Создание и постановка музыкального спектакля «ВОЛЧЬЕ ЛЫКО».
проект по музыке на тему
Любая встреча детей с миром искусства дарит им радость и вдохновляет на творчество. Особенно ценно в такой встрече то, что в каждом из них пробуждаются самые лучшие и прекрасные чувства. Дети вдохновенно сочиняют стихи, музыку, театральные мизансцены; с большим прилежанием изучают научную литературу по биологии.
И ,конечно, присутствие тайны (готовится сюрприз) подогревает энтузиазм и побуждает к энергичному действию. В таком состоянии дети положительно воспринимают все замечания взрослого наставника, что очень ценно для педагога. В такой ситуации их можно многому научить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-muzykalnaya_skazka_volche_lyko.doc | 83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ «Саблинская ООШ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Создание и постановка музыкального спектакля.
Музыкальный спектакль «ВОЛЧЬЕ ЛЫКО».
Работу выполнили ученики 1,3,4 классов.
Руководитель проекта учитель музыки
Константинова Ирина Николаевна
2012-2013 учебный год
Оглавление
- Введение………………………………………………………….3
- Основная часть
-История создания сюжета………………………………………..
-Радости и трудности постановки………………………………….
-Вокально-хоровая работа
3. Заключение….............................................................................
- Приложение……………………………………………………….
Сценарий…………………………………………………………….
Нотное приложение…………………………………………………..
Введение
Любая встреча детей с миром искусства дарит им радость и вдохновляет на творчество. Особенно ценно в такой встрече то, что в каждом из них пробуждаются самые лучшие и прекрасные чувства. Дети вдохновенно сочиняют стихи, музыку, театральные мизансцены; с большим прилежанием изучают научную литературу по биологии.
И ,конечно, присутствие тайны (готовится сюрприз) подогревает энтузиазм и побуждает к энергичному действию. В таком состоянии дети положительно воспринимают все замечания взрослого наставника, что очень ценно для педагога. В такой ситуации их можно многому научить.
Цель работы: подготовить праздничное выступление к дню Знаний.
Задачи:
1.Побудить детей к творчеству.
2.Реализовать литературные ,музыкальные и театральные способности детей.
3.Научить детей сотрудничать в коллективе.
4.Прикоснуться к работе композитора, сценариста, декоратора, режиссера, художника по костюму.
5.Привить трудовые навыки в изготовлении костюмов, театрального реквизита.
6.Развивать музыкально-интонационный слух., участвовать в сольном и хоровом пении.
7.Углубить знания по биологии, посмотреть на познавательный процесс с другой стороны.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (выбор темы, сбор информации, разработка вариантов сценария).
2.Технологический (выполнение костюмов, реквизитов)
3.Постановочный (вокально-хоровая работа, мизансцены, сводные репетиции).
4.Заключительный (выступление на школьной сцене).
Данная работа выполнялась в последние дни летних каникул и задумывалась как подарок первоклассникам на 1-е сентября.
Основная часть
История создания сюжета.
Конец лета – грибная пора. Однажды друзья и одноклассники собрались в лес за грибами. Шутки, смех, грибы, ягоды… И тут ребята наткнулись на красивые красные прозрачные ягоды. «Да это-же волчье лыко!» «Не трогайте их, они ядовитые!»…»А что будет, если их поесть?»….С этого и началось наше чудесное время по подготовке к спектаклю.
Возникла основная тема: волчье лыко – волк, заячья капуста – заяц….Встал вопрос: какие есть еще растения с названием животных? Появились вороний глаз, собачья крапива, лисички, ежевика…Ребята заинтересовались, а насколько ядовиты некоторые растения и грибы, стали вспоминать житейские случаи отравлений. Фантазия работает хорошо…
Так оформилась основная линия сюжета. Кульминация пришлась на сцену угощения всех ядовитыми ягодами. Развязка сюжета – всезнающий Ёж, раскаяние Волка и его желание учиться. Итогом всего действа стала заключительная общая песня. Все ребята почувствовали, что именно песня должна поставить точку . Музыка всех объединяет и настраивает на определенный лад. Уже все соскучились по школе, по одноклассникам, и песня о том, что надо нам учиться, родилась на одном дыхании. Так родился наш сценарий.
Радости и трудности постановки.
По сюжету выход героев происходит постепенно, по одному. Это дало возможность отрабатывать каждый выход отдельно, вникая в характер героя.
Волк - простодушный и вовсе не злобный, а даже компанейский.
Лиса – кокетливая, наивная и жеманная.
Заяц – трудолюбивый трусишка.
Ворон – важный, щепетильный.
Собака – спортивная, уверенная и одновременно чуткая к другим.
Ёж – знайка, читайка, лидер среди зверей.
