Н.А. Римский – Корсаков. Опера "Снегурочка".
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема урока: «Н.А. Римский – Корсаков. Опера Снегурочка.»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Продолжить знакомство детей с биографией Н.А. Римского - Корсакова и его оперой «Снегурочка»
Планируемые результаты:
Метапредметные: Наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
Предметные: Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Личностные: Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, и способам решения новой задачи.
Оборудование: Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, видеоклип музыкального произведения, фортепиано, компьютер, аудиозапись песни «Все мы просто дети» А. Ермолов
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД (конкретно) |
1. Организационный момент (1 минута)
| - Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга. - Присаживайтесь. Сегодня мы продолжим изучения творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П (структурирование знаний — общеучебные действия) | |
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)
| Начнем наш урок с проверки ваших знаний с прошлого урока. Я задам вам вопросы, отвечаем по руке, самые активные получат оценки в конце урока. 1) Кто написал оперу «Орфей» и «Эвридика»? 2) Кто такие фурии? 3) Кто помнит, как назывался хор, который мы прослушали? 4) Мы уже знакомились с одной сказочной оперой Римский – Корсакова. Как она называется? | Дети: «Садко». К.В. Глюк Древнегреческие богини мести «Хор Фурий» |
| К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) |
3. Изучение нового материала. (5 минут) | В 1881 г. Николай Андреевич создаёт свой шедевр оперу-сказку «Снегурочка», которая среди всех произведений композитора, остаётся самой поэтической оперой во всём мировом оперном искусстве. Опера написана на сюжет сказки А.Н.Островского «Снегурочка». События этой сказки происходят в стране берендеев. Там в глухом лесу стоит хрустальный терем, в котором живет Снегурочка - дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Когда она подросла, родители решили отдать ее в слободку к людям - берендеям. Уж очень полюбились Снегурочке людские песни и то, как их пел пастушок по имени Лель. А весенней сказкой ее назвали потому, что действие там происходит весной. В ней участвуют сказочные персонажи - Дед Мороз, Весна-Красна и Леший. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему? | Все любят сказки и взрослые тоже. | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |
4.Организация слушательской деятеьности(10 минут) | Многие художники были вдохновлены произведением А.Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», среди них В.Васнецов «Снегурочка» Мы послушаем Арию Снегурочки. Вы знаете что такое ария? Ария – сольный номер в опере, дающий характеристику героям. Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки, где она поёт о человеческих радостях, которые её недоступны, но которые манят её к людям. (звучит ария Снегурочки) Как вы представили снегурочку? ( ответы детей) Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку с её детски – наивным представлением о весёлой, беззаботной жизни. О чем поет Снегурочка? Что манит ее к людям? Какой Снегурочка появляется из леса? На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку. Но жизнь остановить нельзя за зимой идет весна, весна уступает своё место лету. Дочь Мороза и Весны Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Поразительной красоты музыку написал Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки. Звучит «Ария Снегурочки» («Сцена таяния») Ребята, что вы услышали в арии? Какие слова? (ответы учащихся) Конечно, в арии вы услышали трогательное прощание Снегурочки с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью, едва слышимые голоса жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением полюбившейся всем Снегурочки. Ария передает состояние её любовного томления .И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла. На доске записаны слова – прилагательные. Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой она стала в конце: – Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная. | Дети слушают. Ария – сольный номер в опере, дающий характеристику героям. О человеческих радостях, которые ей недоступны. Людские песни Холодная, бесчувственная Прошание Снегурочки с жизнью и, восхищение этой жизнью, голоса жителей , пораженных исчезновением Снегурочки. | «Ария Снегурочки» «Сцена таяния» | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) |
5. Музыкальная физкультминутка | Что ж, мы с вами достаточно сидели, а теперь мы встанем и немного подвигаемся. Встаем со своих мест. | Дети встают и повторяют движения. | К (взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой) | |
7. Организация исполнительской деятельности( 10 мин) | Ребята а кукую песню вы пели на прошлых уроках? Сегодня мы продолжим разучивать песню «Все мы просто дети». Вспомните как она звучит. Разучивание. |
| «Все мы просто дети» | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) |
7. Рефлексия деятельности. (Итог урока 3 минуты) | С оперой какого композитора мы познакомились? А как называется эта опера? Что происходит со Снегурочкой в конце оперы? Какую песню мы продолжали разучивать? До свидания. | Ответы детей. | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка"
Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка" Открытый урок в 5 классе....
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Конспект урока по музыкальной литературе Н.А.Римский - Корсаков опера «Снегурочка».
Продолжение знакомства с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлен...
презентация к уроку Опера. Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка"
Презентация создана для урока в 5 классе "Опера" Планируется повторение основных параметров жанра, сравнение этого жанра с жанром балета. Знакомство с оперой Н. А. Римского - Корсакого "Снегурочка" че...
Факультативный урок – опера по музыкальной литературе (третий год обучения). Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».
Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. На данном уроке учащиеся продолжают знакомится с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова. Учащиеся знакомятся с истор...
Николай Андреевич Римский-Корсаков – гениальный художник и великий учитель.
Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыка...