Открытый урок по сольфеджио для учащихся 3 класса
план-конспект по музыке по теме
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 3 класса (8-летний курс обучения) в ДМШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc | 171 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА№3
ИМЕНИ ЮРИЯ БОГАТИКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Открытый урок по сольфеджио
для учащихся 3 класса
«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио
как залог качества обучения»
семинар-практикум Методического объединения №3
преподавателей музыкально-теоретических дисциплин
«Мастерство и творчество в педагогической деятельности»
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
высшей категории
Стадник Елена Анатольевна
Симферополь
2018 г
Тема урока: «Традиционные формы работы на уроках сольфеджио
как залог качества обучения»
Цель урока: Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствование освоения изучаемого материала.
Умение использовать полученные знания на практическом занятии.
Развивающие:
Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к предмету
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
Воспитание навыков самоконтроля
Воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.
Личностные: осознание потребности и умения сознательного применения изученного материала в целях оценки и стабильности качества знаний;
Проблемная ситуация: использование традиционных форм работы на уроке для успешного освоения и закрепления изученного материала.
Ожидаемые результаты:
-умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
-повышение познавательной и эмоциональной активности;
-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат
Методы:
-словесный
-наглядный
-практический
Реализуемые технологии:
-развивающего обучения
-творческая лаборатория
-художественно-эстетическая
-информационно-компьютерная
-здоровьесберегающая
Тип занятий:
обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике
Вид занятий: урок сольфеджио
Место проведения: аудитория, класс
Продолжительность урока: 60 минут
Инвентарь и оборудование:
Парты, стулья
Раздаточный материал
Компьютер
Время проведения: 22.02.2018 г.
Этапы урока:
I. Организационный этап 2 мин
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.
II. Основной этап
1.Работа в тональности Ля мажор: 10 мин
а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ля мажор
б) пение гаммы Ля мажор:
* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме
*с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
* пение гаммы «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука
в) пение распевки А.Агажанова «3,2,1»
г) анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор
2.Диктант 15 мин
* простукивание ритма с ритмослогами
* пение с дирижированием нотами
*пение диктанта с названием римских цифр
*пение с транспонированием ↑↓
*пение диктанта «цепочкой» по тактам
3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и б 6 в тональности» 5 мин
*проигрывание секст в тональности Ля мажор с названием их качества
*анализ музыкальных произведений
4.Творческие задания в тональности 5 мин
*вокальные импровизации
*жанровые импровизации
5.Работа с ритмом 10 мин
*прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 1)
* «бумажные ритмы»
* «ритмостаканчики»
6.Слуховой анализ 5 мин
7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина 5 мин
III.Заключительный этап: 3 мин
-Подведение итогов урока
Анализ урока
№ п/п | Этап урока | Примечания |
I | Начало урока Организационный момент: - Здравствуйте, ребята. Приготовьте тетради, дневник, садитесь. Сообщение темы и постановка задач: - Сегодня на уроке мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал. Будьте, пожалуйста, внимательны и активны. | Приветствие. Настрой на работу. |
II | Основной этап 1.Работа в тональности Ля мажор: а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме? Учащиеся: три диеза (перечисляют) Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке. Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия? Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия. б) Педагог: мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком. Учащиеся: поют гамму Ля мажор: -с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме↑↓ -с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме - «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука в) Педагог: Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку А.Агажанова «3,2,1» Учащиеся: поют распевку г) Педагог: вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке 2.Диктант в тональности Ля мажор а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4 Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант (8 проигрываний) Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания: -пропеть диктант с названием римских цифр -пропеть с транспонированием ↑↓ -пропеть диктант «цепочкой» по тактам Учащиеся: выполнение заданий 3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и б 6 в тональности» Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал? Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические. Интервалы бывают чистые, большие и малые. Интервалы делятся на консонансы и диссонансы Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1) Учащиеся: повторяют интервалы Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал? Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты? Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII. Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор? Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором. Прослушивание фрагментов и определение секст «Олень» (видео 2) «Оленёнок» (видео 3) Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты. Прослушивание произведения.
4.Творческие задания в тональности Ля мажор Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация? Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу. Педагог: а что важно в импровизации? Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения. Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение. Учащиеся выполняют: - вокальные импровизации -жанровые импровизации
5.Работа с ритмом Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом. -прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4) Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики - «ритмостаканчики» (видео 5) 6.Слуховой анализ Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали? Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия. Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами. Учащиеся отгадывают прослушанные элементы. 7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой. Учащиеся: исполняют №5
III.Заключительный этап: Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать? Ответы учащихся Оценка работы каждого учащегося. | Закрепление знаний, полученных ранее Повторение ранее изученного материала. Воспитание умения слушать ступени в тональности Формирование навыка самостоятельности Воспитание навыка анализа музыкального произведения с помощью определения средств музыкальной выразительности Постановка цели грамотной записи диктанта Закрепление навыка транспонирования с листа, умения контролировать чистоту интонации Закрепление теоретического материала Закрепление навыка игры и анализа в тональности Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе Формирование и расширение знаний о средствах музыкальной выразительности Формирование и закрепление навыка вокальной импровизации Воспитание чувства музыкальной формы Воспитание чувства ритма, работа над ритмической точностью, умение работать в команде Воспитание концентрации внимания Закрепление пройденного, воспитание навыков слухового анализа Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе Закрепление навыка контроля чистоты интонации, концентрации внимания, работы с нотным текстом Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, воспитание умения анализировать свою деятельность на уроке. Формирование умения делать выводы, обобщения. Постановка перспективных целей для дальнейшей работы. |
Анализ урока: Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся. Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута. Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.
Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, поэтому, анализируя видео, можно сказать о некоторой скованности у детей в начале занятия.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.
Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке. Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.
Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.
Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по сольфеджио для 4 класса детской музыкальной школы «Путешествие в королевство Гармонии»
Ход урока сольфеджио в 4 классе по теме «Путешествие в королевство Гармонии»....
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио...
План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса на тему: "Интервалы. Малые и большие секунды"
План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса программы ФГТ «Фортепиано, народные инструменты». Тема: «Интервалы. Малые и большие секунды».Цель: Познакомить учащихся ...
Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».
Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...
Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».
Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...