Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
статья по музыке на тему

Богданова Елена Александровна

Материал посвящен применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_muzyki.docx17.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

 Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний.

 • Здоровьесберегающие технологии – это все те

 • психолого-педагогические технологии, программы, методы,

 • которые направлены на воспитание у учащихся культуры

 • здоровья, личностных качеств, способствующих его

 • сохранению и укреплению. ( Н. К. Смирнов)

 • Цель здоровьесберегающих технологий:

 – отдых центральной нервной системы

 – профилактика утомления, нарушения осанки,

 – зрения.

 • Задачи:

 • обеспечить высокую работоспособность

 • на протяжении всего времени учебных

 • занятий;

 • отодвинуть утомление и избежать

 • переутомления.

 • Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую музыкотерапию, логоритмику, ритмотерапию, улыбкотерапию и др.

 Музыкотерапия

 - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.

 Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

 Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

 Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.

 Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

 Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

 Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

 Фрагмент урока

 Учитель: Давайте вспомним нашу песенку О. Юдахиной «Дождик» - исполним её, но сначала распоёмся.

 Распевка: «Петь приятно и удобно».

 ( повторение правил пения сидя и стоя)

 (при исполнении распевки дети поют 1-й куплет сидя, а 2-й куплет - встают на модуляцию исполняемого сопровождения на один тон выше!!!)

 1.Если хочешь сидя петь –

 Не садись ты как медведь.

 Спинку выпрями скорей,

 Ноги в пол упри смелей!

 Припев: Раз - вдох, и запел,

 Птицей звук полетел.

 Руки, плечи - всё свободно-

 Петь приятно и удобно!

 2.Если хочешь стоя петь –

 Головою не вертеть.

 Встань красиво - подтянись

 И спокойно – улыбнись!

 Исполняем песенку О. Юдахиной «Дождик» - очень эмоционально, с движениями.

 Логоритмическая гимнастика

 – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

 Фрагмент урока

 Слушание: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

 Учитель: Похоже ли утро Э. Грига на ваше утро?

 (Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки).

 Учитель: Не правда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке её же языком, то она станет приятнее и ближе. Сейчас мы ещё раз послушаем «Утро» Э. Грига, я попрошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, следуя за движением главной мысли произведения. Слушаем стоя!

 «Слушаем стоя» - приём «слушания рукой» или «визуализация» - элементы пластического интонирования на уроках музыки.

 (Дети «рисуют» рукой движение музыки)

 Ритмотерапия

 Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

 Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

 А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

 Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

 Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

 Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

 Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

 (выполняем под музыку)

 Потребность в проведении РИТМОТЕРАПИИ возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю.

 Для получения наибольшей эффективности включаю эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

 Фольклорная арт-терапия

 Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

 Улыбкотерапия

 Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

 Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

 заключение

  Современная школа должна всеми возможными способами помочь обществу решать эти проблемы.

  Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

  В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средство реализации здоровье сберегающих технологий.

  Необходимо объединить усилия медиков и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...