Музыкально-литературная композиция "Голоса из прошлого"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Методическая разработка представляет собой музыкально-литературную композицию, посвящённую событиям Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкакльно-литературная композиция
«Голоса из прошлого».
Данная композиция была представлена на школьном мероприятии, посвящённого Дню Победы.
Литературный и музыкальный материал:
- Отрывки из стихотворения Ю. С. Павлова ««Саласпилс»… Что может быть на свете…».
- Фонограмма метронома
- Фонограмма звучания колокола.
- Песня В. И. Мураделли на стихи А. В. Соболева «Бухенвальдский набат».
Участники: учащиеся старших классов.
Декорации, костюмы: участники в рваных белых одеждах, босые. В руках у каждого скомканный обожжённый лист красной бумаги. На полу хаотично разбросаны детские игрушки.
Расположение участников: участники находятся в различных замёрзших позах: спиной, сидя на коленях боком к зрителям, в полуобороте с опущенной головой и т.д.
Ход действия:
Звучит метроном (5 – 7 ударов). «Оживает» первый участник. Разворачивает скомканный обожжённый лист красной бумаги.
1 участник:
«Саласпилс»... Что может быть на свете
Страшней безумных детских глаз,
В которых неподдельный ужас смерти
Всё вытравил в немой тоске...
От смерти здесь на волоске
Томились матери и дети,
О них сегодня мой рассказ, -
Что может быть трудней на свете?!
Здесь матери были за то,
что детей любили...
Здесь дети были за то,
что тянулись к солнцу...
Здесь деды были за то,
что землю любили...
Все вместе за то,
что любили жизнь,
Все вместе за то,
что хотели жить...
Здесь из людей людское вытравлялось
С единой целью - зверское вложить.
Здесь жизнь людская просто обрывалась,
Как ветхая натянутая нить.
Казалось, мир перевернулся словно,
Что даже смерть обычная - не в дрожь,
Нет, Саласпилс, подобной родословной
Нигде, пожалуй, больше не найдёшь...
Выдерживается небольшая пауза. Комкает лист и роняет из рук. Вновь застывает в прежней позе.
Удары метронома. «Оживает» второй герой. Разворачивает скомканный лист.
2 участник:
... Лаборатория... Стерильность сводов...
Передвигаешь ноги, значит - жив!
Вот пятилетки — доноры проходят,
Из-под лохмотьев руки обнажив...
Как тонки вены крохотных ручонок!
Как слабо в них простукивает жизнь!
Один удел мальчишек и девчонок -
Кровь отдавай, цепляйся, но держись!
И шприцы-пиявки полнятся с излишком
Чистейшей драгоценнейшею влагой,
Неужто звери верят - кровь детишек
Вернёт им снова силу и отвагу?!
Одно не видят варвары в цинизме,
То, перед чем бессильна медицина, -
Что кровь детей в животном организме
Увы! Не приживётся, как вакцина!
Ещё немало вынести придётся,
А слабый - каплю яда, и - готов!
Бог знает, кто из них в барак вернётся,
А кто сегодня будет брошен в ров...
Как и предыдущий участник, комкает лист и роняет из рук. Застывает в прежней позе.
Удары метронома. «Оживает» третий герой. Разворачивает скомканный лист.
3 участник:
Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на неё. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол её мне в руку. Затем подошёл к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как всё равно мы все умрём, а так от нас будет польза... Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла.
Сжимает в руках лист бумаги, роняет на пол, остаётся стоять в неподвижной позе..
Вновь «оживает» первый участник, разворачивает скомканный лист.
1 участник:
... Десятки тысяч несмышлёных пленников -
Скажите, в чём их детская вина?!
На свете есть такие преступления,
Что их не в силах оправдать война.
Кто возместит раздавленное детство?
Кто вновь возвысит жизнь на пьедестал?
Верь, каждый, кто прошёл сквозь эти зверства,
И плакать, и смеяться перестал!
Роняет лист бумаги, остаётся в неподвижной позе лицом к зрителям.
«Оживает» второй участник
2 участник:
Люди! В светлое путь -
Через прошлое, страшное,
Чтобы не было войн -
Оглянитесь в войну!
Как бы ни было скорбным
И жутким вчерашнее,
Ради ваших детей –
Оглянитесь в войну!
Пусть будет исчеркан
Мелками асфальт,
Пусть больше прибавится
Солнечной сини! -
Об этом набатом
Гудит Бухенвальд,
Об этом же вторят
Взволнованно в лад
Колокола Хатыни!!!
Роняет лист бумаги.
Все герои стоят лицом к зрителям. Делают шаг вперёд. Звучат ровные удары колокола.
Исполняется песня «Бухенвальдский набат» под живой аккомпанемент.
В композиции использованы отрывки стихотворения Ю. С. Павлова ««Саласпилс»… Что может быть на свете…», которые размещены на сайте http://www.stihi.ru/2011/03/23/3035
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!
Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".
Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".
Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....
Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Урок Памяти. «Они прошли через войну» Музыкально-литературная композиция
воспитание патриотизма и гражданской позиции современного молодого человека; формирование осознания важности истории страны; расширение кругозора о военном времени и о роли людей искусства в год...