Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.
методическая разработка по музыке на тему
В своей многолетней педагогической практике постоянно сталкиваюсь с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Обобщая накопленный опыт, в данной статье попытаюсь остановиться на наиболее важных, с моей точки зрения, моментах при подготовке ученика к выступлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volkovoy_s.v.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.
В своей многолетней педагогической практике постоянно сталкиваюсь с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Часто приходится наблюдать такую ситуацию, когда крепкий ученик, хорошо подготовленный к выступлению, уверенно исполняющий произведение в классе, не показывает желаемого результата на концертном, экзаменационном или конкурсном выступлениях. Он панически боится выходить на сцену, а, выйдя на нее, чувствует себя скованным и неуверенным. Исполнение получается невыразительным, неинтересным, а подчас и с техническими провалами. Неудача вызывает у большинства исполнителей угнетенное состояние, снижает работоспособность и собственную самооценку, создает неуверенность и нежелание выступать в дальнейшем.
Обобщая накопленный опыт, в данной статье попытаюсь остановиться на наиболее важных, с моей точки зрения, моментах при подготовке ученика к выступлению.
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости на сцене играет правильный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешного выступления. Очень важно, чтобы произведение нравилось ученику. Он вместе с педагогом должен участвовать в выборе исполняемого репертуара, высказывать свои пожелания.
При работе над произведением много внимания уделяем тому, чтобы содержание исполняемой пьесы было близко и понятно ребенку, чтобы, выходя на сцену, он хорошо знал и представлял, о чем хочет рассказать слушателю. Чтобы разбудить творческую инициативу, важно развивать общий и музыкальный кругозор ученика. Изучая произведение, мы вместе с учащимися проводим параллели с другими видами искусств, находим близкие по жанру примеры в музыкальной литературе, анализируем исполнения других исполнителей данного произведения. Большую помощь в этой работе оказывает интернет.
Одной из причин сценического волнения является боязнь исполнителя забыть текст. При подготовке к выступлению проучиваем нотный текст, используя следующие приёмы работы:
- создание «опорных точек». При разборе тщательно анализируем форму произведения, делим его на части, периоды, фразы, и границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда, даже в случае потери текста, ученик будет знать, как продолжить исполнение пьесы, не нарушая целостного впечатления. Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения практически с любого места.
- для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация. Очень полезна методика игры на «немой» клавиатуре (на любой твердой поверхности) по нотам.
Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты выступления. Стараемся как можно чаще обыграть программу. В пьесу надо успеть «вжиться».
Важным этапом подготовки к выступлению является метод игры перед воображаемой аудиторией. Г.Нейгауз писал: «Перед тем, как сочинение увидит «свет рампы», я его буду непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его играю перед слушателями». Прошу ученика представить, что он выступает перед большой аудиторией или комиссией и исполнить целиком всю программу. Исполнение можно записать на диктофон, затем проанализировать вместе с исполнителем. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе.
При подготовке к концерту ученик обязательно должен изучить акустические особенности сцены, «познакомиться» с инструментом, на котором предстоит выступать. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному проявляются такие качества звучания, как гибкость и разнообразие тембра и динамики.
На репетиции необходимо отработать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Очень важно, чтобы будущий музыкант сам как можно чаще посещал концерты и учился тому, как ведут себя на публике мастера. Постепенно он привыкает к тому, что на сцене нет мелочей. Ученик должен чувствовать себя комфортно и уверенно, только тогда он сможет получить удовольствие от своего выступления.
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертным выступлением. От педагога требуется много умения и мастерства правильно настроить своего ученика. Очень важно помочь маленькому музыканту найти уверенность в своих силах. Ребенок должен знать, если исполнитель играет интересно и содержательно, если он искренен и честен, публика всегда простит ему мелкие неточности.
С целью приобретения опыта публичных выступлений и повышения самооценки полезно включать учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогут и концерты с участием ученика в составе ансамбля или в роли концертмейстера. Играя в коллективе и имея перед глазами ноты, музыканты чувствуют себя гораздо спокойнее.
Невозможно дать однозначный рецепт того, как сделать каждое выступление максимально успешным. Каждый ученик - неповторимая индивидуальность, поэтому формы и методы подготовки должны основываться на индивидуальных особенностях ребенка.
Справиться с боязнью публичных выступлений может помочь только сцена. Она должна стать рабочим местом будущего музыканта. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от сценических неудач.
Приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта- исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры. Нужно как можно чаще выступать перед любой аудиторией, и тогда маленький артист будет получать большое удовольствие и радость от общения с публикой, от того, что он имеет возможность полностью раскрыть свои потенциальные возможности на сцене. А это немаловажно в воспитании свободного, уверенного в себе человека, творчески развитой личности, готовой отказываться от стереотипов, находить неординарные способы решения любых проблем.
Использованная литература
1. Гудимов Д. «Эмоционально – психологическое состояние исполнителя». Дипломный реферат. Библ. РАМ им. Гнесиных. М., 2007;
2. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к публичному выступлению.
Проблема психологической подготовки музыканта - исполнителя к концертному выступлению - одна важнейших тем в музыкально - исполнительском искусстве.Нет артиста, который ни разу не пострадал от негарив...
Подготовка учащихся к публичному выступлению.
Проблема психологической подготовки музыканта - исполнителя к концертному выступлению - одна важнейших тем в музыкально - исполнительском искусстве.Нет артиста, который ни разу не пострадал от негарив...
Предконцертный период подготовки учащегося к публичному выступлению.
То, как музыкант готовится к выступлению во многом отражается на то, что будет происходить на сцене. Давайте готовиться правильно! Актуальная тема для всех пианистов и других музыкантов....
Основные аспекты подготовки учащихся к публичным выступлениям.
В этой работе я хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к публичному выступлению....
Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"
Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...
«Приёмы снятия психологических и физических барьеров учащихся перед публичным выступлением» (пособие для педагогов)
Публикация...
Методичка: ПРИЁМЫ СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧАЩИХСЯ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
Методические рекомендации для педагогов художественно-эстетического цикла...