что значит современность в музыке?
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
конспект урока музыки в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_sovremennost_v_muzyke.doc | 68 КБ |
sovremennost_v_muzyke.ppt | 771.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 8-м классе
по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема I четверти: “Искусство в жизни современного человека”.
Тема урока: «Что значит современность в музыке?»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Задачи:
- Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
- Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
- Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
- Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
- Презентация урока.
- Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
- Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
- «Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
- И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
- Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.
- «Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.
ХОД УРОКА
I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд № 1
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1. Постановка проблемных вопросов:
- Может ли быть классической современная музыка?
- Современна ли народная песня?
- Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
Учащиеся представляют свою любимую музыку.
Анализируют, доказывают актуальность и современность.
- Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Слайд №3 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
- Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
- Глубокие корни – долго живут в народе… почему???
- Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
- Почему так долго живут народные песни?
Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
- «Слово мама дорогое» - слушание народной песни.
- Что почувствовали?
- В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд №8 (проблемные вопросы)
- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
- И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
Слайд № 9 (Орган)
- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
- Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Слайд № 11 - Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».
Размышления.
- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен)
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора.
- Кто этот композитор?
- Что позволило сделать такой вывод?
- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
- «Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание.
Возможные вопросы:
- Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
- Как вы понимаете эти слова? АРТ-РОК.
- Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
УЧИТЕЛЬ: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
- «Люди идут по свету» - исполнение. Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат бетховенские сонаты…»)
IV. Итог урока.
- Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
УЧИТЕЛЬ: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемные вопросы: Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке. Р. Щедрин
Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Современна ли народная песня ? Русская народная песня «Слово мама дорогое» Исполняет семейный дуэт «Хмель»
Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Иоганн Себастьян БАХ 1685 - 1750
Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нём столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений. Рохлин
Людвиг ван БЕТХОВЕН Соната № 14 (Лунная) … Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем Д.Б. Кабалевский
Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский
Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат. Д.Д. Шостакович
… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, … - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен…Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много. Д.Б. Кабалевский
Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Рефлексия Сегодня на уроке меня удивило то, что… Мне понравилось… Я не соглашусь с теми, кто считает… Мне кажется, что… Теперь я знаю точно, что…
Домашнее задание Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.
Всех благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что значит современность в музыке?" презентация
Презентация по теме: "Что значит современность в музыке?" 8 классОт оперы к рок-опере...
Сценарий урока "Что значит "современность" в музыке?"
Данная разработка была создана для проведения открытого урока. Любой кто хочет может провести данный урок. Скачивайте и пользуйтесь....
что значит современность в музыке?
урок в 7 классе...
Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"
Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Что значит современность в музыке? И.С.Бах
Что значит современность в музыке? И.С.Бах...
Что значит современный урок? «Использование компьютерных и мультимедиа-технологий на современном уроке»
Современный, т.е. актуальный, означает важный, существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное ....