Музыкотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у детей с ОВЗ.Lj
консультация по музыке на тему

Макарьева Наталья Валерьевна

Доклад по теме: "Музыкотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у детей с ОВЗ."

                              " Возможности урока музыки как средства здоровьесбережения"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у детей с ОВЗ.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для
возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир

Слайд: 1-2

Сейчас уже не секрет, что лучшее и простое средство для самоисцеления психики, очищения ума от негативной информации и впечатлений, - это музыкотерапия или исцеление звуком.

Слайд: 3

С 8 апреля 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения в России.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.

 Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века, было доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает, наоборот, прямопротивоположный эффект и вредна как для слуха, так и для нервной системы.

В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем "музыкальную энергию", и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая, способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

Слайд:4-5

Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце" и даже "Концерт для почки с оркестром". Китайцы "принимают" эти музыкальные произведения как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США.

 Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Слайд:6-7-8

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию  детей - инвалидов посредством музыкотерапии, которая рассматривается, как синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Практика работы подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.

Слайд:9 видео

  Сущность музыкотерапии  заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

О том, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется - ученые заметили давно.Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово.

Музыкотерапия в коррекционных целях, наиболее приемлемая в учебно-воспитательном процессе школы, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход человека из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.

Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также отклонениях в развитии, речевых нарушениях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка.

Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал.

Используя  музыкотерапиию, создаются условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся на уроках; развиваются и коррегируются сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорные способности; происходит растормаживание речевой функции,активизируется деятельность учащихся,оптимизируется психоэмоциональное состояние школьников с отклонением в развитии при умственном напряжении на уроках.

Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной жизни, поэтому, для наших детей, было бы нужным и необходимым, использование «фоновой» музыки. Это одно из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы.

Хочу порекомендовать очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал. Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания. Для прослушивания нужно использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям.

«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:

— создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;

— развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;

— активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;

— переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;

— психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыкотерапией в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии является хор.

При хоровом пении развивается голос – одно из важных средств общения. Занятия пением при правильной работе играют оздоравливающую роль, в частности, улучшают дыхание и кровообращение.

Хоровое пение особо сближает всех поющих. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. А подвижных детей пение делает более уравновешенными.

В моей фонотеке, широкий подбор фонограмм классических, народных, детских музыкальных произведений, шумовых фонограмм и звуков природы, которые широко применяются на уроках как самостоятельные терапевтические приёмы и как музыкальные сопровождения, усиливающие эмоциональный отклик детей и зрительные образы, создаваемые детьми.

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
  • Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона

В результате систематических занятий музыкотерапией

  • улучшается понимание учителя учеников, так как восприятие у всех детей разное;
  • уменьшается психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;
  • снимается физическая, психологическая усталость.

Слайд: 10

Музыкотерапия может быть представлена в трёх формах: активной, когда дети  активно выражают себя в музыке,  пассивной, когда они только прослушивают  музыку и интегративной.

Слайд: 11

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а также как один из возможных способов познания мира.

Слайд: 12-13

Урок ритмики, существующий, в нашем ОУ широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикании, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекция недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания с детьми осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного группового прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания — изменить настроение детей, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействии.

Слайд: 14 Эффект Моцарта.

Слайд: 15

Во время занятий с использованием музыкотерапии в классе можно моделировать эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости -  создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит, создается ситуация успеха.

 Наиболее важными для детей с ОВЗ, являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и не вербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и тонкой моторики, а также артикуляционной моторики.

Слайд: 16

Таким образом, возможности МТ в работе с детьми с ОВЗ практически безграничны.

Напоследок хочется сказать, главное слушайте музыку правильно и она никогда не принесет вам вреда, а только наоборот!

Слайд: 17.



Предварительный просмотр:

                      Возможности урока музыки как средства здоровьесбережения

Слайды с 1-8
     Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Будущее наших детей - в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет.
     Сегодня перед любой , а особенно коррекционной школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия».
 В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки, наделенным целым комплексом арттерапевтического потенциала искусства. В него входят вокалотерапия, музыкотерапия, игротерапия.    
Каким образом можно посредством урока музыки сохранить и укрепить здоровье учащихся?
Желание использовать валеологические знания потребовало поиска, разработки практических приемов и методов, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей на уроках музыки.
Музыкотерапия. Слайд: 9
     Любое искусство, особенно музыка, это «заражение чувствами». Поэтому в целях заботы о сохранении здоровья очень важна работа по слушанию (восприятию) музыки. Выявлено, что люди, которые слушают музыку, живут дольше.
    Слушая звуки музыки, дети учатся ценить прекрасное в искусстве, природе, быту, в отношениях,труде.
    По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Для того  чтобы музыка подействовала на учеников наибольшим образом, я специально настраиваю и подготавливаю их. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться  и сосредоточиться на звуках музыки. Мои дети знают, что музыку нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела.
Наблюдая за детьми и анализируя результаты, я вижу, что музыка положительно  влияет на их психоэмоциональное состояние.
  На уроках применяю  активные формы слушания классической музыки. Чаще всего я подбираю музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Слушая-играем.
    1.Игра на воображаемых инструментах.

