Урок музыки с привлечением социального партнера "Два великих начала искусства: слово и музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Кульбицкая Олеся Олеговна

Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_artistkoy_gdk.docx21.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок : «Два великих начала искусства: музыка и слово».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Формировать умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность, плодотворное сотрудничество.

Развить муз. слух, внимание, воображение, фантазию у учащихся.

Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.

ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и умений посредством привлечения социального партнера..

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный. Информационно-коммуникационные средства (СD-диски с аудио файлами )

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку.
  2. Подведение к теме урока, совместное определение темы.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Рефлексия.

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!

2. А чтобы нам определить тему урока, давайте подумаем, ребята, какие два вида искусства могут встречаться вместе? Где мы их можем наблюдать?

Конечно, музыка и слово(литература). Так и будет звучать тема нашего сегодняшнего урока.

Запись в тетрадь.

3.  «Слово» и «Музыка». Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. Они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их согласие порой рождает настоящие шедевры!

А для того, чтобы нам с вами убедиться в том, что слово и музыка действительно «дружат», я предлагаю вам, уважаемые ребята, прослушать романс в исполнении солистки городского дома культуры  г.Сызрани Назаретовой Лейлы Николаевны, которая сегодня приехала специально, чтобы познакомить вас с прекрасными жанрами вокальной музыки.

***муз. Владимира Яковлевича Шаинского, стихи Бориса Саввовича

Дубровина. из репертуара Анны Герман - «Любви негромкие слова»

Благодарим артистку.

Ребята а что вы знаете о вокальной музыке?  какая она?

Дождаться ответа учеников.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или

равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella ( то есть без музыкального сопровождения).

А какие жанры вокальной музыки вам известны?

Дождаться ответа учеников и потом дополнить.

Есть кантата, оратория, опера,оперетта, мюзикл, вокальный цикл, романс, песня, баллада, …

Учитель: Сегодня мы с вами остановимся подробнее на романсах и песнях.

Романсы — занимают очень большое место в вокальном жанре.

Романс-исп. (романсо, петь по-романски.) Стал интенсивно развиваться в 18

−19веках. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного

содержания. Лучшими образцами классического романса являются

композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Даргомыжский, Римский-Корсаков.

***муз. Николая Андреевича Римского – Корсакова стихи Александра

Константиновича Толстого. «Звонче жаворонка пенье»

Благодарность артистке.

Учитель:  Лейла Николаевна, вы познакомили нас с прекрасными произведениями, благодаря вашему исполнению, мы услышали взаимодействие и «дружбу» двух видов искусств – слова и музыки. Вы обладаете прекрасным тембром, думаю, ребятам было бы интересно узнать как же вы стали обладательницей такого чудесного голоса?

- дети отвечают.

Далее приведён приблизительный пример свободного монолога, а в последствии, и диалога с артисткой.

Артистка ГДК:

Что ж, я с удовольствием расскажу вам о себе и своей профессии!  Меня зовут Назаретова Лейла Николаевна.

Я Солистка муниципального оркестра Городского дома культуры

Я бы хотела рассказать вам немного о себе и о своей профессии – какого это,

быть артистом-вокалистом.

С самого детства я понимала что скучная работа не для меня. Каждый день

хотелось удивляться и удивлять. Каждый день проживая интересно, по

новому, по разному. И моя мечта сбылась….

Мое знакомство с миром музыки произошло в 2006 году. В школе мой

классный руководитель передала приглашение на день открытых дверей в

Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой.

Впервые посетив колледж искусств, я была очарована его атмосферой, мне

захотелось поскорее вернуться в стены колледжа. Я записалась на

подготовительные курсы, затем были вступительные испытания и первое

студенческое собрание , вручение студенческих билетов.

В колледже искусств меня научили как петь красиво и правильно чтобы не

навредить голосу, научили переводить и понимать иностранные языки

чтобы с вникая петь арии и романсы , научили как вести себя на сцене и в

обществе. Состоялись мои первые выходы на сцену в качестве оперной

певицы , … что привело к первым профессиональным успехам -

Лауреатством в Международных и Всероссийских конкурсах.

2011-2015г Я успешно обучалась в Астраханской Государственной

Консерватории в классе Народной артистки России – Тарасовой Натальи

Кимовны, где продолжала улучшать свои умения, Пока я училась в

консерватории я продолжала выступать в нашем городе и радовать

Сызранскую публику оперным искусством.

В 2015 году я закончила консерваторию и работаю в Городском доме культуры.

Моя профессия полностью отвечает моим внутренним потребностям и

желаниям - концерты, поездки, фестивали, конкурсы, мастер-классы, все это

стало частью меня самой. Останавливаться не хотелось и не хочется.

Если спросить что для меня значит быть артистом-вокалистом, отвечу

так - быть вокалистом значит отдавать зрителю тепло своей души, нести

людям добро и свет!

Ребята скажите, а почему люди поют? Для чего? А вы поете? Когда вы поете?

Дождаться ответа учеников.

Предположительно, кто-то из учеников отвечает, что мы поем на уроке музыки.

Приглашаем Лейлу Николаевну спеть с нами песню «Крылатые качели».

Одно из основных свойств пения — то, что это сверхсловесное выражение

эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование

или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство,

проявить через внешнее действие — и оказывается, выразить

сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек

их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным.

Пение — это инструмент самовыражения и способ

общения, необходимый для максимально полного, объемного,

эмоционального проявления человеческой личности.

Композитор Михаил Иванович Глинка и его современник Александр Сергеевич

Даргомыжский Основоположники русской вокальной школы и русского

классического романса.

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Композитор

 неизменно проявлял особую требовательность к

поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие

стихотворения.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена

воплощению слова в музыке; поэтому в ней

часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она

подчеркивает психологическую выразительность текста .

4. В заключении  нашего урока, мы прослушаем  песню современного композитора в произведении

которого мы сможем наблюдать элементы изобразительности и

живописности: как музыка отображает красоту окружающего мира. Исполнитель – Лейла Назаретова.

*** муз. Андрея Пономаренко сл. Олега Левицкого – «Я лечу над Россией».

  1. Рефлексия: Итак, ребята, мы сегодня узнали, что два вида искусства могут встречаться вместе, взаимодействовать. Какие это виды искусства?(слово и музыка) С какими жанрами вокальной музыки мы сегодня познакомились? (песня, романс)

Благодарность артистке ГДК, ребятам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

Презентация к уроку музыки "Музыка и слово- два великих начала"

Презентация к уроку музыки 5 класс "Музыка и слово- два великих начала"...

Урок ИЗО в 4 классе"Сопереживание-великая тема искусства"

Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского"Сопереживание-великая тема искусства"...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Тема урока по музыке в 5 классе : Два великих начала искусства. УМК «Искусство: Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Предмет: Музыка Класс: 5 Учебник (УМК): УМК  «Искусство: Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев- 3 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.  Тема урока: Два великих начала искусства Т...