Работа с одаренными детьми
материал по музыке на тему

Работа с одаренными детьми

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА  ТЕМУ:

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

   Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
   Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенный во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
   Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
   Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
  Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло на пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было «подтвердить» свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы – педагог – должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. 
    Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.
     Ещё А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях. 

   Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и  методы работы с ними.

   Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный»
   В практике часто встречаются такие дети, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителем, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одаренность состоит из различных способностей. 
  Остановимся на музыкальных способностях ребенка. Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

     Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

 Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
    На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми? 
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток  можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные , и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). 
     
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
-
эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
-способность к переживанию в форме музыкальных образов;
-способность к творческому восприятию музыки;
-музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства -музыкальной выразительности;
-ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
-чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
  Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность
                     
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:
-
метод наблюдения за музыкой;
-метод сопереживания;
-метод моделирования художественного творческого процесса;

-метод интонационно стилевого постижения музыки.

     Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.
    В современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
    В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции. 

                                                              Типы одаренности.

    Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы      отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей.  Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.
  Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. 
1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.
  Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.
   Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.
  Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их принято называть, «вундеркиндов». Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и творчески, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким , а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учеников получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышение способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).
       В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
   3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься. 
  Как и предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
   Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.
 4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
  Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.
   Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам. 
  Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предлагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
  Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.
  У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. 
5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. 
Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. 
   Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.
    К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.
6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющим все, же специального интереса. 
   Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
   Понимание типа одаренности – это первый  и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

о работе  с одаренными детьми

        

   Система деятельности по организации работы с одаренными  обучающимися  имеет следующее содержание:

Выявление   одаренных и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение  и воспитание;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
олимпиадах.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах  разного уровня.

Работа с родителями одаренных детей:

- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
    В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

 Разработанная  программа «Одарённые дети»  направлена на

  • раннее выявление способных и одаренных детей
  • внедрение в учебный процесс специальных уроков и методик, способствующих развитию одаренности (развивающее обучение, ИКТ, проектная деятельность),
  • создание микроклимата престижности одаренности.

Обучающиеся  традиционно участвуют в различных конкурсах по музыке.

          Вся работа с одаренными детьми проводится   на уроке и  во второй половине дня. 

Подготовка и участие в конкурсах, смотрах, фестивалях художественной самодеятельности формирует компетенции  общения, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.

  • Работа с одаренными детьми ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций через:
  • Индивидуальную работу (консультации)
  • Массовое участие в  конкурсах различных уровней
  • Интеллектуальные игры
  • Развитие проектного метода
  • Широкое использование компьютерной техники и Интернета
  • Создание портфолио достижений
  • Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях  

     Главной проблемой школы   по работе с интеллектуально одаренными детьми является     малочисленность классов.  

    Ещё одной проблемой в работе с детьми, мотивированными на учебу в школе является большая учебная, спортивная, культурно-массовая нагрузка   детей. По причине малого количества одарённых детей в школе, в районных мероприятиях участвуют одни и те же учащиеся, и потому у детей не хватает времени для углубленного изучения  

    Участие в различных фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах за пределами школы  стимулируют развитие одарённых детей.

    В школе сложились традиции поощрения и стимулирования деятельности детей.  Итоги года были подведены 25 мая на школьной линейке.

    Учащимся, отличившимся в учебе и других мероприятиях, вручили    грамоты, дипломы, благодарственные письма.

Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся

Констатирующий уровень

(План мероприятий)

Планово-прогностический уровень

(Программа работы)

Учебный год:2016-2017

Класс: 1-7

Количество обучающихся:

Перечень проведенных мероприятий по выявлению способностей в соответствии с утвержденным планом руководителя образовательной организации

(выходные данные проведённых  мероприятий со ссылкой

на интернет-ресурс):

1. Организация диагностических мероприятий по выявлению

способностей обучающихся.

2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации  учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

3.Применение на уроках исследовательского, проектного методов обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа, в парах);

4. Организация консультативной помощи обучающимся, направленной на творческую самореализацию школьников;

5. Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней.

6.Создание  картотеки материалов повышенного уровня сложности.

7. Работа с семьями одарённых детей.

