной деятельности.
Этапы урока время | Деятельность учителя. Краткое содержание. | Деятельность учащихся. | Обоснования. |
Организацион-ный этап (2минуты) | Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята». Нацеливание на успех. Организация группового взаимодействия «Мозаика» работа в парах. | Музыкальный ответ. | ЛУУД Создание атмосферы доброжелательности и Эмоциональной отзывчивости. |
Постановка цели и задач. ( 3 минуты) | Создаёт ситуацию требующую от уч-ся познавательной, творческой инициативы. | Самостоятельно формируют тему и цель. Составляют список понятий. | РУУД планируют свои действия в соответ – ствии с поставленной целью. |
Этап подготов ки нового ма- териала.( 3мин | Даёт консультацию. Раздаёт раздаточный материал с заданием и вопрсами. Включает видео басни И. Крылова «Квартет». | Слушают. | РУУД концентрируют своё внимание. ПУУД учатся исполь- зовать терминологию. Метод «Зеркало души» Психологический комфорт. |
Этап открытия новых знаний Понимание новых знаний. (15 минут) | Нацеливает на слушание произведение А.П.Бородина –«Ноктюрн» из Квартете № 2. Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников. Корректирует ответы. Поясняет содержание картины. | Смотрят и слушают басню. Узнают струнные смычковые инструменты. Читают вопросы, думают и отвечают на вопросы . Составляют определение –квартет. Делится со своим партнёром своими чувствами и размышлениями о «Ноктюрне», второй повторяет как собственные | |
Физминутка ( 2 минуты) | Упражнение «Задуй свечу» используя разные виды дыхания. | Повторяют движения и действия за учителем | ЛУУД воспитание правильного дыхания, снятие напряжения |
Вокально - хоровая работа. (10минут | Учитель играет на ф-но. Разучивает и исполняет гл. мелодию «Ноктюрна» А. Бородина. | Исполняют вокализом отображая характер, образ, показывают звуковысотность с помощью пластического дирижирования, передают характер звучания виолончели, играя на воображаемом инструменте. Исполняют в ансамбле с учителем. . | КУУД участие в коллективном пении. Чувствуют себя испол- нителями. Психомоторная: форми рование двигательных умений. |
Применение новых знаний. ( 5 минут) | . Составить свой квартет благозвучный по звучанию, придумать название. Включаю Каприс Н.Паганини. | Составляют квартеты из инструментов симф. . оркестра. Называют «Согласие», «Виртуоз» «Дружба», «Мечта» и др. Узнают звучание скрипки. | ЛУУД формирование творческой деятель- ности. Создание своего |
Рефлексия ( 3 минуты) | Подведение итогов в форме беседы. | Анализируют свою работу. Делают выводы. Оценивают свою деятельность. | РУУД формирование умения анализировать. |
Информация о домашнем задании. 2мин | Придумать слова к главной мелодии «Ноктюрна» А.Бородина. Побуждение к творчеству. | Записывают домашнее задание. . | ЛУУД интерес к творческой деятельности. |
Урок №2
Тема урока: «Вариации на тему рококо».
Тип урока: расширение и углубление знаний, рефлексия.
Цель урока: познакомить с стилем рококо в дизайне ,архитектуре ,музыки, сформировать представление о разнообраз-
ном творчестве П.И.Чайковского. Деятельностная: самостоятельно открывать новое, работать в группе, формирование у уч-ся способностей к рефлексии.
Познавательная: обучить понимать стиль рококо, закрепить понятие: музыкальная форма вариации, эпоха, музыкальные инструменты.
Коммуникативная: совершенствование умений работать в группе, принимать различные позиции сверстноков.
Регулятивные: освоить навыки музыкального анализа, оценивать правильность выполнения действий по различным критериям.
Личностные: усвоение единство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, интерес к творчеству П.И.Чайковского; стилю рококо.
