Обращение к жанру авторской песни на уроках музыки
статья по музыке на тему
Приведён конспект выступления на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ишкулова Надежда Германовна, учитель музыки, МБОУ лицей №4
Руководитель городского детско-юношеского клуба авторской песни «Гравицапа»
Телефон 8911-312-68-67
http://vk.com/id19250718
e-mail Ishkulova@list.ru
ДЮКАП “Гравицапа» - ул. Миронова, дом 8, Молодёжный клуб «Поиск» (гостиная) http://gravitsapa.3dn.ru (сайт в разработке, но основная информация есть)
Авторская песня – непрофессиональный песенный жанр, возникший в СССР в середине 20 века. Отличительные особенности его: гитарное сопровождение, приоритет значимости текста над музыкой, совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя. Сначала этот жанр назывался «самодеятельная песня» (КСП), теперь «бардовская» или «авторская».
Жанр этот претерпел с тех пор много изменений: подъём, сопротивление со стороны властей, признание, угасание популярности, вплоть до обещаний «АП умерла». Сейчас жанр не является сильно популярным. Тем не менее, жанр жив, и развивается по своим законам.
АП – вид массовой отечественной культуры, связанный с аутентичным народным творчеством. Ему нет аналогов в музыкальной зарубежной культуре. При сравнении с другим нынешним самодеятельным творчеством других народов видны наши неповторимые жанровые особенности – философский взгляд на вещи, интеллигентность, не просто приоритет текста, а стремление к высокой поэзии, позиция искренности и честности (черты русского человека).
Поэтому я и многие мои единомышленники считаем АП важным общественным отечественным течением. Кроме того, как профессионал-музыкант вижу в нём много интересного именно с музыкальной точки зрения.
В настоящее время в программах по музыке есть эта тема. В частности – она есть в примерной программе, а значит мы так или иначе включаем её в материал.
Я хочу поделиться, как именно я использую АП - на уроках и во внеклассной деятельности.
На уроках – кроме того урока, где учащиеся знакомятся с историей происхождения жанра , стилистические особенности, представителя – Олег Митяев, Юрий Визбор, Булат Окуджава.
В начальной школе обращение к АП – это либо игровой момент, либо включение некоторых песен в вокально-хоровую работу.
Стихи Владимира Левина, музыка Александра Копосова «Дэниел Дэнни»
Игровые моменты:
Андрей Усачёв «Пыльная песенка» , Сергей Матвеенко «Кричалка», В. Берковский «Про Пэгги»
Но если младшие школьники просто любят петь, и проблема подбора репертуара для них стоит не очень остро, то уже начиная со среднего звена мы сталкиваемся с некоторыми проблемами – некоторые песни устаревают, те, что несколько лет назад были «модными», «современными» уже вышли из моды. Найти что-то из совсем современных песен – чтобы они устраивали сразу всех, при этом ещё отвечали учебным задачам – очень сложно.
И тут на помощь приходит АП.
В среднем звене некоторые песни из жанра включены в программу. «Песня о друге» В. Высоцкий, Булат Окуджава «Давайте восклицать».
Я включаю в программу песни:
Городницкий «Атланты», Муз. Баринского, стихи Олейникова «Дожди стекают по стеклу», В. Ланцберг «Пора в дорогу, старина», песни В. Высоцкого
Эти песни поют и старшеклассники, они не кажутся им «детскими». И хотя особого ажиотажа по поводу этих песен нет (сейчас никого не удивишь ни гитарой, ни этими песнями), их удаётся заинтересовать иногда текстом, а иногда тем, что они просты в исполнении.
Технически, если педагог не играет на гитаре – можно петь вместе с автором (под «плюс»). Если кто-то из детей владеет гитарой, можно просить аккомпанировать. Песни легко транспонировать с помощью каподастра,
Помимо песенного, АП песня даёт нам и аналитический материал.
