Урок музыки в современной школе
план-конспект занятия по музыке (7 класс) на тему

Макарова Мария Владимировна

     Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. О таких ситуациях говорят «извлек урок». Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством. Что стоит за словом « музыка», когда мы говорим об уроке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки 7 класс20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в современной школе

Тема: « Послание сквозь века»

     Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. О таких ситуациях говорят «извлек урок». Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством. Что стоит за словом « музыка», когда мы говорим об уроке?

            В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.

       Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного и воспитательного процессов в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение ранее изученных учащимися знаний, умений и навыков, ибо школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.

     

                     Исторические предпосылки

XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла. Барокко - время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи - прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей

истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:

в Голландии уже сложились буржуазные отношения;

в Англии - буржуазная революция;

во Франции - расцвет абсолютизма;

в Италии - контрреформация;

в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя война (1618-1648гг.);

Испания является одной из самых отсталых окраин.

Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание...

                  Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

                 Музыка барокко

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами[1].

1. Происхождение

Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике[2] (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии[3]). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

                          Жанры

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги.

           И.С.Бах яркий представитель эпохи барокко.

                         (1685-1750).

«Не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Эти слова принадлежат Людвигу ван Бетховену.

Но музыка Баха – это действительно море или даже целый океан чувств, мыслей и звуков. Чем больше проходит времени с тех пор, как жил композитор, тем больше открываются просторы и глубины его искусства . О Бахе, его жизни и творчестве можно писать очень много – ведь невозможно исчерпать Океан. Композитор вобрал в свою музыку всё что было, есть и будет, это как сама вечность. Его музыка гениальна как рассвет, как вид ночного неба, водопад… Когда слушаешь Баха, становишься лучше, хотя бы на то время, пока звучит эта  музыка.  

 Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!

Н.Ушаков

                     

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенах, Германия. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы. Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха. Много раз переезжая, Бах сменял одну не слишком высокую должность за другой: в Веймаре он был придворным музыкантом у Веймарского герцога Иоганна Эрнста, затем стал смотрителем органа в церкви св. Бонифация в Арнштадте, через несколько лет принял должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, где поработал всего лишь около года, после чего вернулся в Веймар, где занял место придворного органиста и устроителя концертов. На этой должности он задержался на девять лет. В 1717 году Леопольд, герцог Анхальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера, и Бах стал жить и работать в Кётене. В 1723 Бах переехал в Лейпциг, где и остался до своей смерти в 1750 году. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее.

Лишь исполнение «Страстей по Матфею» Мендельсоном, через 79 лет после смерти И. С. Баха воскресило интерес к его творчеству. Сейчас И. С. Бах является одним из самых популярных композиторов всех времён


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...

Использование инновационных методов и приёмов на уроках музыки в современной школе

В данной статье рассказывается об инновационных методах и приёмах, которые использую на уроках музыки в современной школе: метод развития "Ассоциативного мышления"...

Методика преподавания урока музыки в современной школе

Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...

Значение урока музыки в современной школе

Значение урока музыки в современной школе...