Использование элементов рефлексивной технологии на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке на тему
Использование элементов рефлексивной технологии на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_refleksivnoy_tehnologii_na_urokah_muzyki.docx | 28.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование элементов рефлексивной технологии на уроках музыки.
Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик!
(Пьер Гренгор)
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Что такое рефлексия?
Рефлексия – анализобучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Рефлексия может быть как групповой, так и индивидуальной. Осуществлять самоконтроль и давать оценку своей деятельности на уроке учащихся можно и нужно учить с первого класса. Хочу поделиться некоторыми приёмами рефлексии, которые я использую на уроках.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Рефлексия деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока общий плакат «Мое разноцветное настроение».
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.
Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.
« Одним словом» Учащимся предлагается выбрать 3 слова из 10 – 12 слов, которые наиболее точно передают их состояние на уроке и т. п.
« Дерево успеха»Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Рефлексия деятельности на уроке.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока.
« Гора» или «Лестница успеха».
Ученикам предлагаются карточки с изображением горы или лестницы. Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Если считает, что все хорошо усвоил на уроке, разобрался в изучаемой теме - поставь себя на вершину. Если что – то осталось неясно – то ниже. Дети, которые уже знакомы с нотной грамотой, могут оценить свою работу при помощи нотного стана (от ноты до первой октавы до ноты до второй октавы)плюс охарактеризовать свое настроение (мажор – красная, минор – синяя нотка).
« SMS» .
Ученикам предлагается на бумаге написать sms – сообщение другу или учителю о том, как прошел урок, что нового узнал, как плодотворно работал.
« Чемодан, мясорубка, корзина».
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем, то, что возьмут с собой. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – выброшу.
« Букет»
Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
« Незаконченное предложение»
Больше всего мне понравилось……..
Самым интересным на уроке было……..
Самым сложным для меня было……..
Сегодня я понял…………
Сегодня я научился………..
Сегодня я задумался……….
« Ключевые слова».
Учитель выбирает 4 – 5 ключевых слов по данной теме и предлагает ребятам придумать небольшой рассказ или стихотворение, употребив все предложенные ключевые слова. Работать можно в группах, парами или индивидуально.
« Кластер».
И в начальной, и в старшей школе можно применить этот прием. Использовать можно в начале урока на этапе целеполагания, например: тема урока « Опера» - что мы знаем об опере? В конце урока доделываем кластер (что же мы ещё узнали). И здесь сразу видно сколько и что нового мы узнали на уроке.
« Плюс, минус, интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Синквейн»
Способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученную тему, понятие, произведение. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна (1 существительное)
2-я строка – свойство этого объекта ( 2 прилагательных, характеризующих данное понятие)
3-я строка – действие в рамках заданной темы (3 глагола)
4-я строка – фраза, выражающая отношение к предмету (4 слова)
5-я строка – синоним ключевого слова или резюме (1 существительное).
Синквейн « Моцарт»
Моцарт (Ключевое слово)
Великий, талантливый. (2 прилагательных)
Волнует, вдохновляет, поражает. (3 глагола)
Обладает уникальными музыкальными способностями. (Суть темы)
Гений. (Синоним ключевого слова)
Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов различных технологий на уроках биологии
Использование интерактивной доски на уроках биологии...
Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.
Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
презентация по теме "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка" с примерами...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка
Урок иностранного языка отличается большей интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому необходимо помнить о здоровье обучающихся, о создании условий, к...
Использование элементов образовательных технологий на уроках географии.
В статье предложены раличные формы активного обучения на уроках географии....
Методическая разработка «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано»
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень совре...
Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"
В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения мультимедийных средств на уроках. Применением ИКТ на уроках муз...