Рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Данная программа по музыке составлена на основе примерной рабочей программы Г.П.Сергеевой и Е.Д.Крицкой. Структура программы четко выдержана и содержит все ее основные разделы, в том числе календарно-тематический план. Программа соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_1.docx | 28.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено методическим объединением протокол № ____от «___»_____2017 г. Председатель МО ____________________/_______________/ ФИО | Утверждаю Директор МАОУ «Школа № 45» ____________________/________________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ для 7 класса
на 2017-2018 учебный год
разработана на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений: музыка 5- 7 классы. Сергеева Г.П., Крицкая.Е.Д., М.» Просвещение», 2011
Соколова В.И.,
учитель первой категории
г. Нижний Новгород
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе следующих документов: 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; 2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения; 3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения. При составлении программы учитывались возможности авторской программы «Музыка 5 - 7» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» М. Просвещение, 2011. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкально-творческих способностей (слуха, певческого голоса, памяти, фантазии, образного и ассоциативного мышления); - освоение знаний о музыке, ее жанрах, стилях, формах, особенностях музыкального языка через изучение фольклора, классического наследия отечественных и зарубежных композиторов; о ее взаимосвязи с другими видами искусства; - развитие навыков самоконтроля в организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании, пении, импровизации) в т. ч. с применением ИКТ; умением рассуждать о музыке с использованием сравнения, обобщения, аналогии; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, интереса и уважения к искусству своего народа и других народов; -развитие музыкального вкуса, потребности к общению с высокохудожественной музыкой, к самообразованию, к слушательской и исполнительской культуре учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. На изучение музыки отводится 35 часов (из расчета один час в неделю).
В 7 классе на уроках музыки сохраняется целевая направленность музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся. Основополагающими являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, его места в жизни общества и человека; на творческое самораскрытие и самоопределение ребенка; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, на становление и социализацию личности ученика в современном мире, на патриотическое воспитание.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.
Уроки ориентированы прежде всего на деятельностное освоение искусства, в том числе на использование ИКТ, что позволяет повысить мотивацию обучения. Особое внимание уделяется развитию способности различать позитивные и негативные влияния поп-культуры, умению организовать свой досуг, что способствует воспитательному воздействию искусства. Продолжается работа учащихся над проектной исследовательской деятельностью.
Виды музыкальной деятельности направлены на полноценное общение школьников с музыкальными образцами в условиях распространения поп-культуры в СМИ и включают :хоровое, ансамблевое, сольное пение; пластические движения; импровизации; освоение элементов музыкальной грамоты; размышления о музыке; самостоятельную деятельность. Приоритетным направлением содержания программы в 7 кл., как и в программе начальной школы, остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, религиозная музыка, современные музыкальные направления формируют понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Курс предполагает специфику межпредметных связей ( взаимодействие музыки с ИЗО, литературой, МХК), которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений. Продолжается работа над исследовательской проектной деятельностью, которая развивает креативность, исследовательские умения, общение в коллективе.
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности: исследовательский проект, викторина,
самостоятельная работа, творческая работа.
Содержание учебной программы
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (18час.
Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая-судьба народная». «Родина моя! Русская земля». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. «Первая битва с половцами. Плач Ярославны.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Раскрываются следующие содержательные линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов. Обобщение материала первой четверти.
Примерный перечень музыкального материала
Иван Сусанин. Опера М. Глинки
Князь Игорь. Опера А. Бородина
Порги и Бесс. Опера Д Гершвина
Ярославна. Балет Б. Тищенко
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок-опера Э. -Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты=извечные маги…»
Раскрываются следующие содержательные линии:
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Кармен. Опера Ж. Бизе
Кармен-сюита. Балет. Ж. Бизе-Р. Щедрин.
Всенощное бдение. С. Рахманинов
Иисус Христос-суперзвезда. Рок-опера Л. Уэббера
Кармен. Опера Ж. Бизе
Кармен-сюита. Балет Ж. Бизе-Р. Щедрин
Гоголь-сюита. А. Шнитке
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 час.)
Музыкальная драматургия-развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке. Соната. Л. Бетховен. Соната №8. В.А. Моцарт. Соната №11. С. Прокофьев. Соната №2.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдна. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 (»Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз. Д. Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Исследовательский проект.
Пусть музыка звучит!
Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно – симфонический цикл. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Темы исследовательских проектов. Обобщение материала 3 и 4 четверти.
