Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Н.А.Римский-Корсаков опера-сказка "Снегурочка" Открытый урок в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera-_skazka_snegurochka5klass.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Открытый урок в 5 классе.
Цель урока:
- знакомство с оперой как с формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.
Задачи урока:
- на примере оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» учить определять отличительные особенности этого музыкального жанра;
- совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений;
- совершенствовать навыки хорового пения.
Ход урока.
- Приветствие. Познакомить обучающихся с темой урока и планом урока.
- План урока:
- вспомнить сказку «Снегурочка»
- что такое опера?
- образы героев сказки.
- вокальная работа.
3. Вступление. «О связи искусств». Музыка часто перекликается с другими видами искусства: литературой и живописью. Литературные, музыкальные и живописные произведения могут иметь общие темы. Нередко писатели, поэты, художники и композиторы вдохновляли друг друга на новые произведения. Таких примеров немало:
М.П.Мусоргский – В.Гартман;
М.И.Глинка – А.С.Пушкин;
Н.А.Римский-Корсаков – А.С.Пушкин.
Н.А.Римский-Корсаков часто за основу своих произведений брал литературные сюжеты:
Назовите, пожалуйста, оперы-сказки Н.А.Римкого-Корсакова.
(«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», Золотой петушок», «Садко»)
Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о сказке «Снегурочка». Надеюсь все вспомнили сказку, его героев. (домашнее задание)
- В какое время года начинается действие сказки?
- Почему в царстве Берендея было мало тепла и света?
- Кого оберегал Мороз?
- Почему Снегурочке хотелось к людям?
- Что произошло с восходом солнца?
История создания оперы (рассказ учителя)
Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879-80 годов он снова ее прочитал и на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр сказки.
Лето 1880 года композитор провел в деревне, сочиняя оперу. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка» он зафиксировал ход работы буквально по дням – начало работы 1 июня, окончание – 12 августа. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и, наконец, 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из любимых публикой творений композитора.
- Что вы знаете о жанре оперы? (Опера – синтетический вид искусства. Она объединяет в себе театральное действие, декоративное оформление, музыку и вокал).
- Для того чтобы создать оперу, требуется много людей разных профессий. Какие это профессии? (режиссер, актер, музыкант, гример, костюмер).
- Опера перенесет нас в другой мир. Мы увидим и лес, и сказочные палаты, и Красную горку. Что поможет нам лучше представить сказочную обстановку? (декорации).
Для создания декораций композитор обратился к известному художнику Виктору Михайловичу Васнецову. Декорации В.Васнецов создает сначала для сцены домашнего театра Саввы Мамонтова, а затем к опере «Снегурочка». Декорации были публике непривычны. До Васнецова роскошные и вычурные декорации путешествовали из одной постановки в другую: сегодня это была восточная сказка, а завтра русская. А Васнецов показал, что и декорации должны соответствовать сюжету оперы. Послушаем музыкальный фрагмент «Вступление к опере «Снегурочка». (слушание фрагмента)
Сопроводительный документ к вступлению звучал так: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой река, полынья и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы все деревянные с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне».
- Что явилось интонационной основой музыки оперы, на чье искусство опирался В.Васнецов, создавая декорацию? (народное искусство)
- Почему вы так решили? (роспись, яркие узоры, фигурки сказочных героев – элементы народного творчества)
Художник своим творчеством показывает, что и сказка, и художественные декорации и музыка должны стать единым целым. И русское народное творчество – неисчерпаемый источник вдохновения.
Музыкально-ритмическая пауза «Хоровод на Красной Горке».
На Красной Горке берендеи, провожая Масленицу, водили хороводы, пели песни. Сейчас и мы с вами под наигрыши народных песен будем водить старинный русский хоровод. В него мы включим игру «Ручеек», так как в старину в праздники молодежь не только веселилась, но и знакомилась, выбирала себе пару для будущей совместной жизни.
Образы героев сказки.
Музыкальный образ Снегурочки.
- Пока декорации готовятся, артисты репетируют. У каждого героя оперы есть своя партия, включающая арию. Артист ее поет, высказывая мысли и чувства героя, создавая определенный образ. Слова, тексты арий помещаются в либретто.
(записать в музыкальный словарь)
Либретто – это запись оперы словами, литературный текст к опере и балету. Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.
Слушание и анализ арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».
Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано». Понаблюдайте, какие инструменты переплетаются с легкими, грациозными переливами голоса.
Анализируем.
Инструменты, характер частей, музыкальный образ Снегурочки.
Ария Леля – «Третья песнь Леля».
- Сколько куплетов в песне?
- Как вы думаете, куплеты поются одинаково, на одну мелодию или по-разному?
- Каким инструментом вы бы сопроводили пение?
Слушание арии.
Анализ арии.
Вокальная работа.
- упражнения на дыхание.
- распевка «Пора по домам», «Кошкин дом».
Исполнение песни по выбору учащихся.
Продолжить работу над песней «Моя мама».
Закрепление темы по тестам.
- Как называется опера, которую мы слушали на уроке?
А) «Золотой петушок»
Б) «Снегурочка»
В) «Садко»
2. Что такое либретто?
А) литературный текст к опере и балету
Б) музыкальное вступление
В) не знаю
3. Кто автор оперы «Снегурочка»?
А) Н.А.Римский-Корсаков.
Б) М.П.Мусоргский
В) Н.Островский
4. Что такое антракт?
А) перерыв между действиями в опере.
Б) мелодия
В) декорация
5) Как называется голос, которым пела Снегурочка?
А) сопрано
Б) тенор
В) альт
Учащиеся самостоятельно сверяют свои ответы с ответами, написанными на доске. Учитель выставляет оценки.