Рабочая программа по музыке.
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Фролова Римма Михайловна

Рабочая программа по музыке для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz7.doc142 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Алешковская средняя общеобразовательная школа.

                «Рекомендовано»

Руководитель МО

Фролова Р.М.

Протокол №_1_        от

«14_» _08__2017 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

Данцева Н.И.

«_15» 08_        2017 г.

«Утверждено»

Директор                Попов А.В.

Приказ №        137_ от

«17» __08_2017 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА

первой категории

Фроловой Риммы Михайловны

по музыке

                                7 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _1_        от

«_16_» _08_        2017 г.

2017 - 2018 учебный год

VII КЛАСС (34 ч)

Рабочая программа по музыке для основной  школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного  образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

-  программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство  «Просвещение», год издания: 2006)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

    Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

—  приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

—  развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

—   воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

—  освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.    

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

           Основные методические принципы построения программы V—IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.    

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование  и  музыкально-ритмические движения;  различного рода  импровизации   (вокальные,   ритмические,   инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение  элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность  высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод  художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.

Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургов сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

Высокая месса cи минор (фрагменты). И -С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос суперзвезда. Рок-стера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Кармен Опера (фрагмента). Ж. Визе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе — Р. Щедрин.

Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Ревизская сказка.  Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя Д. Тухманов, слова Р. Рождественского

Дам, где мате детство остаемся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.                                                                                                                 

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). 

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)

      Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.                                                          

Примерный перечень музыкального материала

Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Соната № 2. С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.

Симфония №  7 («Ленинградская»)  (фрагменты).  Д.  Шостакович.

Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

Рапсодия а стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журнала. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате.  В. Соловьев-Седой, слова М.  Матусовского.

Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Требования к уровню подготовки учащихся VII  класса

Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

•  совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

•  знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

•  понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

•  эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

•  творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

•  осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;                

•  выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

•  использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования.


Календарно-тематическое планирование

Класс: 7

Часов в неделю: 1

Всего часов:34

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и современность

1

Вводный

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры

5.09

2

В музыкальном театре. Опера

1

Расширение и углубление знаний.

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера  и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь:

- приводить примеры оперных жанров;

- называть имена известным певцов, дирижёров, режиссеров;

- определять роль оркестра в опере

12.09

3

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

19.09

4-5

Опера А. Бородина «Князь Игорь»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил  (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Уметь:  называть полные имена композиторов: А.П. Бородин, М.И. Глинка.

Знать их произведения

26.09

4.10

6

В музыкальном театре. Балет

1

Расширение и углубление знаний

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль

Знать:

- понятия: балет, типы балетного танца;

- составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Уметь:

- определять роль балетмейстера и дирижёра в балетном спектакле;

-  приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров

11.10

7-8

Балет Б. Тищенко «Ярославна»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Б. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра

Знать драматургия развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- называть полное имя композитора – Б.И. Тищенко

18.10

25.10

9

Героическая тема в русской музыке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Уметь:

- приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на поставленные проблемные вопросы;

- проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений;

- называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема

1.11

10-11

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество Дж. Гершвина;

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

15.11

22.11

12-13

Опера Ж. Бизе «Кармен»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- называть полное имя композитора – Ж. Бизе

29.11

6.12

14

Балет Р. Щедрина «Кармен-сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать:

- драматургию развития балета;

- понятие транскрипция.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- называть полные имена: композитора – Р.К. Щедрин и балерины – М.М. Плисецкая;

- выявлять средства музыкальной выразительности

13.12

15

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Музыка И. Баха  - язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. Рахманинова

Знать понятия: месса, всенощная.

Уметь:

- называть полные имена композиторов: И.С. Бах, С.В. Рахманинов;

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- выявлять средства музыкальной выразительности

20.12

16

Рок-опера Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с  рок-оперой Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев

Знать драматургию развития рок-оперы.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- выявлять средства музыкальной выразительности;

- называть полное имя композитора – Э.Л. Уэббер

27.12

17

Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музыкой Д. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты

Знать понятие сюита.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- называть полное имя композитора – Д.Б. Кабалевский

17.01

18

«Гоголь-сюита» из музыки А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музыкой А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

Знать понятия: сюита, полистилистика.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры;

- выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов;

- называть полное имя композитора – А.Г. Шнитке

24.01

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний (комбинированный)

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры

31.01

20

Два направления музыкальной культуры: светская и религиозная музыка

1

Расширение и углубление знаний.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка

Знать:

- понятия: духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка;

- что лежит в основе музыки православной и католической церквей.

Уметь приводить музыкальные примеры

7.02

21

Камерная инструментальная музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюд. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа

Знать понятие: этюд.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист

14.02

22

Транскрипция

1

Расширение и углубление знаний.

Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений;

- называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М.А. Балакирев, Ф. Бузони

21.02

23

Циклические формы инструментальной музыки

1

Расширение и углубление знаний.

Углублённое знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика.

Уметь:

- приводить музыкальные примеры;

- определять тембры музыкальных инструментов

28.02

24-25

Соната

2

Расширение и углубление знаний

Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. Бетховен, С. Прокофьев, В. Моцарт

Знать понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития;

- называть полные имена композиторов: Л.В. Бетховен, С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт

7.03

14.03

26-30

Симфоническая музыка

5

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: Й. Гайдна, В. Моцарта,

С. Прокофьева,

 Л. Бетховена,

Ф. Шуберта,

В. Калинникова,

П. Чайковского,

 Д. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки

Знать:

- понятие симфония;

- особенности строения симфонии.

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры;

- называть полные имена композиторов-симфонистов;

- выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

21.03

4.04

11.04

18.04

25.04

31

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

Сообщение и усвоение  новых знаний

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:

- анализировать составляющие средства выразительности;

- определять форму пьесы;

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи;

- называть полное имя композитора – К. Дебюсси

16.05

32

Инструментальный концерт Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром

А. Хачатуряна и творчеством американского композитора

Дж. Гершвина

Знать:

- понятие инструментальный концерт джаз, симфоджаз;

- строение инструментального концерта.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ;

- определять принципы музыкального развития;

- называть полное имя композитора -  А.И. Хачатурян выявлять жанровую принадлежность

23.05

33

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1

Расширение и углубление знаний

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.

Уметь:

- определять тембры музыкальных инструментов;

- приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов

30.05

34

Пусть музыка звучит!

1

Расширение и углубление знаний. Повторительно-обобщающий урок

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.

Уметь:

- определять тембры музыкальных инструментов;

- приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...