В 7 класс, мы проходим тему «Музыкальный образ», и очень интересно бывает анализировать такие песни с этой точки зрения. Ведь в этих песнях – настоящие поэтические образы, и в их непрофессиональной музыке тоже хорошо отражена образная природа музыки.
Николай Асеев «Я не могу без тебя жить»
Олег Митяев «В осеннем парке городском»
Михаил Щербаков «Арго»
Есть песни, в которых явно видны комические образы, и т.д. Если детям интересны эти песни, то можно в процессе разучивания находить эти образы, причём не только в тексте (им обычно это проще), но и в музыке.
АП искренне восхищается и другими искусствами, и не только творческой деятельностью. В этих песнях часто встречается связь с живописью («Художник» В. Ланцберга, «Импрессионисты» А. Щербины, и философские аспекты, и связь с жизнью А. Суханов «Телефонный звонок». Это всё можно использовать и на интегрированных уроках, и во внеурочной деятельности.
Во внеурочной деятельности. С 2005 года и по сей день я являюсь руководителем городского детско-юношеского клуба авторской песни «Гравицапа». Мы базируемся в Ленинском районе, под ведомством «Объединения молодёжных клубов и центров». (ул. Миронова , дом 8) Это общественная организация, со своими уже сложившимися традициями, уставом и предпочтениями. Дети от 10 до 20 лет, которые являются любителями АП, а становясь членами клуба – и хранителями жанра, некоторые из них начинают сочинять стихи и песни, некоторые даже не играют на гитаре, но участвуют в общественной деятельности. Дел находится много – начиная с городского фестиваля «Сверим наши струны», который организуют и проводят сами ребята. Очень много творческих дел: различные концерты, проект с Домом престарелых, попытки заинтересовать АП младших (есть младшая группа 9-11 лет, где с младшими занимаются старшие ребята), киноклуб с обсуждением фильмов. Такие внешние проекты как «Киноклуб с Гравицапой», интерактивный концерт «Осенняя стихия», ролевые игры.
Это очень мощный воспитательный процесс. И это не что иное, как воспитание посредством авторской песни. Потому что цитата из песни: «жить так же как поёшь, а петь – как дышишь» - один из любимых лозунгов наших ребят.
К этому выступлению я прилагаю подборку песен, которую подготовили участники клуба «Гравицапа». Это их рекомендации, песни, которые они советуют использовать для школьников (Светлана Сахарова, Александра Рукавица, Александр Соболев, Татьяна Полежаева и другие):
«Это песни, которые мы советуем послушать всем. Наше знакомство с авторской песней начиналось у всех по-разному и трудно предположить – что именно может вас «зацепить». Но эти песни проверены временем, и они хороши, и возможно именно с них начнётся ваше увлечение. Будем очень рады, если доставим вам такую же радость, какую испытываем мы, живя этими песнями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-192178-1548337258.jpg)
классный час "Авторская песня, или бардовская музыка"
Классный час "Авторская песня, или бардовская музыка" разработан для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. Цель - познакомить детей с песенным жанром, возникшим в середине XX в...
Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )
Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока: познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра, определить место авторской песни в развити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-359812-1386050923.jpg)
авторская песня "Школьная тропинка" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" руководитель Корнеева С.В.
Авторская песня...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-726545-1559735459.jpg)
Воплощение авторского подхода к уроку музыки.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-978808-1511767321.jpg)
Вся Россия просится в песню - конспект урока музыки в 5 классе
Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных тр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1398019-1648718720.jpg)
Техника разучивания песни на уроке музыки
Выбор песни для разучивания на уроке музыки не произволен. Школьная песня должна отвечать определенным требованиям, обусловленным уровнем вокальной подготовки учащихся. Статья рассказывает о этапах и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/14/picture-1158434-1655218077.jpg)
"Старинной песни мир" . Урок музыки в 6 классе
Презентация к уроку музыки в 6 классе познакомит учащихся с шедеврами вокальной музыки австрийского композитора-романтика Франца Шуберта....