Программа 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Кореновский район, станица Платнировская
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25
Разработка урока на тему: «В чем сила музыки И.С.Баха?»
(По программе Д. Кабалевского)
Класс: 6
Учитель: Круглая Л. В.
МОБУ СОШ № 25
6 класс программа Д.Б.Кабалевского
тема: «В чем сила музыки И.С.Баха?»
цель: - Раскрыть идейное содержание музыки И.С.Баха
- развивать способность размышлять о музыке
- содействовать формированию нравственной позиции, воспитание в ребенке человечности, доброты.
Музыкальный материал:
И.С. Бах прелюдия до мажор
И. С. Бах фуга соль минор
Ход урока:
Сегодня я начну урок с небольшого рассказа, эта история случилась однажды в блокадном Ленинграде (вы знаете об этих страшных событиях из нашей истории)
Это произошло в одном из домов того Ленинграда. Долгими, тяжелыми, холодными, голодными зимними вечерами в одном из многоэтажных домов жители ждали вечера. Почему, именно вечера? Потому, что тогда в сумраке, где-то в одной из квартир рождались звуки. Музыка звучала красиво, строго, стройно, голоса фортепиано как будто вели беседу. Звуки лились, растворяясь в тишине но, оставаясь в душе тех, кто их слышал!
Но, однажды, музыка не прозвучала! Обеспокоенные соседи не вытерпели тишины пошли выяснить, кто же заполнял долгие вечера музыкой и почему сейчас замолчал? После недолгих поисков они оказались в квартире, где жила девочка с бабушкой. Посреди комнаты соседи увидели то, что осталось от рояля, звучащего в тишине вечеров. Он был почти разобран: крышки, ножки рояля были использованы для обогрева, и больше играть на нем не было никакой возможности! Но обойтись без музыки уже никто не мог! Сообща соседи нашли деревяшки, приладили их к израненному роялю, и вновь зазвучала музыка, ставшая для них уже как будто бы жизненно необходимой! Кто-то поинтересовался, чья же музыка стала для них такой родной? Девочка ответила – это музыка И.С. Баха!!!
- Что вас затронуло, что взволновало в рассказе?
- Почему музыка стала необходимой для людей в это сложное, страшно время? (отв. детей)
- Потому, что музыка стала для них опорой, избавляла от стресса, заставляла забывать о голоде, страданиях, помогала выстоять, т.е. обладала преобразующей силой!
- А в чем преобразующая сила музыки Баха?
- Что прозвучало в музыке и стало необходимым людям в такое трудное время?
- Задумались? Давайте будем размышлять вместе.
Гипотезы выдвигают дети и фиксируются учителем: красота, надежда, добро, сила духа……
- Что необходимо нам узнать, к каким фактам, к чему обратиться, чтоб проверить наши мысли, предположения?
Дети предлагают: послушать музыку, узнать о композиторе, что он вкладывал в свою музыку, какие мысли, энергию?
Предоставим слово музыке.
Слушание: звучит фуга соль минор.
- Какие ваши ощущения?
Как звучала музыка? (красиво!)
А как красота способна изменить нас? Попробуйте улыбнуться с опущенной головой. Не получится! А сейчас, попробуйте сесть красиво, расправить плечи, улыбка сама приходит, мы преображаемся!
_ Как повлияла красота музыки Баха на жителей Ленинграда? (отв. детей)
Мы услышали музыку Баха, мы ее пережили, и какие поступки хочется совершать? (добрые)
-Как звучит музыка? Какой у нее характер?
- Спокойный, серьезный.
Давайте обратимся к биографии композитора.
- Что бы вам хотелось узнать о нем, какие аспекты его жизни, помогли бы нам понять его музыку? Вопросы детей, обращение к фактам биографии
Но, преодолевая трудности и препятствия судьбы, закалялся характер Баха. Он становился сильным. О своем творчестве он говорил, что музыка должна пробуждать в человеке «дух божий». В музыке мы слышим силу духа.
Слушание: звучит прелюдия до мажор.
- В исполнении, какого инструмента прозвучала музыка? (орган)
Посмотрите, как выглядит этот инструмент (наглядность)
- Какое впечатление производит его внешний вид? Ответы детей - сильное , величественное, грандиозное. Не зря орган называют королем всех инструментов, его звучание может заменить целый оркестр. Инструмент клавишно-духовой1
Я думаю, пришло время подвести итог, музыка прозвучала. Мы узнали факты из биографии Баха. Как же вы поняли, что же содержит в себе музыка Баха, что в ней стало опорой для жителей блокадного Ленинграда, в чем сила этой музыки? Ответы детей
Какая песня могла бы стать логическим продолжением нашего урока. Песня, в которой мысли, чувства созвучны ответу: в чем сила музыки Баха, помогла нам выразить наши чувства.