Внешне характер проявляется в определенных интонациях, жестах, мимике. Поиск таких выразительных средств –увлекательное занятие.
Кроме того, надо видеть общую мизансцену: когда герой не говорит , он тоже играет свою роль, он продолжает рисовать свой образ взглядом, жестом, он знает, куда ему встать, чтобы не заслонить собой другого. В такой тонкой работе формируется не только профессиональное актерское мастерство, но и оттачиваются нравственные этические нормы поведения, воспитывается уважение и чуткость к другому человеку. Дети учатся жить и трудиться в коллективе.
Особая работа была посвящена созданию костюмов и декораций. Девочки шили, перешивали, придумывали декоративные элементы . Мальчики мастерили, собирали в лесу реквизит(ягоды, крапиву). Много старых вещей с чердака получили новую жизнь.
Сводные репетиции нам также доставили много радости. Ребята преодолевали стеснение, зажатость на сцене, учились не критиковать, а корректно высказывать свои пожелания в адрес других актеров, находить хорошее в их работе, а значит вдохновлять своих друзей, радоваться их успехам и вместе преодолевать трудности.
Вокально-хоровая работа.
Финальная песня – это смысловой итог всего спектакля. В краткой форме стихов еще раз проходит вся сюжетная линия действия. Отсюда особенности исполнения: каждый герой поет свой куплет сольно, а припев исполняют все вместе.
Куплеты отличаются друг от друга разной подтекстовкой, где-то надо распеть один слог на несколько нот, а где-то раздробить доли на части для пропевания частого текста. Например:
Ворон
Летаю высоко и вижу далеко
Заяц -.
Но в школе мы друзья, друзья, лиса и я, лиса и я.
Кроме того, спеть сольно так трудно. Дети чутко улавливают малейшую фальшь, очень требовательно относятся к своим промахам. Не все могут преодолеть свою неуверенность, неловкость, но детский коллектив делает чудеса. Общий уровень выравнивается, приподнимаются слабые , дотягиваясь до сильных. Также произошло и на наших репетициях: хоровой куплет озвучивается в большей мере музыкально одаренными детьми, а сольные куплеты обыгрываются мимикой, выразительной речевой интонацией. На работу над песней у нас ушло больше всего времени и сил. Зато результат всех порадовал и вдохновил на новые проекты.
Еще один вид музыкальной работы – подбор музыкального сопровождения. Это очень важная часть при подготовке спектакля. Музыка без слов говорит нам о многом: какое настроение сейчас у героя, как он реагирует на событие. Музыка предупреждает об опасности, раскрывает истинный характер персонажа. В нашем распоряжении есть синтезатор, который позволяет пользоваться различными тембрами, красками. Я играю музыкальные отрывки, импровизирую в разных стилях и жанрах. Задача ребят – выбрать нужные нам музыкальные характеры, тембры, мелодии…В результате получились музыкальные темы-лейтмотивы главных героев, что помогло и в ведении спектакля. .Герой слышит свою мелодию, это и сигнал к выходу и внутренняя поддержка (ты не один на сцене).
Заключение.
Работа над созданием и постановкой музыкального спектакля захватила всех нас на долгое время. Кроме выступления 1-го сентября, мы повторили свой спектакль на празднике, посвященном Дню учителя. И юные актеры и зрители были довольны.
Ребята получили огромный жизненный и сценический опыт:
- герои сказки поступают честно и благородно, что является примером для подражания в жизни;
-дети непосредственно прикоснулись к созданию музыкально – театрального представления, поняли, что для этого необходимо много знать и уметь.
-ребята еще больше сплотились и подружились, ведь только добрые совместные дела объединяют людей.
-все участники (дети и их родители) обрели радость творчества.
-некоторым ребятам пришлось много потрудиться над собой, преодолеть себя, стать чуточку выше, чтобы получилось задуманное.
Такая форма работы с детьми ,на мой взгляд, является самой продуктивной, так как учитель не навязывает свой взгляд, не выдвигает авторитарно свои требования, а выступает в роли профессионала, знатока своего дела и доброжелательного советчика. В такой ситуации дети «берут» от педагога по максимуму. Им самим хочется сделать дело хорошо, им самим нужен наставник и учитель, а это идеальное соотношение (учитель – ученик) для максимальной эффективности педагогического труда.
.
Приложение
Сценарий музыкального спектакля.
Музыкальная сказка «Волчье лыко»
Действующие лица:
Ёж
Волк
Лиса
Заяц
Ворон
Собачка
Пролог
На сцену выходит ЁЖ. Звучит музыка (главная тема)
В лесу есть тоже школа
Всем задали урок:
Найти своё растенье
И рассказать о нём.