     2.Создание самых различных образов. («Галоп» М.Дунаевского, «Игра в лошадки» П.Чайковского – скачки на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан-море синее» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова – движением рук, покачиванием корпуса создать образ моря и т.п.)
     3.Дирижирование воображаемым оркестром.

Слайд: 10. Вокалотерапия. Большую роль в содержании урока музыки играет хоровое пение. Нет лучшего лекарства для детской души, чем пение.     Многие педагоги прошлого в своих теоретических трудах подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся.     Так, Б.В. Асафьев, известный композитор, ученый, целый ряд статей посвятил вопросам музыкального воспитания в школе. По его мнению, урок не должен ограничиваться лишь слушанием музыкальных произведений, для развития восприятия важно и «практическое  усвоение музыки». Оно успешно осуществляется в хоровой деятельности, где исполнение песен способствует развитию творческих способностей учащихся.     Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма школьников. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. 
         Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И.Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Вокальные упражнения благоприятно воздействуют на весь организм в целом.
         Я на уроках музыки постановкой голоса специально не занимаюсь. Когда ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней.

Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник  уже с ней смотрит на мир и на людей.
Внеклассные и внешкольные  музыкальные мероприятия это результат работы, проводимой на уроках музыки. Сколько радости, удовольствия, переживаний доставляют выступления коллектива. Эти праздники поднимают тонус и настроение окружающих. Я считаю, это тоже часть валеологической работы учителя музыки.
Слайд: 11. Ритмотерапия.

Музыкально- ритмические упражнения выполняют релаксационную функции, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка  головному мозгу, снимает нервно- психическое напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также это даёт определённый психотерапевтический эффект.


  
Слайд: 12.  Игротерапия.
Многолетний опыт работы показал, что коррекция физического развития у детей проходит в игровой деятельности. Поэтому большое место на уроках музыки я отвожу дидактическим играм. В результате создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать.
Особое место я на уроке отвожу играм с движением под музыку, включая элементы, способствующие нормализации речевого дыхания, плавности и четкого произношения. Дети освобождаются при этом от скованности и страха, их речь становится свободнее. 
Слайд: 13.Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом и радостью дети выполненяли задания манкой и в этом году я со второй четверти  начинаю работать с песком. Начну простейших упражнений. Дети слушают музыкальный отрывок, характеризующий животного и пробуют передать следы на песке.

Цели и задачи пескотерапии. Общепедагогическая цель — дать возмож

ность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не менять и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.

Слайд: 14. МДИ.

     С помощью музыкально-дидактических игр проводится большая индивидуальная здоровье сохраняющая работа. Такие игровые упражнения помогают координировать движения, развивают умение ориентироваться в пространстве. Музыка помогает детям преодолеть скованность. Движения становятся более ритмичными, четкими. Танцевальные движения подбираются простые, чтобы вызвать желание прислушаться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ним. При выполнении танцевальных движений обращаю внимание на осанку, положение головы.

Слайд: 15. Пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи. Поэтому так важно использовать на уроке игры, имеющие цель – развитие чувство ритма и мелкой моторики рук.

Слайд: 16. Физминутки.

Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка.

     Поэтому я обязательно ввожу физкультурные минутки на уроках музыки. Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках провожу динамические упражнения на расслабление различных групп мышц. Для получения наибольшей эффективности дети выполняют эти упражнения под музыку.  При этом дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с музыкальной фразой, у них развивается  ритмическое чувство и музыкальный слух. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Слайд: 17. Игра на инструментах
     Кроме этого на уроках музыки я широко использую инструментальное музицирование и как следствие- развиваем координацию простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других).
Более сложной и совершенной формой инструментального  музицирования является шумовой оркестр, в основе которого – опора на ритм, ритмическую композицию. Любой ребенок, даже самый неуверенный в себе, может почувствовать себя настоящим музыкантом, исполнителем, а значит, повышается его самооценка. Наверное, поэтому ребята очень любят участвовать в таком оркестре.

Кроме шумового оркестра ребята очень любят участвовать в импровизации со звучащими жестами. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, щелчки, цоканье, притопы.
    
Слайд: 18. В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает всё большее значение. Поэтому основная коррекционная задача учителя музыки – поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Поэтому урок следует начинать с музыки, которая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настроению. Главное и самое важное – это атмосфера урока. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание. Слайд: 19-20. Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность  с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в  дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...

"Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы"

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу  сохранения и улучше...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...