8. Использование  информационно – коммуникативных технологий на уроках

Учебный год: 2016-2017

Класс: 1-7

Количество обучающихся:

Период работы (в рамках межаттестационного периода): 2016 -2017 г.

Название программы по выявлению способностей (выходные данные программы со ссылкой на интернет-ресурс): «Работа с одарёнными детьми»

Выявляемые способности: интеллектуальные, творческие

Наименование педагогических методик, автор (ы):

1.Диагностическая методика «Лесенка»

2.Методика «Карта одаренности»  (А. И. Савенков)

3.Методика «Палитра интересов» (А.И. Савенков),

4. Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка»,

5.  Методика «Изучение уровня внимания у школьников». (Гальперин П.Я, Кабылицкая С.Л.)
6. Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся».  
Реализуемая цель: создание в образовательном учреждении условий  для выявления, поддержки и развития  способностей каждого ребёнка, воспитание активной, творческой личности.

 Показатели результативности: увеличение числа участников конкурсов различных уровней по предмету, их результативность; успеваемость по предмету.

Результаты стартовой диагностики: интеллектуальные способности – 18  обучающихся, творческие -  18 обучающихся.

Результативность деятельности педагогического работника

по развитию способностей обучающихся

Констатирующий уровень

Планово-прогностический уровень

Учебный год:

Класс:

Количество обучающихся:

Перечень проведенных мероприятий по развитию способностей в соответствии с утвержденным планом руководителя образовательной организации

(выходные данные проведённых мероприятий

со ссылкой на интернет-ресурс):

Направления деятельности, требующие совершенствования:

Учебный год: 2016-2017

Класс:1-7

Количество обучающихся: 36

Период работы (в рамках межаттестационного периода): 2016-2017

Название программы по развитию способностей (выходные данные программы

со ссылкой на интернет-ресурс): «Программа  по  выявлению, развитию

 и оценке способностей учащихся» «Работа с одарёнными детьми»

Развиваемые способности:

Интеллектуальные способности обучающихся определяла с помощью анкеты по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера) .

Творческие способности определяла с помощью теста диагностики творческого потенциала и креативности по методике Рогова  Е.И.

Наименование педагогических методик, автор (ы): Метод проектов (Л.С.Выготский), метод индивидуального подхода (Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская), развивающее обучение (И.С.Якиманская).

Реализуемая цель: создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности учителя:

- Внедрение новых образовательных технологий.

- Расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в творческих конкурсах

- Организация обогащенной образовательной среды, которая благоприятна для развития интеллекта,  творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Результаты стартовой диагностики:

Оценка  степени развития  видов одаренности  у обучающихся (Методика «Карта интересов» (А.И. Савенков).

  • Интеллектуальная – 6 (16,66%)
  • Творческая –4  (11,11%)
  • Музыкальная – 6 (16,66%)
  • Литературная – 4 (11,11%)
  • Артистическая – 6 (16,66%)
  • Лидерская - 4(11,11%)
  • Спортивная – 4 (11,11%)

Результаты итоговой диагностики:

Оценка  степени развития  видов одаренности  у учащихся.(Методика «Карта интересов» (А.И. Савенков).

  • Интеллектуальная – 6 (16,66%)
  • Творческая –4 (11,11%)
  • Музыкальная – 7 (19, 44%)
  • Литературная – 5 (13,88%)
  • Артистическая – 7 (19,44%)
  • Лидерская - 4(11,11%)
  •    Спортивная – 5 (13, 88%)

Педагогические компетенции, требующие дальнейшего совершенствования:

1. Создать «банк» различных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями

2. Применять различные методы оценивания обучающихся

Вывод:

  • отмечается повышенная заинтересованность обучающихся в саморазвитии и получении результатов внеучебной деятельности
  • Повышается мотивации к обучению.
  • Развивается индивидуальность, самостоятельность и творческий потенциал личности.