Волку - волчье лыко,
Ворону - вороний глаз,
А что случилось дальше-
Об этом наш рассказ.
ЁЖ уходит.
1 акт
Звучит музыка, появляются Волк и Лиса.
ЛИСА – Добрый день, Волк
ВОЛК- Привет, Лиса
ЛИСА-А что ты такой грустный?
ВОЛК-Да забыл сделать свой урок. Ягоды я нашел, а вот прочитать про них забыл.
ЛИСА-Да, плохо дело.
ВОЛК-Смотри, волчье лыко!...Какие красивые ягоды…Я их очень долго искал вчера. Весь лес обшарил. Сел читать – и заснул…
ЛИСА- Да ладно, не горюй, может тебя и не спросят. Ты лучше посмотри, какие у меня лисички яркие, красивые!
ВОЛК- Да, красивые, а вкусные?
ЛИСА- И вкусные, и полезные: лечат нарывы, ангину, улучшают зрение, излечивают от «куриной слепоты»! И цвет их мне нравится - рыжие как лиса.
ВОЛК - И точно, лисички.
2 акт.
Звучит музыка (с паузами). Что-то зашуршало. Появляется ЗАЯЦ ,он тащит тяжелый мешок.
ЗАЯЦ- Здрасте, в школу не опоздаем?
ЛИСА- Нет, еще рано. А что ты тащишь?
ЗАЯЦ- Свой урок тащу, ЗАЯЧЬЮ КАПУСТУ.
ВОЛК-Чью капусту, заячью?
ЗАЯЦ-Да, заячью, кисленькую такую .
ВОЛК-А почему так много?
ЗАЯЦ- Знаете, сколько видов заячьей капусты я нашел ?
ВОЛК- и ЛИСА –Сколько?
ЗАЯЦ- 800 видов кислиц!
ЛИСА- Молодец, хорошо подготовился к уроку.
ЗАЯЦ- Хотите попробовать мою кислую травку, заячью капусту?
ВОЛК- Давай, попробуем твою заячью капусту
ЗАЯЦ -А я пока передохну .
3 акт.
Звучат фанфары. Важно шагает СОБАЧКА.
СОБАКА- Всем привет!
ВОЛК- Здорово! Как дела?
СОБАКА- Дел много: надо кур стеречь, на охоту пойдем…
ЗАЯЦ- Ой-ой-ой!
СОБАКА- Не бойся , заяц, с фоторужьем пойдём. А сердечко-то твоё как забилось. На, попробуй мою травку! Собачья крапива! Это сердечная травка, я ее в школу несу.
ЗАЯЦ-Спасибо. Жует собачью травку.
СОБАКА-Ну как, помогло? То-то!
4 акт.
Звучит музыка, влетает ВОРОН.
ВОРОН- Кар- кар- кар!....Сидите?
ВСЕ- Сидим, а что случилось?
ВОРОН- Скоро звонок на урок, скоро звонок на урок!
ВОЛК- Ворон, а ты урок выучил?
ВОРОН- Конечно. Я долго летал, но нашел. ВОРОНИЙ ГЛАЗ..Очень ядовитое растение. Показывает ветку с ягодами в прозрачном запечатанном пакете. Хотя по виду и не скажешь, что это яд.
5 акт
Звучит песенка ЁЖИКА. Он несет корзину с ежевикой.
ЁЖ- Всем здоровья, радости!
ВОЛК- Привет, колючий Ёж. Что несешь?
ЁЖ- А догадайтесь…
ЛИСА – Мышку?
ЁЖ – Нет.
ЗАЯЦ – Морковку?
ЁЖ – Нет.
ВОЛК – Яблоки ? ..Или малину?
ЁЖ – Горячо, горячо…
ВОРОН – Землянику?
ЁЖ – Ну! Не землянику….а…Е.-.ЖЕ – ВИ – КУ…
ВСЕ – ЕЖЕВИКУ!
ЁЖ – Правильно! Угощайтесь , друзья! Перед учебой надо подкрепиться. Раздает всем ягоды.
ВОЛК – Ёж, а почему ягода так называется?
ЁЖ – У нее стебли и побеги все в иголках как у меня.
Кушайте, кушайте. Вот варенье. Могу вам и чай из листьев предложить . И горло не будет болеть, и голова будет хорошо работать.
ВОЛК – Вот, братцы, и мою волчью ягоду попробуйте! Смотрите какая она красивая!
Мгновенно раздается удар,всех охватывает ужас(тремоло на ум. Септаккорде)
ЁЖ – Стойте! Даже в руки не берите! Волчье лыко – очень ядовитое растение!
ВОЛК – Ты что, Ёж, я слышал, она в Красную книгу занесена.
