Шуберт и его окружение («шубертиады»)
статья по музыке (6 класс) на тему
Франц Шуберт (1797 – 1828 гг.) – великий австрийский композитор, один из родоначальников романтизма в музыке. Его произведения и сегодня вызывают трепет и волнение как у исполнителей, так и у простых слушателей. На счету у композитора поистине огромное количество вокальных композиций на слова таких великих поэтов как И.В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера и др., девять симфоний и огромное число камерной и индивидуальной фортепианной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dshino9_statya_-_harasik_n.d.docx | 36.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Преподаватель первой категории по классу фортепиано
Харасик Наталья Дмитриевна
МБОУ ДО «Детская школа искусств №9»
г. Курск
Шуберт и его окружение («шубертиады»)
Аннотация. Судьба не была щедра к Ф. Шуберту в отношении материальных благ, но она смогла преподнести композитору поистине ценный подарок – верных и преданных друзей, настоящих ценителей его таланта, которые поддерживали и вдохновляли Шуберта на протяжении всей его жизни.
Ключевые слова: окружение Шуберта, шубертиады, сподвижники и друзья Шуберта, шубертовский кружок.
Франц Шуберт (1797 – 1828 гг.) – великий австрийский композитор, один из родоначальников романтизма в музыке. Его произведения и сегодня вызывают трепет и волнение как у исполнителей, так и у простых слушателей. На счету у композитора поистине огромное количество вокальных композиций на слова таких великих поэтов как И.В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера и др., девять симфоний и огромное число камерной и индивидуальной фортепианной музыки.
Родился Франц в пригороде Вены, в городке под названием Лихтенталь, в многодетной семье школьного учителя, музыканта-любителя, виолончелиста Франца Теодора Шуберта и уже с раннего возраста проявлял исключительные музыкальные способности. Мальчик быстро осваивал музыкальные инструменты, участвовал в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, поражая слушателей своим звонким голосом, тонким слухом и выразительным выступлением.
Благодаря своим талантам, в возрасте одиннадцати лет Франц был принят на обучение в Императорскую капеллу, стал жить и учиться в конвикте – лучшей в Вене школе с пансионом. Там Шуберт обзавелся множеством друзей, людей притягивала его отзывчивость, добродушие и тихий нрав. Именно в конвикте Франц нашёл друзей, дружбу с которыми сохранил до конца жизни. С Йозифом Шпауном, студентом-юристом из Лицца, который так же, как и Шуберт беззаветно любил музыку, Антоном Хольцапфелем, виолончелистом ученического оркестра, Альбертом Шпадлером, искренне влюбленным в литературу, Франца связывали чистые душой и открытые сердцем дружеские отношения.
В этот период учителем Шуберта были знаменитые мастера музыкального искусства Венцель Ружичка, преподававший генерал-бас, а позже сам Антонио Сальери, обучавший Франца контрапункту и композиции. Благодаря тому, что Шуберт занимался не только пением но и был второй скрипкой в оркестре Конвикта, он познакомился с произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.
Талант композитора Шуберт проявил в 1810 году, написав первые фортепианные пьесы, песни. в 1813 году закончил свою первую симфонию ре-мажор и в этом же году его отчислили из хора, так как ломался голос. На последнем листе партитуры молодой композитор написал: «Finis et Fine» - «Окончание и конец», окончание симфонии и конец конвикту [1, с.38]. Шуберт закончил главу своей жизни под названием «Юность» и перешел к следующей…
Шуберт вернулся домой и окончив учительскую семинарию, устроился преподавателем в школу, где работал его отец. И хотя работа отнимала много времени, каждую свободную минуту Франц посвящал сочинению музыки. Вдохновением для него служили произведения К.В.Глюка, В.А.Моцарта и Л. Бетховена. И уже в 1814 году родилась опера «Увеселительный замок сатаны» и месса фа-мажор.
Преподавательская деятельность Шуберта не соответствовала его призванию творить. Он беспрестанно предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издательства не спешили публиковать его работы.
И вот, в 1818 году Шуберт оставляет работу в школе и дом отца. С это времени Франц освобождается от бремени официальной службы, по своему усмотрению располагает свободным временем, которое он так жаждал потратить на общение с музой. Но была в этой свободе и другая сторона медали – финансовая нестабильность, постоянная забота от том, как заработать на пропитание. И тут на помощь Шуберту пришли его верные друзья. В течение нескольких лет Шуберт поочередно живет то у Шпауна, то у Шпадлера. Немного позже к ним присоединяется студент-медик Франц Шобер, одаренность которого в области искусства была многогранна. Он был прекрасным поэтом и на его тексты, кроме множества песен, Шуберт написал оперу «Альфонс и Эстрелла». Таким образом, случайное знакомство переросло не только в крепкую мужскую дружбу, но и в безусловно талантливый союз двух творческих личностей. Этот год ознаменовался и появлением на свет баллады «Лесной царь» Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом» [2, с.121].
