Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева
план-конспект урока по музыке на тему

Козельцева Елизавета Евгеньевна

конспект для второго класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petya_i_volk.docx30.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  знакомство детей с инструментами из симфонического оркестра, с биографией С.С. Прокофьева, прослушать и проанализировать темы из произведения «Петя и волк».

 Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Предметные:, развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, научить распознавать тембры отдельных инструментов. 

Личностные: способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

 Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни «Из чего же» Ю. Чичков, аудиозапись песни «Из чего же» Ю. Чичков.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга.

- Присаживайтесь.

Дети заходят в класс и садятся на места.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

На прошлом уроке вы изучали творчество великого русского композитора, кто назовет мне его имя?

- С какой оперой вы познакомились?

- Какие фрагменты из оперы «Садко» вы прослушали?        

Сегодня мы познакомимся с еще одним великим русским композитором, прослушаем и проанализируем его произведение.

- Н.А. Римский - Корсаков.

- Садко

-  «Океан-море синее», Темы Северного и Южного морей.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

3. «Открытие нового знания».

(5 мин)

4. Организация слушательской деятельности (12 мин)

Ребята, нас с вами сегодня ждет путешествие в мир сказки. Скажите ребята, много ли вы сказок знаете, и как они называются?

Вот видите, сколько вы много знаете сказок. А еще бывают и музыкальные сказки. Чем же они отличаются от обычных сказок?

Тогда оправляемся в сказочное путешествие, узнаем о композиторе, который сочинил детскую музыкальную сказку. Его зовут Сергей Сергеевич Прокофьев.

Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев был агрономом.  Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть  на рояле что-то свое и начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые мальчик увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Он сочинил первую оперу «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день. Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке. Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей Сергей Сергеевич Прокофьев.

Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк».

Ребята, как вы понимаете что такое симфоническая сказка?

- Симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир  симфонической музыки. Многим симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Каких только инструментов здесь нет! С некоторыми мы сегодня познакомимся.

Впереди расположены скрипки и их родственники — альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. Все эти инструменты составляют одно семейство Струнных смычковых. Виолончель и контрабас – более низкие по звучанию. У этой группы большой диапазон. Кроме диапазона инструменты этой группы имеют разнообразный, притом очень красивый тембр. К тому же их звучание очень насыщенное, разнообразное по динамике. Звук извлекается по средством ведения смычка по струнам. Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра.

Сразу за виолончелями распологается семейство Деревянных духовых — флейты, кларнеты, гобои, фаготы.

Флейта входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра, хотя делается из металла. Это самый высокий инструмент группы. Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. Ей доступны самые сложные пассажи. Звук извлекается по средством пропускания потока воздуха через отверстие в корпусе инструмента.

Гобой – следующий по высоте звучания деревянный духовой инструмент после флейты. По форме своей он очень напоминает берестяной пастушеский рожок пастушка. Правда, гобой значительно больше и, кроме того, он украшен красивыми блестящими кнопочками-клапанами.

Итак, симфоническая сказка – эта музыкальная  сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.

Сюжет сказки простой. Это история мальчика – отважного пионера Пети, который является главным героем сказки. Раньше была такая организация – пионерская. В неё принимали только тех ребят, кто хорошо учился и хорошо себя вёл. О них говорили так: «Пионер – всем ребятам пример!». Итак, наша история о пионере Пете, который своими силами смог поймать страшного волка, конечно, ему помогали его друзья.

Сейчас мы посмотрим отрывок этой сказки, а вы обратите внимание на то, какие инструменты звучат. (Просмотр)

Петя – главный герой сказки. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

Слушаем тему Пети  С.С. Прокофьева. Какой характер у Пети? Что изображает музыка?

Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.

 В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

Сейчас мы еще раз послушаем тему Пети, а вы скажите какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках.

Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов.

Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание темы птички.

 Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание темы уточки.        

Уточка. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает. Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?

Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. 

Вы большие молодцы, ребята. Хорошо слушали музыку и правильно отвечали на мои вопросы. И сейчас я предлагаю вам немного передохнуть, поэтому встаем на физминутку.

Разные варианты ответов

Изложение сказочных событий происходит при помощи музыки

- Симфоническая потому что ее исполняет симфонический оркестр

 

- Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.

- Танца

- Птичку

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Флейта – деревянный духовой инструмент.

Уточка. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

 

«Петя и волк»

Тема Пети

Тема птички

Тема уточки

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р( Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

П (новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

5. Организация певческой деятельности (15 мин)

6. Рефлексия (2 мин)

- Присаживайтесь  на свои места. На прошлых уроках мы разучивали песню про детей. Сегодня мы выучим новую песню и называется она «Из чего же сделаны наши мальчишки». Послушайте ее и скажите мне из чего же сделаны мальчишки и девченки.

Настала пора возвращаться из нашего сказочного путешествия.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с великим русским композитором кто скажет, с каким?

- Верно. А как называется симфоническая сказка, которую он сочинил?

- Почему сказка называется симфонической?

- Правильно. Какие темы из сказки «Петя и волк» мы прослушали сегодня?

- Какую песню мы разучивали?

- Ребята, вы молодцы. До свидания!

- Из веснушек, хлопушек, линеек, батареек

Цветочков, звоночков, тетрадок, переглядок.

- С.С. Прокофьевым

- «Петя и волк»

- Потому что ее исполняет оркестр

- Тему птички, Пети, утки.

- «Из чего же»

Ю. Чичков « Из чего же»

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева

Знакомство детей со звучанием и изображением отдельных инструментов симфонического оркестра...

Урок музыки на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

Цель:научить ребят анализировать различать тембр инструментов симфонического оркестра...

Конспект урока для 2 класса -С.С Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и его симфонической сказкой "Петя и волк"...

Симфоническая сказка "Петя и волк"

Данная презентация•знакомит детей с  тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра;•с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;•развивает...

Симфоническая сказка "Петя и волк"

Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С. Прокофьев...

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...