ЛИСА- Она такая красивая…
ЁЖ – Шести ягод достаточно, чтобы убить Волка. Да и человек, съев несколько ягод ,может умереть!
ЗАЯЦ – А ее кору можно грызть?
ЁЖ = Нет! Особенно ядовита кора ВОЛЧНИКА! Даже запах цветков вызывает головную боль.
ВОЛК – Какой ужас! Мы все чуть не погибли!
ЛИСА – Мне плохо, держите меня…
ЗАЯЦ – Моя душа ушла в пятки…
СОБАКА – РРРРРРР…Я тебя укушу!
ВОРОН – Караул! Караул! Я же никого не угощаю своей ягодой!
ВОЛК – Простите, друзья, я ведь не знал. Я сам ничего не знал. Я не выучил свой урок и теперь наказан. Простите меня…Плачет и падает на колени…
ЁЖ – Да. Волк, могла случиться беда… НО ЗНАНИЕ _ БОЛЬШАЯ СИЛА. И теперь мы знаем, что волчье лыко ядовито. Кстати, Лиса, а ты знаешь, есть и ядовитые лисички – ложные лисички? Знаешь как их отличить от съедобных?
ЛИСА – Нет
ЁЖ – То-то. Плохо выучила урок.
А ту, Заяц, знаешь, что среди твоей заячьей капусты тоже есть ядовитые? Не знаешь? А надо все это знать.
ВОЛК – А ты, Ёж, откуда это знаешь?
ЁЖ – Я?. Я книжки читаю, всем интересуюсь. И уроки, конечно, делаю….Кстати, ядовитые растения приносят и пользу.
ВСЕ – Как?
ЁЖ – Их применяют при лечении многих болезней. Надо только знать , как ими пользоваться. И , конечно, надо учиться!
ЛИСА – И как ты , Ёж, все помнишь?
ЁЖ-А это маленький секрет….КУШАЙТЕ ЕЖЕВИКУ!
ЭПИЛОГ
Заключительная песня «УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, НАДО НАМ УЧИТЬСЯ»
ВОЛК ЧТО НАДО МНЕ УЧИТЬСЯ,
Я В ЭТОМ УБЕДИЛСЯ.
НАШЕЛ Я ВОЛЧЬЕ ЛЫКО
И МОГ БЫ ОТРАВИТЬСЯ.
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
ЛИСА НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЛИСИЧКИ
БЫВАЮТ И ЛОЖНЫЕ,
ПОЭТОМУ ВСЕМ НАДО БЫТЬ
ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМИ.
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
ЗАЯЦ БОЮСЬ ВСЕГО В ЛЕСУ
ОСОБЕННО ЛИСУ,
НО В ШКОЛЕ МЫ ДРУЗЬЯ, ДРУЗЬЯ
ЛИСА И Я, ЛИСА И Я!
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
СОБАКА В УЧЕНЬИ ОЧЕНЬ ВАЖНО
БЫТЬ ХРАБРЫМ И ОТВАЖНЫМ.
ПРОГРЫЗТЬ НАУКУ , ЗНАНЬЯ
И ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНЬЕ.
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
ВОРОН = ЛЕТАЮ ВЫСОКО
И ВИЖУ ДАЛЕКО.
И В ШКОЛУ Я ЛЕЧУ,
ТАМ ЗНАНЬЯ ПОЛУЧУ.
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
ЁЖ УЧИТЕ АЗБУКУ, ДРУЗЬЯ,
ОТ «А» ДО «Я», ОТ «А» ДО «Я»,
И ШКОЛА ВАМ ОТКРОЕТ ДВЕРЬ.
КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ!
ВСЕ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ,
НАДО НАМ УЧИТЬСЯ .
Повторить 2 раза.
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...
Для создания хорошего настроения. Музыкально-танцевальная шутка.
В короткометражном фильме «Комендантский час» режиссёра Шона Кристенсена опустившийся наркоман Ричи получает звонок от своей сестры, которая просит присмотреть за его девятилетней племянницей Софией, ...
Постановка музыкального спектакля.
Значимость внеклассной работы в школе неоспорима. Организация внеклассных мероприятий требует от преподавателей творческой активности, увлечённости, целеустремлённости, направленных на развитие креати...
Статья"Постановка музыкальных сказок-путь к детскому творчеству"(Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ).
Материал будет полезен педагогам, родителям, музыкальным руководителям....
«Постановка музыкальной сказки «Теремок». Методическая разработка Проект
Тема: Проект «Постановка музыкальной сказки «Теремок»ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный, творческий, групповой.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей и младшей разновозрастной группы, родители, вос...
Постановка музыкально-литературной композиции Александр Невский
Приобщение учащихся к сохранению исторического наследия России через музыкально – театрализованную деятельность. Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданств...
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...