Этапы урока Время | Деятельность учителя. Краткое содержание | Деятельность учащихся. | Обоснования. УУД |
Организационный этап. (3минуты) | Вход в класс под музыку «Ноктюрн» А.Бородина. Подготовлены столы по временам года. Музыкальное приветствие. | Настраиваются на рабочий лад. Рассаживаются по группам. Отвечают на музыкальное приветствие. Узнают произведение. | ЛУУД Создание атмосферы доброжелательности. Актуализация памяти. |
Проверка домашнего задания. (7 мин.) | Играет гл. мел. «Ноктюрна» А.П.Бородина. | Желающие исполняют её со своими словами сочинёнными дома. Исполня- ют хором понравившиеся варианты. | ЛУУД. Демонстрация творчества. |
Вызов к новым знаниям. (3мин.) | Пробуждает интерес к новым знаниям. Слайд №1 | Формируют цель и задачи урока. Составляют список понятий. | РУУД планируют работу. |
Получение новых знаний, связь с имеющимися. ( 9 мин.) | Слайд №2. Учитель предлагает вспомнить уже знакомые произведения П.Чайковского. Слайд №3 Учитель читает и через 10 секунд выключает. Слайд № 4,5,6 Информация о стиле рококо в интерьере. | Вспоминают все вместе, отвечает один из группы. Действуя сообща собирают информацию. Слушают, смотрят. | ПУУД Актуализация имеющихся знаний. Развитие слуховой и зрительной памяти. Упрощённый приём «Мгновенное фото». |
Этап усвоения новых знаний. (7 мин.) | Происходит знакомство с скрипичным концертом «Вариации на тему рококо» П.И.Чайковского. Направление хода обсуждения, коррекция ответов. | Слушают вопросы и слушают муз. произведение. После слушания каждая группа отвечает на вопросы. Солирующие инструменты, форма построения музыки, чем своеобразна. Происходит осмысление полученных знаний. | ПУУД и РУУД умение слушать, размышлять, излагать свою точку зрения. Развитие глубже понимать смысл произведения. |
Физкультурная пауза. (3 мин.) | Включаю видиоролик. | Повторяют упражнения. | Здоровьесберегающие технологии. Укрепление опорно – двигтельной системы. |
Рефлексия . (7мин.) | Задание. Составить кроссворд из 5-7 муз. терминов, музыкальных инструментов которые были на этом и предыдущем уроках. | Каждая группа составляет свой кроссворд. | КУУД Закрепление, применение полученных знаний. |
Этап вокально – хоровой работы. (5 мин.) | Слайд № 7 Играю хор из оперы «Евгений Онегин» «Уж как по мосту мосточку» П.Чайковского. | Исполняют, находят общее с «Вари – ациями…» П.Чайковского. | КУУД участие в коллективном пении. |
Подведение итогов. (2мин) | Слайд №8. Благодарит за активную, плодотворную работу. | Заполняют листы самооценки | РУУД анализируют, оценивают. |
Урок № 3.
Тема урока: «Музыкальный эрудит».
Тип урока: Урок общеметодологтческой направленности.
Деятельностная цель: организация игровой соревновательной интеллектуальной деятельности учащихся с использованием знаний, умений и навыков .
Образовательная цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся.
Формирование УУД:
Личностное: способность реализовать собственный потенциал знаний, здорового соперничества.
Регулятивные: понимать смысл заданий, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: выполнять поставленные задачи, логически грамотно рассуждать, развить познавательный интерес обобщать, анализировать, находить пути решения.
Коммуникативные: формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, развить умение работать в группах.
Форма: интеллектуальный турнир.
Этапы | Действия учителя | Деятельность обучающихся. | УУД |
Мотивация к игровой деятельности. 4мин. | Проводит консультацию для участников и членов жюри, выбирает ведущих. Сообщает правила игры. | Формируются 3 команды. | ЛУУД познавательный интерес к новой деятельности |
Актуализация знаний через пробное задание. Турнир №1 «Вопросник» 10 мин. | Ведущие выступают в роли учителя. Проводят интеллектуальную разминку Учитель в роли наблюдателя и включает секундомер. | Думают на быстроту реакции, кто первый, тот отвечают на вопрос. За правильный ответ команда получают один бал. Кто больше отвечал становятся командирами своей команды. Придумывают и сообщают название команды для жюри. | ЛУУД активизация своей памяти. Мгновенная реакция. КУУД выражать своё мнение. |
Систематизация знаний. Турнир № 2 «История инструмента». 10 мин. | Команды получают задания от ведущих. История инструмента, как используется. Жюри оценивает по критериям. | Командиры вытаскивают карточку с изображением муз. инструмента. Думают вместе с командой, составляют рассказ. Желающий от команды выступает. | КУУД продуктивно сотрудничают со сверстниками. Проявление инициативы. |
Турнир № 3 «Угадай мелодию». 7мин | Учитель играет мелодию муз. произведения из раздела «В концертном зале» | Кто первый узнаёт произведение, поднимает руку и отвечает. Команда из которой отвечает уч-ся , зарабатывает бал. | ЛУУД актуализация музыкальной памяти и знаний. |
Турнир №4 «Сложи картинку» 4мин | Команды получают задания от ведущих. Учитель включает секундомер. | Командиры вытаскивают задание. Команды складывают разрезанную картинку в единое целое. | ПУУД осуществляют поиск, составляют решение поставленного задания. |
Минута славы. (6минут) | Пока жюри подсчитывают балы желающий от команды исполняет любимую песню А капелла. | Исполняют песню от каждой команды. Остальные слушают, оценивают аплодисментами. | КУУД исполнитель, слушатель. Умение действовать на публике. |
Оценивание, подведение итогов. Награждение. (3мин) | Жюри объявляют балы, итоги. Объявляется победитель. | Внимательно слушают. Победители радуются. | КУУД чувство солидарности, радость за одноклассников. |
Заключение (3мин.) | Включает музыку. | Все вместе исполняют песню «Дружба» | КУУД участие в коллективном пении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
Тема моего сообщения «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана с происходящими в настоя...
Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Данная методическая статья может быть полезна учителям музыки...
Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном...
Методическая разработка. Выступление на МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии».
Выступление на МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии»....
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...