программа по музыке 7 класс
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Рассмотрено Принято Утверждаю
на МО учителей на педагогическом директор МБОУ СОШ №8
естественно-мате- совете школы. Приказ от 30.08.2017 г. №99
матического цикла, Протокол от ________ Криницына Е.А
физвоспитания, ОБЖ 29.08. 2017 г №1.
и технологии. Секретарь педагогического
Протокол от 29.08.2017 г №1 совета школы
Руководитель МО __________Ефремова Н.Е.
_______Казеева С.В.
Рабочая учебная программа по
музыке
7 «б » класс
на 2017-2018 учебный год
Программу составил учитель музыки Цыкоза Л.Г.
г. Красный Сулин
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена в соответствии со школьным «Положением о порядке разработки, рассмотрения и утверждения учебных рабочих программ, реализуемых школой».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, программы по музыкальному искусству Критской Е.Д. и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы. Базисный учебный план в количестве 1 часа в неделю и 34 часов в год.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий и государственными праздниками на 2017 – 2018 уч. год рабочая программа рассчитана на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Раздел, темы | Количество часов | Виды деятельности | |
По плану | По факту | ||||
1. | 4.09 | Классика и современность | 1 | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью. - уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. - самостоятельно определять стиль музыки. -ориентироваться в муз. терминах. - знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. | |
2. | 11.09 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | |
3. | 18.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | 1 | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | |
4. | 25.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь». Плач Ярославны. | 1 | Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. | |
5. | 2.10 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. | |
6. | 9.10 | В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | 1 | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | |
7. | 16.10 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | |
8. | 23.10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | 1 | Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст) | |
9. | 13.11 | Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | 1 | Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение) | |
10. | 20.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. | 1 | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | |
11. | 27.11 | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | 1 | . Знать основные мелодические линии. | |
12. | 4.12 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее | |
13. | 11.12 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | 1 | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении. | |
14. | 18.12 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | 1 | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении | |
15. | 25.12 | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. Образы «Гоголь-сюиты», Музыканты – извечные маги. | 1 | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | |
16 | 15.01 | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | |
17 | 22.01 | Способы развития музыки | 1 | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | |
18 | 29.01 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. | 1 | Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. | |
19 | 5.02 | Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | |
20 | 12.02 | Транскрипция. Ф. Лист. | 1 | Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке | |
21 | 19.02 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | 1 | Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки. | |
22 | 26.02 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | Знать признаки построения сонатной формы. | |
23 | 5.03 | Соната. | 1 | Знать признаки построения сонатной формы | |
24 | 12.03 | Соната № 11 В. Моцарта Симфония. | 1 | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | |
25 | 19.03 | Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | 1 | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | |
26 | 2.04 | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | 1 | Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфоний. | |
27 | 9.04 | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | 1 | Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. | |
28 | 16.04 | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 1 | Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской» | |
29 | 23.04 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. | |
30 | 28.04 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров | |
31 | 7.05 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | 1 | Знать понятие симфоническая картина. | |
32 | 14.05 | Музыка народов мира. | 1 | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки | |
33 | 21.05 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер. Викторина | |
34 | 28.05 | Исследовательский проект. «Пусть музыка звучит!» | 1 | Знать звучание народных муз. инструментов. Знать правила составления и разработки исследовательского проекта. |
ИТОГО: 34 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения предмета учащиеся должны
Знать:
-жанры музыки: марш, танец, песня;
- понимать музыкальное содержание, воспринимать её выразительность;
- различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, характерные интонации, тембры, темповые динамические оттенки, регистровые измерения;
- формы произведения;
- виды оркестров;
-названия музыкальных инструментов;
- 7-10 имён композиторов и их произведения.
Уметь:
-играть подпевки на детских музыкальных инструментах;
- выразительно передавать в движении характер музыки, придумывать новые варианты образных движений в музыкальных играх;
- петь естественным звонким голосом, лёгким, подвижным, плавным звуком;
- брать правильно дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;
- исполнять сольно и хором изученные песни;
- правильно петь мелодию, точно выполнять ритмичный рисунок;
- сохранять указанный темп: петь ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звук;
- отчетливо произносить слова песни.
- освоить основные закономерности музыкального искусства – интонационную природу музыки, жанров стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;
- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства;
- расширение личностного культурологического пространства.
Обучающимся предоставляется возможность достигнуть следующего:
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
• творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
• выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
• совершенствовать умения и навыки самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...