Исполнение: песня «Ты – человек» Е.Крылатова
- Какая главная мысль песни?
Ребята, я прошу вас дать оценку уроку, какое впечатление оставил он у вас. Сегодня прозвучала прелюдия до мажор, перед вами это трезвучие (листочках)
До – урок показался интересным, ми - заставил задуматься, соль – взволновал, чем?
Урок музыки по теме: " Взаимосвязь искусств: поэзии, музыки, живописи."
Цели:
- Подчеркнуть жизненную основу всех искусств, продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;
- Развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков;
- Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
Эпиграф.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
(Рыленков)
Ход урока.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения.
Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.
(Е.Винокуров)
Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место, без нее не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.
Но в мире искусств музыка не одинока.
ВОПРОС: Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?
- Ответы детей предполагают живопись, литературу.
ВОПРОС: А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?
А сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу, воедино.
Основная часть.
Откройте, пожалуйста, учебники на странице 18.
Вы видите стихотворение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»
Давайте сейчас все вместе прочитаем его.( дети читают)
ВОПРОСЫ:
А теперь ответим на те вопросы, которые даны в учебнике.
ОТВЕТЫ.
ЗАДАНИЕ : А теперь давайте прочитаем это стихотворение под музыку.
(зачитывается стихотворение)
ВОПРОС: По разному ли мы читали стих?
Сейчас вы услышали «НОКТЮРН» Ф. Шопена. Что же означает это слово:
- Французское слово, в переводе означает «ночной»
- Ноктюрны исполнялись на открытом воздухе в ночное время.
- Пьеса, связанная с ночью или рожденными ею образами.
- Сочинение для фортепиано неопределенной формы мечтательного характера
ЗАДАНИЕ: Рассмотрите пожалуйста картину на странице 20.
Что вы можете о ней сказать?
ЗАДАНИЕ: А сейчас давайте прочтём рассказ Драгунского на стр 19.
ЗАДАНИЕ: Выполним аналогичное задание и прочтём рассказ под музыку.
Итак, звучала «Лунная соната» Л. В. Бетховена
История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”. А название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Сегодня я познакомлю вас ещё с одной картиной «Сикстинская Мадонна» замечательного итальянского художника Рафаэля. В нашей беседе мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.
Перед вами это удивительное полотно.
Всмотритесь в него внимательно и ответьте на следующие вопросы.
Кто является главным персонажем картины?
- Мадонна.
Что она делает?
- Держит на руках ребенка.
Что она при этом чувствует?
- Любовь, нежность, ласку и т.д.
А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?
- Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.
Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?
- Нет.
Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?
- Живопись разговаривает на языке цвета.
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.
Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него.
А теперь, давайте вспомним придание. Уже в момент рождения, Дева Мария знала о той страшной участи, которая ожидает ее сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.
Что она чувствует, о чем думает?
- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.
Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: «Я хочу написать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства». В его Мадонне чувствуется тоска человека, не знавшего материнской ласки.
Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, душевное умиротворение, она полна добра, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.
Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине.
ВОПРОС: Как вы считаете, какая она будет?
- Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия.
Вы замечательные композиторы, молодцы. А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ: Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.
Звучат фрагменты следующих произведений
-Григ Утро;
-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение;
-Форе Элегия.
Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная.
Произведение, которое сейчас прозвучит, я очень люблю, мне оно бесконечно дорого. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина, а написал ее Франц Шуберт и назвал «Ave Maria».
ВОПРОС: Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?
Франц Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты, которая словно убаюкивает. Кажется, что она восходит к небесам и опускается на грешную земля, но вместе с тем, она полна строгости и величия.
Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?
- Нет.
В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви. Вслушайтесь в эти строки внимательно, ведь они еще раз подтверждают правильность всех наших суждений.
Ave Maria! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю…
К тебе, заступнице святой,
С утеса мрачного взываю…
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли…
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Ave Maria!
Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем.
Взгляни на нас!
Ты сновидений зловещий рой
Отгонишь прочь,
Прольешь в сердца успокоенье,
И быстро пронесется ночь…
Ave Maria!
Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила…
Не ты ли благости полна,
Гонимых нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!
ВЫВОД:
А теперь давайте подведем итог нашей работы.
Сегодня мы не только говорили о литературе, живописи и музыке – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу. Ведь это сейчас так важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.
ПЕСНЯ.
Но прежде чем закончить урок, я бы хотела напомнить вам, что мы знаем песню о живописном искусстве и , поэтому, я предлагаю вам её исполнить.
ИТОГ: Я желаю вам, дорогие ребята, научится не просто слушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...