Предварительный просмотр:

ПЛАН

работы  с одаренными детьми по  предмету  «Музыка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Из числа обучающихся в школе детей встречаются дети, имеющие  высокие показатели музыкальных способностей:  у  них хорошо развит музыкальный слух, ритм, память, имеется наличие большей трудоспособности и навыков достижения целей, которые дают возможность им за короткие сроки достигать значительных результатов в обучении. Эти учащиеся требуют повышенного внимания,  они  могут быть в дальнейшем профессионально ориентированы на поступление в музыкальное учебное заведение, где требуются повышенные знания и умения.

   Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию  ФГОС

Цель: выявление одаренных детей,  развитие обучающихся  с музыкальной одаренностью и создание условий для оптимального  их развития.

.

 Задачи: 1...

Задачи:

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной  сферы обучающихся
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Стимулирование развития творческой деятельности одарѐнных детей 
  • Раскрытие внутренней эмоциональности ученика;
  • Развитие эмоционально-музыкальных навыков;
  • Помогать одаренным детям в самораскрытии;
  • Вовлечение в творческую  работу, исполнительство.

Содержание и формы работы:

  • Выявление одаренных и талантливых детей;
  • Создание системы взаимодействия с  ДДТ,  ДШИ, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей;
  • Создание банка «Одаренные дети»;
  • Диагностика потенциальных возможностей обучающихся;
  • Анализ особых успехов и достижений  обучающихся.

Помощь одаренным  обучающимся в самореализации их творческой направленности.

  • Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальные занятия;
  • Организация творческой деятельности;
  • Организация творческих конкурсов, концертов, фестивалей, музыкальных игр
  • Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
  • Изготовление компьютерных презентаций, звуковой записи песен,  музыкальных  исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

  • Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
  • Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Диагностика по Савинкович А.И.:

  • проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поет;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;  любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • нравится играть на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии 

ПЛАН

работы с одаренными детьми на 2016 -2017 учебный год

Сроки

Мероприятие

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей( выявление слуха, музыкального интонирования)

Организация  работы кружка, внеурочной деятельности

Октябрь

Подготовка  обучающихся разных классов к участию в концертах

Подготовка к участию в концерте, посвященного Дню учителя

Ноябрь

Участие в районном фестивале

Подготовка вокальных номеров к Новому году с учащимися разных классов

Декабрь 

Участие в новогодних представлениях школы.

Январь

Участие в   «Рождественских  посиделках»

Февраль

Подготовка к участию в концерте, посвященного Дню защитников Отечества

Подготовка вокальных номеров к праздникам

Разучивание  песен к празднику «Песня в военной шинели»

Март

Работа над развитием вокальных данных

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященного 8 марта

Создание видеорядов с учащимися,  участвующими в концерте

Апрель

Участие в конкурсе исследовательских проектов по музыке

Выполнение проектов

 

Участие в  районном фестивале  художественной самодеятельности

Май

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к Дню памяти, посвященного 9 мая

Разучивание песен ВОВ на уроках

Подготовка вокальных номеров на «Последний звонок»

ПРИМЕРНАЯ БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Ф.И.О. ученика

Класс

Область деятельности (конкретно)

1

Пугачев Егор

1

Вокальное искусство

2

Елисеев Ярослав

2

Вокальное искусство

3

Толкан Сергей

2

Вокальное искусство

4

Арсентьева Валерия

3

Вокальное искусство

5

Чумарова Надежда

3

Вокальное искусство

6

Мурзов Илья

4

Вокальное искусство

7

Кузьмин Тимофей

4

Вокальное искусство

8

Арсентьева Виктория

5

Вокальное искусство

9

Усубов Эмин

5

Вокальное искусство

10

Гожиков Кирилл

5

Вокальное искусство

11

Крылова Дарья

6

Вокальное искусство

12

Серкова Наталья

6

Вокальное искусство

13

Сидорова Виктория

6

Вокальное искусство

14

Некрасов Николай

6

Вокальное искусство

15

Захарова Валерия

7

Вокальное искусство

16

Новикова Полина

7

Вокальное искусство

ПЛАН

музыкального развития вокальных данных воспитанников

Основные направления развития

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

сроки

Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно

1. Артикуляционная гимнастика

2. Игры со звуком

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игры с пением

Выступление на различных мероприятиях  разных уровней (региональный, муниципальный и др)

В течение 1 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...