Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Модифицированная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_ktp_po_muzyke_7_kl.doc | 185.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ацагатская средняя школа-интернат
Рабочая программа по музыке
7 кл
Учитель музыки
Намсараева Алима Цыбиковна
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………….........................................3
- Общая характеристика предмета………………………………………………………..3
- Место предмета в базисном учебном плане……………………………………………4
- Цели программы…………………………………………………………………………4
- Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………4
- Способы контроля и оценивания образовательных достижений…………………….6
- Содержание учебного предмета………………………………………………………...6
- Учебно-тематическое планирование…………………………………………………...8
- Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………28
- Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..29
- Список литературы……………………………………………………………………..29
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка. 7 классы», авторы Т.И. Науменко В.В. Алеев, ( Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080. Приложение 1). Для реализации программы используется учебно-методический комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2010).
1.1 Общая характеристика предмета
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.
В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.
А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.
1.2. Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
1.3. Цели
1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
2 Цель ОУ – Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.
3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :
Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Формы контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- практическая работа;- тест;
- взаимоопрос;
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
- Что такое музыкальное содержание?
- Что представляет собой музыкальный образ?
- Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
- Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
- Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
- Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.
- Содержание в музыке (4 часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
- Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
- Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
- О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
- Что такое музыкальная форма (4 часа).
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир – С. Губайдуллина.
- Музыкальная композиция (8 часов).
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
7. Музыкальная драматургия (7 часов).
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Первые шаги татарской классической оперы и балета.
3. Учебно-тематическое планирование | |||||||||
1 четверть | |||||||||
№ | тема урока | Содержание | Виды учебной деятельности | Результаты | Дом. задание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | |||||
1 | Магическая единственность музыкального произведения | История создания сонаты, биография Бетховена. | Рассуждение о яркости образов в музыке. Освоение выдающихся образцов венского классицизма. Слушание: Бетховен «Соната №14» Исполнение песен: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко | Осознание личностного смысла в музыке Бетховена | Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке. | Понимать неповторимость музыкальных произведений | 1.Прослушать сонату 2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя | ||
2 | Музыку трудно объяснить словами | Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания | Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений. Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы Слушание: Бетховен (В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр. Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко. | Умение познавать мир через муз. формы и образы | Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров | Развитие вокально- хоровых навыков. | Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты | ||
3,4 | Что такое музыкальное содержание? | Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве. | Самостоятельная письменная работа. Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО. Тестовая работа по вариантам (входная диагностика) Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение «Отговорила роща золотая» - пение наизусть. | Развитие способности творчески мыслить | Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками. Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи. | Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта. | «Отговорила роща золотая» - наизусть | ||
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | Каким бывает муз.содержание. Воплощение содержания в произвед.программной музыки. Программность обобщающего хар-ра. | Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды. Просмотр видеоряда «Концерт № 3» Вивальди. Пение: «Мой добрый учитель» А. Ермолов – разучивание. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. | Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения. | Понимать неповторимость музыкальных произведений. Уметь проанализировать музыкальное произведение. | Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди | ||
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание. Соотнесение образов поэтического и муз.произведений | Анализ многообразия связей музыки и литературы. Рассуждение о яркости и контрастности в музыке. Слушание сообщений о творч. А. Вивальди Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский Чтение: Н.Некрасова «Тройка» (фрагм) | Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства. | Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. | Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. | |||
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях. | Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО. Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч. Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада» | Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельности | Проявление творческой инициативы и сам - ти. Умение работать с различными источниками информации. | Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке. | Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь». | ||
8 | Когда музыка не нуждается в словах | Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина. | Выставка рисунков по теме урока. Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч. А. Скрябин «Этюд» Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада». Пение: | Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. | Способность аргументировать свою точку зрения по поводу муз. произведения. | Уметь проанализировать музыкальное произведение. | Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен. | ||
9 | Заключитель- ный урок | Обобщение пройденного материала за 1 четверть. | Муз. викторина. Исполнение песен по желанию учащихся. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деят-ти. | Активное использование исполнит. навыков | музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. | ||
2 четверть | |||||||||
№ | тема урока | Содержание | Виды учебной деятельности | Результаты | Дом. задание | Дата | |||
Личностные | Метапредм.-ые | Предметные | план | факт | |||||
1 | Лирические образы в музыке. | Воплощение содержания в худ. произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ .произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического образа. | Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения. Слушание: С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор». Пение: Татарская песню «Әниемә». | Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера. | Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. | Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох. Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Развивать вокально-хоровые навыки. | Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке. | ||
2 | Драматические образы в музыке. | Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра. | Анализ особенностей воплощения драматических образов. Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения. Воспринимать и сравнивать муз.язык. Слушание: Ф. Шуберт «Лесной царь». Пение: «Пропавшим без вести». | Умение познавать мир через формы и образы. | Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей | Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным. Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах. Развивать вокально-хоровые навыки. | Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта. | ||
3 | Эпические образы в музыке. | Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ. произведения. Особенности экспонирования эпических образов в муз. искусстве. Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ». Информац. Модуль ФЦИОР по теме | Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа в муз. произведении. Сравнение особенностей муз. языка в произведениях разного смыслового и эмоц. | Формирование позитивной самооценки своей деятельности. | Высказывать собственное мнение о худ. достоинствах отдельных музыкальных стилей. | Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства. Развивать вокально-хоровые навыки. | |||
4 | «Память жанра». | Способность муз. жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания. | Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки. Понимание взаимосвязи между жанром муз произведения и его содержательным воплощением. | Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз. деятельности. | Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия | Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности. Развивать вокально-хоровые навыки. | |||
5,6 7 | Такие разные песни, танцы, марши. | Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров. Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах. Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского. | Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике). Наблюдение за развитием одного образа в музыке. Выявление круга муз. образов в различных муз. произведениях. Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен». П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин». Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание. «Школьные годы» - разучивание. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме. | Уметь сравнивать произведения, выделять различия. Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности. Развивать вокально-хоровые навыки. Уметь сравнивать муз. язык в различных танцах. | |||
3 четверть | |||||||||
№ | тема урока | Содержание | Виды учебной деятельности | Результаты | Дом. задание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | |||||
1 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. | Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке. Слушание: М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила». Пение: «Синий иней» | Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы. | Прояваление творческой инициативы и самостоятельности. | Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
2 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». | Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером. | Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза. Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада». | Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости. | Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение. | Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
3 | От целого к деталям. | Причины обращения композиторов к большим и малым формам. Общее и индивидуальное в муз.форме. | Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях. Слушание: Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть, М. Равель «Игра воды» Пение: «Синий иней» | Стремление к самостоятельному общению с муз. искусством | Развитие способности рассуждать. | Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
4 | Какой бывает музыкальная композиция. | Знакомство с творчеством татарского композитора С. Губайдулиной. Авангардная музыка. | Слушание: С. Губайдуллина «Фигуры времени» фрагмент из симфонии. Пение: разучивание татарской народной песни. | Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки. | Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации | Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
5 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. | Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода. | Исследование многообразия форм построения муз. Произведений (период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Слушание: Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор. | Формирование активности, самостоятельности. | Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков. | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
6 | Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма) | Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке. Слушание - пение М.Глинка «Венецианская ночь» | Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности. | Умение аргументировать свое предложение, мнение. | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Сообщение о происхождении жанра романс. | ||
7 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки. | Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Слушание – пение: М.Глинка «Я здесь Инезилья». | Умение познавать мир через муз.формы и образы. | Формирование познавательных мотивов уч.деятельности. | Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
8,9 | Многомерность образа в форме рондо. | Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо. . Многоплановость худ.образа в рондо. | Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем. Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры. Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле» Пение: Романсы М. Глинки | Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности. | Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. | Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
10 | Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича | Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке». | Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке. Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии». Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание | Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича. | Сам. формулирование учебной цели данного урока. | Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Подобрать стихи о Ленинградской блокаде. | ||
11 | Заключительный урок. Обобщение темы. | Обобщение тем четверти. | Повторное слушание всех произведений 3 четверти. Муз. викторина. | Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем. | Символическое отображение учебного материала и выделение существенного | Уметь угадывать прослушанные произведения. Знать все изученные муз.формы. | |||
4 четверть. Музыкальная драматургия | |||||||||
№ | тема урока | Содержание | Виды учебной деятельности | Результаты | Дом. задание | Дата | |||
Личностные | Метапредм.-ые | Предметные | план | факт | |||||
1 | О связи муз. формы и муз.драматургии. | В чём отличие между муз.формой и драматургией. Особенности взаимодействия статики и динамики. | Наблюдение за развитием одного образа. Восприятие особенности драматург.развития в малых формах. Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки» Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов | Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов. | Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства. | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Записи в тетради выучить | ||
2 | Музыкальный порыв. | Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм. Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского. Пение: «Вечная весна». | Формирование позитивной самооценки своей деятельности. | Формирование обобщенных знаний. | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Подготовить презентацию о замках средневековья. | ||
3 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики муз. образов. Первая татарская опера. | Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы. Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Просмотр видео: Хоровые сцены из опер. | Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа. | Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе. | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева. Сообщение о татарских композиторах. | ||
4,5 | Диалог искусств Опера "Князь Игорь". «Слово о полку Игореве» | Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов. | Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов. Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь». Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина | Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки. | Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации. | Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. | Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар» | ||
6 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения. | Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма). Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях. Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч. | Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки. | Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. | Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. | |||
7 | Заключительный урок. | Итоговое занятие. Обобщение темы. | Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. | Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций. | Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. | Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира. | |||
4. Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
- Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
- Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
- Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
- Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
- Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
- Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
- Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
- Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
- Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
- http://xarisovailzia.blogspot.com/
Материально-технические обеспечение:
Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.
5. Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе
- понимать неповторимость музыкальных произведений;
- знать определение терминов, уметь определять в музыке;
- понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание;
уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать это понимание в размышлениях о музыке;
- уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и ИЗО, представленными в учебнике для 7 класса;
- знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение;
- знать определение и основные признаки различных образов, уметь определять и описывать их в музыке;
Повышенный уровень
- Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах по искусству;
Список литературы
1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...