Актуальность применения русского народного костюма в арт-терапии.
статья по музыке (5 класс) на тему
Применение навыков костюмотерапии на занятях по народно-художественному творчеству способствует формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность применения русского народного костюма в арт-терапии. | 21.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность применения русского народного костюма в арт - терапевтической практике и в организации праздничных фольклорных мероприятий.
Хочется верить, что в будущем актуальность применения методов фольклорной костюмотерапии будет все больше возрастать, а педагоги психологи будут все более широко использовать в арт – терапевтической практике русский народный костюм. Особенно в работе с детьми необходимо использовать и применять арт - терапевтические методы и приемы костюмотерапии, фольклоротерапии и цветовой терапии, на основе знакомства со старинными обычаями и традициями русского народа, которые составляют достояние нашей культуры. Разучивание произведений русского народного творчества, народных песен, закличек, русских хороводов, плясок – развивают кругозор детей, повышают внутреннюю культуру, повышают интерес к историческому прошлому русского народа. Организация коллективных занятий, фольклорных, календарных праздников способствует снятию внутреннего напряжения, депрессии, страха, создает в душе ощущение внутреннего подъема, радости, вдохновения, света и внутренней гармонии. Применение методов музыкальной и танцевальной терапии, развивает коммуникативную культуру, культуру общения, умение взаимодействовать внутри коллектива. Музыкотерапия способствует воспитанию музыкального вкуса, развивает вокально - хоровую культуру и нравственно – эстетические качества подрастающего поколения. Танцевальная терапия развивает танцевально – двигательную культуру детей и умение ориентироваться в пространстве. Особое значение в арт – терапевтической работе играет применение драматерапии, навыков сценического искусства и фольклорного театра, которые помогают легче пережить жизненный конфликт, выплеснуть из себя негативные отрицательные эмоции, поэтому в народе были популярны театральные постановки, изображающие различные жизненные ситуации, например, «поминальный» и «свадебный» обряды.
В фольклорном театре очень важное значение имеют сценические народные костюмы. Костюм - иллюстрация реальной и бытовой жизни людей, раскрывающая традиционные особенности жизни русского человека. Цветовая гамма русского костюма символизирует традиционные особенности жизни русских людей. Цвет оказывает большое влияние на внутреннее психическое состояние человека. Яркость, необыкновенная, удивительная красота тканей и материалов, замечательные орнаменты и вышивки, служат главным украшением русского народного костюма. Необыкновенная удивительная красота драгоценных камней, украшающих головные уборы – кокошники, венцы, кики - способствует ощущению радости и внутреннего подъема, так как обогащает нас эстетическими представлениями о старинных традициях нашей страны. Незабываемая уникальность и красота, изящество вышивок и украшений народного костюма восхищает нас, способствует снятию психологического напряжения. Изучая традиционность русского народного костюма, мы раскрываем историческое прошлое своей Родины. Это позволяет нам задуматься о национальных костюмах других известных стран мира, которые применяют в своей психологической практики методы арт – терапевтической науки. Изучая традиции и культуру других стран мира, мы передаем психологический опыт общения и культуры других народов, который раскрывает смысл национальных особенностей, характеризующих различные этносы. Стремление пережить эмоциональное потрясение помогает выплеснуть их себя отрицательные эмоции и пережить внутренний конфликт. Яркие, красочные костюмы и яркий колорит декораций театральных и сценических постановок, создают в душе ощущение внутреннего счастья, помогают снять внутреннее напряжение, состояние страха и депрессии, обогащают новыми впечатлениями. Цвет в искусстве Японии, Китая, Индии имеет важное символическое значение, влияет на психическое состояние, цветовая гамма оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу человека, помогает снять ощущение душевного дискомфорта, чувства неуверенности в себе, создает в душе ощущение внутренней гармонии и счастья. Хочется верить, что и в дальнейшем, педагоги и психологи будут более широко применять в своей арт – терапевтической практике методы костюмотерапии, драма терапии, фольклор терапии, танцевально – двигательной, музыкальной и цветотерапии. Комплексное применение данных методов способствует воспитанию эмоционально – устойчивой, волевой и морально сильной личности, развивает коммуникативную сферу, повышает самооценку, формирует нравственно - эстетические качества подрастающего поколения. Незабываемая красота русского народного костюма имеет широкое применение в организации фольклорных праздников, концертов народного творчества, в психолого - педагогической практике и особенно в работе с детьми как опасность утраты нравственных ориентиров.
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является опасность утраты нравственных ориентиров, угроза духовного оскудения личности. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения, поэтому сегодня особенно важно обратиться к традиционной культуре нашей страны, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать молодежи те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Необходимо помнить, что отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе, ведёт к бездуховности и отсутствию моральных принципов подрастающего поколения, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества. Традиционная культура и народные традиции представляют интерес в художественной, этнографической, социальной сфере, историческая и народная культура, быт, традиции, их природа и высокие ценности, составляют неотъемлемую часть духовной культуры русского народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, которое сохранило преемственность поколений и повлияло на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составил творческий, ручной труд мастера и именно народный костюм явился частью духовного богатства своего народа, его культуры, поэтому из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству формирует эстетическое и нравственное воспитание детей, способствует развитию уважения к труду, наследству своих предков. Кружковые занятия по изготовлению народного костюма, созданные на базе многих школ, направлены на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к народному творчеству, к его традициям. История всегда вызывала огромный интерес общества, который объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история, общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику и образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа, интерес к которому в России существовал всегда. В одежде русского человека нашли отражение душа народа, его представления о прекрасном, традиции, обычаи и история нашей страны. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими взглядами ее создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций, без их глубокого изучения невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм – яркий самобытный элемент культуры, синтез различных видов декоративного творчества, донёсший традиционные элементы кроя, орнамента и использование материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом, вплоть до середины ХХ века. Географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил, социальные процессы и местные культурные традиции областей России оказали влияния на формирование состава, покроя и особенностей орнаментации русского народного костюма.
Список используемой литературы:
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб. Искусство — СПб, 2000.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт- терапия — СПб. «Речь», 2002.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: структурирование жизни через обряд: Учеб. Пособие. — М. Издательство Московского психолого-социального института.
- Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. — М. Вузовская книга, 2008
- Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «ДЕТСТВО— ПРЕСС» 2008.
- Иванова А.А., Кудрявцеа А.А., Станченко М.Г., Шишова Т.А. У наших у ворот всегда хоровод. СПб.: СПб ГУПМ 1994.
- Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «ДЕТСТВО— ПРЕСС» 2008.
- Иванова А.А., Кудрявцеа А.А., Станченко М.Г., Шишова Т.А. У наших у ворот всегда хоровод. СПб.: СПб ГУПМ 1994.
- Шангина И.И. Русские девушки. — СПб.: Издательский Дом «Азбука классик», 2008.
- Дмитриева В.Г. 1000 замечательных идей как подготовить детский праздник. М.: АСТ. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...
1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...
открытый урок по теме: "Русский народный костюм.Выполнение эскизов народных костюмов в разных техниках и материалах"
Разработка урока по теме "Русский народный костюм"...
презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма, характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...
Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....
Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.
Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...