Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Согласовано Руководитель ШМО Бабакова Е.К. | Согласовано Зам. Директора по УВР « » августа 2017 г. | Утверждено Приказом №186 от 30 августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыка»
для учащихся 4а, 4б, 4в классов
на 2017/2018 учебный год
Составитель учитель музыки
Чумбоева Екатерина Александровна
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Музыкао» разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной М., Просвещение, 2010, Рабочей программой «Музыка.1-4 классы». Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. М.: Просвещение 2011., годового календарного графика, учебного плана школы. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учебный предмет имеет практико-ориентированную направленность. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального развития.
Практическая деятельность на уроках является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цель изучения данного курса в начальной школе:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи курса:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- накопление багажа музыкальных впечатлений;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В соответствии с учебным планом школы на 2017/2018 учебный год в 4 классе на изучение предмета «Музыка» отводится 34 часа (1 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание курса
Содержание программы охватывает следующие разделы:
Раздел «Россия – Родина моя» (3 часа)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, трудовая, лирическая, хороводная и др. ,особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова, патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата)
Раздел «О России петь, что стремиться в храм» (4 часа)
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольг, князь Владимир, Илья Муромский), их почитание и восхваление. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения(стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Пасха в музыке русских композитов
Раздел «День полный событий» (6 часов)
Один день с А.С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы. Сказок в творчестве русских композиторов(П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов) Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт) Музыкальность поэзии А. Пушкина
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Её сюжеты, образы жанры, Музыка в народном стиле. Приёмы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова . напева, инструментального наигрыша. Движений, среды бытования песни. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды предания о музыке и музыкантах. Вариации. Церковные и народные праздники. Троица. Икона «Троица» А. Рублёва
Раздел «В концертном зале» (5 часов)
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы
Раздел «В музыкальном театре» (6 часов)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец. И др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского,. Народные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл,. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 часов)
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.) Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки(народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация,авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского
Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год
Урок по порядку | Дата урока | № урока в данной теме | Тема урока | Учебное оборудование и наглядные пособия | Примечание | ||
план | факт | ||||||
Россия – Родина моя (3 часа) | |||||||
1 | 01.09 – 09.09 | 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей…Инструктаж по ОТ и ПП. | ||||
2 | 11.09 – 15.09 | 2 | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская зародилась музыка | ||||
3 | 18.09 – 22.09 | 3 | На великий праздник собралася Русь… Я пойду по полю белому. | Учебный диск | |||
О России петь, – что стремиться в храм (4 ч.) | |||||||
4 | 25.09 – 29.09 | 1 | Святые земли русской. Илья Муромец. | ||||
5 | 02.10 – 06.10 | 2 | Кирилл и Мефодий. | Портрет композитора. | |||
6 | 09.10 – 13.10 | 3 | Праздник праздников, торжество торжеств. Ангел вопияше. | ||||
7 | 16.10 – 20.10 | 4 | Родной обычай старины. Светлый праздник | ||||
День полный событий (6 ч.) | |||||||
8 | 23.10 – 27.10 | 1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | Учебный диск | |||
9 | 07.11 – 10.11 | 2 | Зимнее утро. | ||||
10 | 13.11 – 17.11 | 3 | Зимнее утро. Зимний вечер. | ||||
11 | 20.11 - 24.11 | 4 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда | Учебный диск | |||
12 | 27.11 - 01.12 | 5 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | ||||
13 | 04.12 – 08.12 | 6 | Приют сияньем муз одетый… | ||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло…(3 ч.) | |||||||
14 | 18.12 – 22.12 | 1 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | ||||
15 | 25.12 –29.12 | 2 | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Белорусская сказка | Портрет композитора | |||
16 | 10.11 – 12.01 | 3 | Народные праздники (Троица) | ||||
В концертном зале (5ч.) | |||||||
17 | 26.12 – 30.12 | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо | ||||
18 | 12.01 - 13.01 | 2 | Старый замок. Счастье в сирени живёт… |
19 | 22.01 – 26.01 | 3 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы. Танцы, танцы… | |||
20 | 29.01 – 02.02 | 4 | Патетическая соната Годы странствий. | |||
21 | 05.02 – 09.02 | 5 | Царит гармония оркестра | |||
В музыкальном театре (6 ч.) | ||||||
22 | 12.02 – 16.02 | 1 | Опера «Иван Сусанин»: бал в замке польского короля (II д.). За Русь все стеной стоим III д.) | |||
23 | 19.02 – 23.02 | 2 | Сцена в лесу (IV д.) | |||
24 | 26.02 – 02.03 | 3 | Исходила младёшенька | |||
25 | 05.02 – 09.03 | 4 | Русский восток. Восточные мотивы. Сезам, откройся! | Учебный диск. Портрет композитора. | ||
26 | 12.03 – 16.03 | 5 | Балет «Петрушка» | |||
27 | 19.03 – 22.03 | 6 | Театр музыкальной комедии | |||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч.) | ||||||
28 | 02.04 – 06.04 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд |
29 | 09.04 – 13.04 | 2 | Мастерство исполнителя. | Учебный диск | ||
30 | 23.04 – 27.04 | 3 | В интонации спрятан человек. | |||
31 | 30.04 – 04.05 | 4 | Музыкальные инструменты (гитара) | |||
32 | 07.05 – 11.05 | 5 | Музыкальный сказочник | Учебный диск. Портрет композитора | ||
33 | 14.05 -18.05 | 6 | Рассвет на Москве-реке | |||
34 | 21.05 – 25.05 | 7 | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...