Урок музыки с привлечением социального партнера "Два великих начала искусства: слово и музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_artistkoy_gdk.docx | 21.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок : «Два великих начала искусства: музыка и слово».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Формировать умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность, плодотворное сотрудничество.
Развить муз. слух, внимание, воображение, фантазию у учащихся.
Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.
ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и умений посредством привлечения социального партнера..
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный. Информационно-коммуникационные средства (СD-диски с аудио файлами )
ХОД УРОКА.
- Организационный момент: проверка готовности к уроку.
- Подведение к теме урока, совместное определение темы.
- Основная часть.
- Заключение.
- Рефлексия.
1.Орг.момент.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!
2. А чтобы нам определить тему урока, давайте подумаем, ребята, какие два вида искусства могут встречаться вместе? Где мы их можем наблюдать?
Конечно, музыка и слово(литература). Так и будет звучать тема нашего сегодняшнего урока.
Запись в тетрадь.
3. «Слово» и «Музыка». Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. Они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их согласие порой рождает настоящие шедевры!
А для того, чтобы нам с вами убедиться в том, что слово и музыка действительно «дружат», я предлагаю вам, уважаемые ребята, прослушать романс в исполнении солистки городского дома культуры г.Сызрани Назаретовой Лейлы Николаевны, которая сегодня приехала специально, чтобы познакомить вас с прекрасными жанрами вокальной музыки.
***муз. Владимира Яковлевича Шаинского, стихи Бориса Саввовича
Дубровина. из репертуара Анны Герман - «Любви негромкие слова»
Благодарим артистку.
Ребята а что вы знаете о вокальной музыке? какая она?
Дождаться ответа учеников.
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или
равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella ( то есть без музыкального сопровождения).
А какие жанры вокальной музыки вам известны?
Дождаться ответа учеников и потом дополнить.
Есть кантата, оратория, опера,оперетта, мюзикл, вокальный цикл, романс, песня, баллада, …
Учитель: Сегодня мы с вами остановимся подробнее на романсах и песнях.
Романсы — занимают очень большое место в вокальном жанре.
Романс-исп. (романсо, петь по-романски.) Стал интенсивно развиваться в 18
−19веках. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного
содержания. Лучшими образцами классического романса являются
композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Даргомыжский, Римский-Корсаков.
***муз. Николая Андреевича Римского – Корсакова стихи Александра
Константиновича Толстого. «Звонче жаворонка пенье»
Благодарность артистке.
Учитель: Лейла Николаевна, вы познакомили нас с прекрасными произведениями, благодаря вашему исполнению, мы услышали взаимодействие и «дружбу» двух видов искусств – слова и музыки. Вы обладаете прекрасным тембром, думаю, ребятам было бы интересно узнать как же вы стали обладательницей такого чудесного голоса?
- дети отвечают.
Далее приведён приблизительный пример свободного монолога, а в последствии, и диалога с артисткой.
Артистка ГДК:
Что ж, я с удовольствием расскажу вам о себе и своей профессии! Меня зовут Назаретова Лейла Николаевна.
Я Солистка муниципального оркестра Городского дома культуры
Я бы хотела рассказать вам немного о себе и о своей профессии – какого это,
быть артистом-вокалистом.
С самого детства я понимала что скучная работа не для меня. Каждый день
хотелось удивляться и удивлять. Каждый день проживая интересно, по
новому, по разному. И моя мечта сбылась….
Мое знакомство с миром музыки произошло в 2006 году. В школе мой
классный руководитель передала приглашение на день открытых дверей в
Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой.
Впервые посетив колледж искусств, я была очарована его атмосферой, мне
захотелось поскорее вернуться в стены колледжа. Я записалась на
подготовительные курсы, затем были вступительные испытания и первое
студенческое собрание , вручение студенческих билетов.
В колледже искусств меня научили как петь красиво и правильно чтобы не
навредить голосу, научили переводить и понимать иностранные языки
чтобы с вникая петь арии и романсы , научили как вести себя на сцене и в
обществе. Состоялись мои первые выходы на сцену в качестве оперной
певицы , … что привело к первым профессиональным успехам -
Лауреатством в Международных и Всероссийских конкурсах.
2011-2015г Я успешно обучалась в Астраханской Государственной
Консерватории в классе Народной артистки России – Тарасовой Натальи
Кимовны, где продолжала улучшать свои умения, Пока я училась в
консерватории я продолжала выступать в нашем городе и радовать
Сызранскую публику оперным искусством.
В 2015 году я закончила консерваторию и работаю в Городском доме культуры.
Моя профессия полностью отвечает моим внутренним потребностям и
желаниям - концерты, поездки, фестивали, конкурсы, мастер-классы, все это
стало частью меня самой. Останавливаться не хотелось и не хочется.
Если спросить что для меня значит быть артистом-вокалистом, отвечу
так - быть вокалистом значит отдавать зрителю тепло своей души, нести
людям добро и свет!
Ребята скажите, а почему люди поют? Для чего? А вы поете? Когда вы поете?
Дождаться ответа учеников.
Предположительно, кто-то из учеников отвечает, что мы поем на уроке музыки.
Приглашаем Лейлу Николаевну спеть с нами песню «Крылатые качели».
Одно из основных свойств пения — то, что это сверхсловесное выражение
эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование
или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство,
проявить через внешнее действие — и оказывается, выразить
сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек
их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным.
Пение — это инструмент самовыражения и способ
общения, необходимый для максимально полного, объемного,
эмоционального проявления человеческой личности.
Композитор Михаил Иванович Глинка и его современник Александр Сергеевич
Даргомыжский Основоположники русской вокальной школы и русского
классического романса.
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Композитор
неизменно проявлял особую требовательность к
поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие
стихотворения.
Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена
воплощению слова в музыке; поэтому в ней
часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она
подчеркивает психологическую выразительность текста .
4. В заключении нашего урока, мы прослушаем песню современного композитора в произведении
которого мы сможем наблюдать элементы изобразительности и
живописности: как музыка отображает красоту окружающего мира. Исполнитель – Лейла Назаретова.
*** муз. Андрея Пономаренко сл. Олега Левицкого – «Я лечу над Россией».
- Рефлексия: Итак, ребята, мы сегодня узнали, что два вида искусства могут встречаться вместе, взаимодействовать. Какие это виды искусства?(слово и музыка) С какими жанрами вокальной музыки мы сегодня познакомились? (песня, романс)
Благодарность артистке ГДК, ребятам за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...
Презентация к уроку музыки "Музыка и слово- два великих начала"
Презентация к уроку музыки 5 класс "Музыка и слово- два великих начала"...
Урок ИЗО в 4 классе"Сопереживание-великая тема искусства"
Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского"Сопереживание-великая тема искусства"...
Презентация к уроку изо в 4 классе "Сопереживание- великая тема искусства"
презентация к уроку изо в 4 классе...
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Тема урока по музыке в 5 классе : Два великих начала искусства. УМК «Искусство: Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев
Предмет: Музыка Класс: 5 Учебник (УМК): УМК «Искусство: Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев- 3 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. Тема урока: Два великих начала искусства Т...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...