Примерный перечень музыкального материала
Этюды Ф. Шопена
Этюды по каприсам Н. Паганини Ф. Листа
Чакона. И. С. Бах-Ф. Бузони
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке
Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена
Соната №2 С. Прокофьева
Соната №11 В.А. Моцарта
Симфония №103 Й. Гайдна
Симфония №40 В.А. Моцарта
Симфония №1 С. Прокофьева
Симфония №5 Л. Бетховена
Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Симфония №5 П. И. Чайковского
Симфония №1 В. Калинникова
Симфония №7 Д. Шостаковича
Празднества К. Дебюсси
Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
-расширение музыкального и общего культурного кругозора, знаний о музыке, воспитание художественного вкуса;
- развитие общих музыкальных способностей (памяти, слуха, образного мышления);
-сформированность мотивационной направленности на музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, музицирование);
-овладение основами музыкальной грамотности, специальной терминологией, ключевыми понятиями музыкального искусства;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной учебно-музыкальной деятельности, включая ИКТ.
Личностные результаты:
-стремление к самообразованию на основе мотивации к обучению;
-развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке;
-уважительное отношение к иному мнению, другой культуре;
-участие в общественной жизни школы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбирать пути их решения;
-умение анализировать собственную учебную деятельность, используя самоконтроль;
Познавательные УУД
-развитие умений определять понятия, обобщать, размышлять, делать выводы;
-умение применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных задач;
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-формирование компетентности в области использования ИКТ;
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
-определять особенности музыкальной драматургии в сценической музыке и в разных циклических формах;
-наблюдать за развитием музыки и анализировать ее в процессе слушания;
- запоминать и узнавать музыкальные темы;
-понимать специальные термины и применять их в ответах;
- выразительно исполнять в хоровом пении разучиваемые произведения и их фрагменты;
- определять музыкальную форму и особенности стиля того или иного композитора;
-находить связи музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, театром.
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в создании коллективных исследовательских проектов;
-самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
-находить затруднения в решении учебных задач и формулировать их;
- соотносить свое мнение с мнением окружающих при решении учебных задач;
-находить нужную информацию из разных источников, в том числе используя ИКТ;
-развивать эстетическое отношение к миру, а также критическое восприятие музыкальной информации.
Календарно-тематический план
№ П./ П. | Названия тем разделов | Кол-во ча-сов | Пример- ные сроки | Примеча-ния |
1 | Классика и современность. | 1 | ||
2 | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 1 | ||
3 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля | 1 | ||
4 | Опера «Князь Игорь» | 1 | ||
5 | Опера «Князь Игорь». Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 | ||
6 | Балет «Ярославна» | 1 | ||
7 | Героическая тема в русской музыке | 1 | ||
8 | Опера «Порги и Бесс». Обобщение тем. | 1 | ||
9 | Опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | 1 | ||
10 | Опера «Кармен» | 1 | ||
11 | Балет «Кармен-сюита» | 1 | ||
12 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | ||
13 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» | 1 | ||
14 | Музыка к драматическому спектаклю | 1 | ||
15 | Музыкальная драматургия. Духовная музыка. Обобщение. | 1 | ||
16 | Светская музыка | 1 | ||
17 | Камерная инструментальная музыка | 1 | ||
18 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | ||
19 | Соната. Соната № 8 Л. Бетховена | 1 | ||
20 | Соната №2 С. Прокофьева | 1 | ||
21 | Соната №11 В.А. Моцарта | 1 | ||
22 | Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта | 1 | ||
23 | Симфония №1 С. Прокофьева | 1 | ||
24 | Симфония №5 Л. Бетховена | 1 | ||
25 | Симфония №8 Ф. Шуберта | 1 | ||
26 | Симфония №1 В. Калинникова, №7 Д. Шостаковича | 1 | ||
27 | Симфония №5 П. Чайковского | 1 | ||
28 | Симфоническая картина | 1 | ||
29 | Инструментальный концерт | 1 | ||
30 | Рапсодия в стиле блюз | 1 | ||
31 | Музыка народов мира | 1 | ||
32-35 | Пусть музыка звучит. Обобщение тем. | 3 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.10г.)
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
- Методическое пособие для учителя «Уроки музыки 7 класс», М., Просвещение, 2012г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2010г
- Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
- Учебник «Музыка. 7класс», М., Просвещение, 2012г
Печатные пособия
Дидактический раздаточный материал
Портреты композиторов
Цифровые образовательные ресурсы
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
5.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, караоке, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...