Семья Шобера интересовалась искусством и часто приглашала Шуберта к себе. Именно там он познакомился с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Певец помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Францом, максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Франц очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний. Фогль стал первым профессиональным исполнителем песен Шуберта, которые стали пользоваться большой популярностью, став неразлучными спутниками его жизни
Друзья днями просиживали в библиотеках, перерывали ворохи книг, выискивали тексты для песен и приносили их Францу. Однако заботы друзей не ограничивались только этим. Верный Шпаун неутомимо искал не только тексты, но и людей, которые могли бы их сочинять. Так в жизнь Шуберта вошел новый друг и сотоварищ по творчеству – Иоганн Майерхофер, с которым Франц прожил бок о бок в одной комнате около двух лет. В этот период родилось на свет множество прекрасных песен, которые, по мнению одного из его друзей, принадлежали к числу прекраснейших произведений молодого композитора. А сам Майерхофер утверждал, что его стихи звучат только с музыкой Шуберта.
Огромное влияние на творчество Шуберта оказал Иоганн Зенн, которого сам Франц причислял к самым близким себе людям. Пылкий и страстный юноша, он с детства был привержен свободе и в пламенных стихах воспевал ее. На его тексты Шуберт написал две свои песни. Зенн всегда и во всем имел свою собственную точку зрения и был неравнодушен к тому, что происходит на венской политической арене. Он яростно отстаивал свои мысли и воззрения, за что был арестован и выслан из города. Больше Шуберт его не видел, но есть мнение, что это обстоятельство косвенно отразилось на положении Шуберта. Так, например, исследователи жизни композитора, объясняют компрометирующей дружбой с Зенном неудачные попытки Франца устроиться на государственную службу.
Количество друзей композитора всё время увеличивалось и к началу 20-х годов в шубертовский кружок входили профессиональные писатели, художники, музыканты и просто любители искусства и всего того, что с ним связано. Всех этих людей объединяла общность интересов, любовь к музыке, литературе и искусству, во всех ее проявлениях. Так, членами кружка были тогда еще юный художник Мориц фон Швинд, впоследствии один из самых выдающихся художников Австрии, перу которого принадлежит множество иллюстраций к песням Шуберта и, например, такие картины, как известная публике «Вечер Шуберта у Йозефа фон Шпауна». И другой замечательный художник-портретист, быть может менее известный, но тоже близкий Францу человек, Леопольд Купельвизер. В многочисленных рисунках Леопольда были запечатлены образы Шуберта и других лиц из его окружения.
Наиболее известными широкой публике членами кружка были Эдуард Бауэрнфельд, талантливый драматург и поэт, обладатель острого ума и не менее острого пера и Франц Грильпарцер, великий поэт, названный потомками национальным достоянием Австрии. Они были поклонниками творчества Шуберта и оказывали ему всяческую поддержку, в том числе и финансовую.
Друзья очень часто собирались вместе чтобы познакомиться с величайшими творениями мировой литературы, поэзией прошлого и современности. Литература, философия, социология, музыка всецело поглощали образованных и глубоко мыслящих молодых людей. Писатели, поэты, художники знакомили присутствующих со своими собственными работами. Не было таких тем и вопросов, которые не затрагивались и не обсуждались, в кругу этих близких по духу, сердцу и разуму людей. Не обходили стороной даже запрещенные темы политики и общественного уклада жизни жителей Вены в частности и Австрии в целом. Нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки. Такие вечера получили весьма необычное и забавное название – «каневас». На немецком языке эта фраза звучала как «kann er was?», а на русский язык переводилась – «что он умеет?». Дело в том, что о каждом новом человеке, вводимом в кружок, Шуберт спрашивал: «А что он умеет?». А поскольку Франц говорил на венском диалекте, сглатывая звуки и слоги, скороговоркой, то его вопрос звучал так - «каневас» [4].
Но довольно часто, вечера встреч друзей всецело посвящались только лишь музыке Шуберта и даже получили свое собственное название - «шубертиады». В такие, поистине волшебные вечера, Франц не отходил от инструмента, на ходу из-под рук композитора рождались вальсы, экосезы, другие танцы, часть которых, к величайшему сожалению, так и не была записана. Не меньший восторг присутствующих вызывали и песни Шуберта, которые часто он исполнял лично, но лучшим исполнителем его песен по праву считался Фогль. Часто после этого Франц и его друзья играли на фортепиано дуэтами или с веселым вокальным сопровождением. В такие вечера Шуберту приходилось не легко, он играл до тех пор, пока его пальцы не отказывались повиноваться. Но даже не смотря на усталость, композитор получал истинное удовлетворение от такого времяпрепровождения, даря свою музыку благодарным слушателям.
Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на таких собраниях. Поэтому в жизни композитора имели место и большие «шубертиады», которые по сути являлись настоящими полноценными концертами. Таким естественным образом росла популярность музыки Шуберта. Она проникала, через всегда открытые для композитора двери, в дома аристократов и меценатов Вены, для которых увлечение музицированием занимало важное место в жизненном укладе.
Публичные концерты также устраивались в многочисленных общественных залах Вены, как для широкого, так и для узкого круга лиц. Многие знатные семьи Вены, в которых тяга к искусству, к музыке передавалась по наследству, устраивали еженедельные музыкальные вечера. В таких мероприятиях принимали участие как музыканты-любители, так и знаменитые артисты. Частым гостем на таких вечерах был и Шуберт.
Особой популярностью пользовались вечера, которые давались в доме советника И. Зонлейтнера. По словам его сына Леопольда, интерес к таким вечерам был настолько велик, что приходилось даже ограничивать число посетителей [3]. Имели успех и музыкальные собрания, проводимые у братьев Генриха и Маттеуса Коллинов, в салоне сестер Фрёлих. Для Анны Фрёлих, преподававшей пение в консерватории, Шуберт написал несколько песен, которые она разучивала вместе со своими учениками.
Каждый, из этих достопочтимых жителей Вены, оказывал Шуберту всевозможную поддержку и вместе с членами шубертского кружка всеми способами содействовали тому, чтобы на композитора было обращено всеобщее внимание.
1823 год был одним из самых продуктивных и важных в музыкальном смысле в жизни Шуберта. Он провел его в Вене, неустанно работая. В результате были написаны драма «Розамунда», оперы «Фьерабрас» и «Зингшпиль». Именно в этот период написан восхитительный цикл песен «Прекрасная мельничиха».
Не смотря на такую популярность Шуберта, его финансовое положение оставалось плачевным. Только лишь помощь друзей и меценатов позволяла композитору хоть как-то выживать. Ко всему прочему у Франца начались проблемы со здоровьем, которые с каждым годом только усугублялись. Но даже беспросветная нищета и плохое самочувствие не могли помешать Шуберту создавать шедевр за шедевром.
Франц Шуберт ушел из жизни непозволительно рано, совсем немного не дожив до своего 32-летия. Но после себя он оставил бесценное наследие. Его музыка и сегодня волнует, и будоражит каждого, кто хоть краешком души прикоснулся к ней.
В мае 1976 года впервые был проведен фестиваль под названием «Шубертиады». Инициатива проведения принадлежала известному оперному певцу Герману Прею, который решил выразить таким образом свое почтение великому австрийскому композитору. Идея так понравилась публике, что фестиваль стал ежегодным местом встречи выдающихся исполнителей и почитателей классической музыки. Песенные вечера, камерные и фортепианные концерты, выступления знаменитых оркестров, а также чтения, доклады и мастер-классы именитых деятелей искусства всё это проводится в воссозданной атмосфере домашнего музицирования, которая некогда сопровождала встречи Шуберта с друзьями. Каждый год в рамках фестиваля проходит около 80 концертов, которые посещают в среднем 32 тысячи человек [5].
Список литературы
- Гольдшмидт Г. Франц Шуберт – жизненный путь / Гарри Гольдшмидт. – Москва: Музыка, 1968 – 510 с.
- Кремнев Б.Г. Франц Шуберт [Текст] / Б.Г. Кремнев. – Москва: Молодая гвардия, 1964. -304с.
- Зенкин К. Франц Шуберт [Электронный ресурс] /К. Зенкин. - электронные тестовые данные. – б.и., 2016. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/schubert.html, свободный.
- Приемская Е. Неоконченная симфония Франца Шуберта [Электронный ресурс] / Е.Приемская. - электронные тестовые данные. – б.и., 2017. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/661301.html, свободный.
- Самойленко О. В мире музыки: Большая симфония Франца Шуберта [Электронный ресурс] / О. Самойлова. – электронные тестовые данные. – б.и., 2013. – Режим доступа: http://vmiremusiki.ru/franc-shubert.html, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге
Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта - первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории...
Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"
Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад - балладой "Лесной царь"...
Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Характеристика творчества. Жизненный и творческий путь
Методическая разработка лекционного занятия по музыкальной литературе/ Тема 8. Занятие 1. Франц Шуберт. Жизненный и творческий путь. Иллюстрируется слайдами презентации....
Урок немецкого языка в 11 классе по теме «Музыка. Песенный король – Франц Шуберт»
Данная методическая разработка урока ставит целью расширить страноведческий кругозор учащихся по теме: "Музыка", познакомить с биографией и музыкой австрийского композитора Франца...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Презентация на тему:" Старинной песни мир" Урок в 6 классе Песни Франца Шуберта
Презентация включает в себя биографические факты австрийского композитора Ф.Шуберта и его портреты....
Старинный песни мир. Баллада "Лесной царь" Ф. Шуберта
Данный материал предназначен для того, чтобы продолжить знакомство с творчеством Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной ц...