ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке по теме

Зеленкина Надежда Михайловна

ПРОГРАММА  курса  внеурочной деятельности «Неповторимая прелесть романса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepovtorimaya_prelest_romansa.docx38.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

    Рассмотрено                                                                         Принято                                                                

    Методическим  объединением                                           на заседании Методического Совета              

    учителей начальных классов                                              протокол  № ___ от  ___  сентября 2015 г.            

    протокол №   ___  от  __ сентября   2015 г.                                                                                  

    ______________________________

   

ПРОГРАММА  

курса  внеурочной деятельности

«Неповторимая прелесть романса

(духовно - нравственное  направление)

для учащихся 5 класса

  Составитель:

                                Зеленкина Надежда Михайловна

       учитель музыки

2015 г.

  1. Пояснительная записка.

         Программа курса  внеурочной деятельности «Неповторимая прелесть романса..»  (далее – курс)  составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования,  утверждённого приказом Минобрнауки  России от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями). Реализуется  в рамках  духовно-нравственного  направления развития личности.

                 

        Цель программы:   трансформировать процесс развития  интеллектуально-творческого потенциала  личности ребёнка  путём совершенствования  его исследовательских способностей  в процессе саморазвития.

        Задачи программы:

  • развитие познавательных  потребностей и способностей школьников;
  • обучение  детей основной школы  специальным знаниям, необходимым  для проведения  самостоятельных исследований;
  • формирование  и развитие у школьников умений и навыков  исследовательского  поиска;
  • развитие интереса к музыкальной культуре.

2.Общая характеристика  курса       

        Данная программа  направлена  на подготовку учащихся к творческой исследовательской деятельности.  Программа предполагает  17 часов в год.

         При  разработке программы  за основу взяты требования  к подготовке исследовательских работ на конкурсах учебных проектов различного уровня.

 

Отличительные особенности программы:

  • В основу  её реализации  положены  ценностные  ориентиры  и воспитательные результаты.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что  предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема  исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы  уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает  необходимость  проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования – это область, в рамках  которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой  для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые  подлежат непосредственному изучению  в данной работе, он устанавливает  границы научного поиска в каждом объекте. Предмет  всегда изучается в рамках какого – то объекта.

      На занятиях  дети знакомятся с перечисленными  процессами исследовательской работы. Освоение  материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ.  Постижение  каждого нового умения предполагает постоянное повторение  пройденных тем, использование  навыков, доведённых до  автоматизма в результате  планомерной работы.

         Ребёнок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу  его работы   практических задач, но и  осознавать самому  логику их следования.  Поэтому  важным методом обучения проектной деятельности является  разъяснение ребёнку последовательности действий и операций, в основе  чего лежит механизм создания исследовательской  работы.

Форма организации  работы на занятиях: индивидуальная.  Занятия построены таким образом, что  один вид деятельности сменяет другой. Наряду с традиционной формой учебного занятия  используются и нетрадиционные: слушание музыкального произведения, , распевание, пение, экспресс –опросы, наблюдение, вычитывание необходимой информации  в художественной литературе и др.    

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

3.Описание  места курса.

Программа рассчитана на 1 полугодие 5 класса. 

Занятия проходят 1 раз в неделю – 17 часов.  

Данный курс внеурочной деятельности не включён в учебный план основной школы и  реализуется  в субботу.

Программа  предназначена  для занятий  с учащимися, проявляющих  повышенный интерес к музыке, пению, желающих развить свои знания в данной области.                                                 

                                                                                                                 

                                                         4  Содержание программы

         Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Выбор учащимся темы проекта

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проекта.

5. Работа над проектом.

6. Презентация проекта.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

                                                                                                                                                                       

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

4.1. Содержание занятий.

Занятие 1   Мои интересы  и  способности. Как их развить? 

Культура мышления . Мои интересы – творческая музыкальная деятельность.

Психологический тест «Я познаю себя»

Занятие 2.   Требования к организации проекта

 Ознакомление со структурой  проекта, моделью.  Виды проектов – творческие, исследовательские, технологические.  

Занятие 3. Критерии оценивания проектной работы 

Что такое актуальность?  Идея – интересна мне либо кому –то ещё? Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Занятие 4  Выбор темы исследования  относительно  собственных интересов.                       

Выбор темы.  Почему?    Задание «Рассказываем, фантазируем». Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Что мне интересно?  Что хочу узнать?   Как оформить?  Постановка цели исследования по выбранной теме. поставленной цели. Выдвижение гипотез. Обоснование выбора темы, гипотезы.

Составление плана работы над проектом.                                                                                                                                                          

Занятия 5  - 6  Подбор  и изучение музыкальной литературы

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Занятие 7  Выполнение исследовательской части проекта

Постановка цели исследования по выбранной теме относительно  поставленной цели. Выдвижение гипотез. Обоснование выбора темы, гипотезы.

Составление плана работы над проектом

Занятие 8. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, КТД, концерт и т.д.

 Занятие 9  - 14  Разучивание романсов Разучивание «Жаворонок» М.И. Глинка, «Белой акации гроздья душистые…», «Красный сарафан» А.Варламов.  Разучивание мелодий, работа над чистотой интонирования, ритмическим рисунком, темпом, тембром, образом произведения.

Занятие 15.  Оформление проекта.

Систематизация материалов проекта. Правила оформления использованной литературы для проекта, а также Интернет-ресурсов.

Практическая работа - Самостоятельное составление списка литературы.                                                                                                                                                                

Что такое презентация?  Правила оформления презентации.

Практическая работа. Составление слайдов презентации.

Добавление записей, картинок, анимации и т д.   Корректировка презентации.

Занятие 16.  Подготовка к защите проекта – теоретический материал.

Сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Занятие 17  Представление проекта перед учащимися 5 класса на уроке музыки. Анализ проектной работы.

Защита. Выступление. Анализ своей проектной деятельности.

                                             5. Календарно – тематическое планирование  

                                                                         

Тема занятия

1

Мои интересы  и  способности. Как их развить?

2

Требования к организации проекта  

(структура проекта, модель, вид)

3

Критерии оценивания проектной работы

4

Выбор темы исследования  относительно  музыкального направления

5

Подбор  и изучение музыкальной литературы

6

Подбор  и изучение музыкальной литературы

7

Выполнение исследовательской части проекта

8

Планирование итогового продукта

(формы представления результата).

9

Разучивание   романса «Жаворонок» М.И. Глинка

10

Разучивание  романса «Жаворонок» М.И. Глинка

Работа над музыкальными нюансами

11

Разучивание  романса «Белой акации гроздья душистые…»

12

Разучивание  романса «Белой акации гроздья душистые…»

 Работа над музыкальными нюансами

13

Разучивание романса «Красный сарафан» А.Варламов

14

Разучивание романса «Красный сарафан» А.Варламов

Работа над музыкальными нюансами

15

Оформление проекта.

16

Подготовка к защите проекта – теоретический материал.

17

Представление проекта перед учащимися 5 класса на уроке музыки

Анализ проектной  работы

                                                                                                                                     

6. Литература:

  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000
  3. Фоминова М.А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001..
  4. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А и др. Проекты в школьном курсе “Технология”.// Школа и производство, №4, 1994.
  5. http://www.publiclibrary.ru/readers/read/litvzgljad-bazhov.htm

http://uralring.eunnet.net/bazhov/bajhov/e-burg.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...