Патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность
статья на тему
Отчет о работе музея на заседании педагогического совета школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_cherez_muzeynuyu_deyatelnost.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание школьников
через музейную деятельность
Средняя общеобразовательная школа№22 Коврова - одна из самых больших и новых школ города, расположенная в центральном микрорайоне, жителями которого в основном являются работники градообразующего предприятия –ЗиДа (завод имени В.А.Дегтярёва).Несмотря на небольшой срок существования школы, в коллективе сложились свои традиции в обучении и воспитании, которые помогают создать условия для воспитания высоконравственной личности через формирование патриотического сознания учащихся. Важным звеном в системе гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является школьный музей истории детских и юношеских организаций.
Работа по созданию школьного музея началась в 2002 году с открытия раздела «Летопись школы». В процессе работы творческой группы, состоящей из учителей и учащихся - членов Совета старшеклассников, возникла идея о создании школьной детской организации, что в свою очередь повлекло за собой обращение к опыту предыдущих поколений.
В марте 2005 года была открыта экспозиция краеведческой комнаты, в которой силами педагогов, родителей и учащихся школы собраны уникальные документы об истории создания и деятельности скаутской, пионерской и комсомольской организаций РСФСР, СССР и РФ. Основные разделы экспозиции рассказывают о скаутском движении, о создании первых пионерских отрядов, о жизни и деятельности пионеров и комсомольцев в предвоенные, военные и послевоенные годы, о Всесоюзных пионерских маршах и о современных детских и юношеских организациях.
В 2008 году музей был паспортизирован.
Цель работы музея - пробудить у детей интерес к познанию истории своей школы, родного края, познакомить их с историей создания и деятельности значимых детских и юношеских организаций, активизировать нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения, вовлечь в поисковую работу для сохранения и укрепления школьных традиций. Школьный музей соединяет учебную и внеклассную деятельность. Это позволяет выделить общую тенденцию: стремление к системной работе, массовому приобщению учащихся к истории своей страны.
Краеведческая деятельность решает проблему соединения общего и дополнительного образования. Краеведение сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность исторического. Краеведческая деятельность способна помочь ребёнку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитать в нём цельного положительного мировосприятия.
В основе работы музея лежит такая форма, как организация учебно-воспитательного процесса как образовательного общения, которое является активной формой освоения знаний, практических умений и социальных навыков в процессе встреч с интересными людьми, экскурсий: дети учатся самостоятельно работать с архивными документами, оформлять экспозиции, проводить экскурсии, осуществлять связь с учителями-ветеранами школы, устраивать вечера встреч, проводить мероприятия с выходом в классы, используя подлинный музейный фонд.
Образовательные задачи:
- приобретение знаний о родной школе;
- обучение самостоятельности в работе с краеведческой литературой в поиске необходимого материала;
- обобщение и систематизация краеведческих знаний.
Развивающие задачи:
- формирование грамотной речи;
- развитие самостоятельности и любознательности;
- расширение кругозора.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданско-патриотических качеств;
- формирование чувства причастности к истории своей школы;
- закрепление коммуникативных навыков и культуры общения.
Ведущие направления деятельности
- Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную гражданскую позицию.
- Формирование установки на приоритет духовно-нравственных и гражданско – патриотических основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
- Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеучебном;
- социально-проектном.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
- Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
- Связь с общественностью, с ветеранами педагогического труда.
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
- Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Школа сотрудничает с городскими и областными краеведческими организациями, музеями, историческими факультетами ВУЗов, библиотеками. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в городских, областных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.
Краеведческий музей
О У города
ДДТ
Совет ветеранов ШКОЛА
Музей ЗиДа Библиотеки
КАДО «Товарищ»
При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и конференциях городского центра военно-патриотического воспитания, Совета ветеранов области и города, патриотического центра г.Ковров, созданного на базе патриотических общественных ветеранских организаций «ВОИН» и «Воинское братство».
Наша школа активно сотрудничает с экскурсионными бюро, что позволяет создать систему тематических экскурсий по родному краю с учетом возрастных особенностей учащихся.
В фондах музея находятся более тысячи подлинных экспонатов, которые представлены на стендах и в витринах. Среди них – атрибуты детских организаций, предметы быта, фотографии, письменные памятники (книги, газеты, письма, дневники, тетради и др.), личные вещи, документы ветеранов, игрушки. В 2006 году музей получил в дар от администрации города Коврова капсулу с землей Брестской крепости, привезенную делегацией города-побратима Бреста. Совет музея, состоящий из учителей, ветеранов, учащихся и родителей координирует поисково-исследовательскую, образовательно-просветительскую работу. На базе музея работают историко-краеведческий кружок и школа «Юный экскурсовод», члены которых поддерживают тесную связь с сотрудниками городского краеведческого музея, с городским Советом ветеранов, принимают участие в городских мероприятиях.
Знакомство учащихся и родителей со школьным музеем начинается с первого года обучения, расширяя возможности для успешного воспитания человека и гражданина. С младших классов музей предоставляет школьникам реальную возможность изучения истории страны, области, города, улицы, школы, семьи через:
- получение дополнительной информации в ходе экскурсий, лекций, интегрированных уроков;
- участие в сборе, обработке, оформлении материалов и создании презентаций по изучаемым темам;
- совместную с родителями, педагогами и членами Совета музея работу по исследованию архивов своей семьи;
- знакомство с ветеранами войны и труда, спортсменами, художниками, музыкантами, представителями разных профессий, выдающимися выпускниками школы в рамках работы «Клуба интересных встреч»;
- подготовку и участие в познавательно- развлекательных мероприятиях, конкурсах и проектах историко - краеведческой направленности.
Советом музея разработаны экскурсия по школе для гостей разного возраста, обзорная экскурсия по экспозиции музея с учетом возрастных особенностей учащихся, тематические экскурсии по каждому стенду и витрине, в ходе которых дети имеют возможность, используя схемы, завязать скаутские узлы; сидя за партой 50-х годов, написать перьевой или поршневой ручкой 60-х годов своё пожелание музею; изготовить из ткани и пуговиц перочистку, выжечь свои инициалы прибором 70-х годов, пробарабанить простой ритмический фрагмент в одиночку и в группе, попробовать свои силы в игре на горне, научиться завязывать пионерский галстук правильным узлом, изготовить из тетрадных обложек цветную бумажную цепь для новогодней ёлки. При этом у детей неизменно возникает интерес к тем членам своей семьи, которые могут рассказать подробнее и показать то, что заинтересовало ребёнка во время знакомства с подобными видами деятельности.
Интересно проходят совместные с родителями и старшими родственниками экскурсии по основной экспозиции музея. Часто, кроме интересной дополнительной информации по теме, члены Совета музея узнают о каком-то важном событии или человеке, а также получают в дар предметы быта, документы, игрушки, которые становятся объектом нового исследования.
Если в первом классе работа с детьми осуществляется в основном на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии, то уже со второго класса дети исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома, школы, улицы, города. Учащиеся 5-7 классов знакомятся с историей и деятельностью детских и юношеских организаций в различные периоды истории нашей страны. Совместно с родителями, бабушками и дедушками дети собирают уникальный материал о жизни своей семьи, оформляют альбомы, создают презентации, рисуют плакаты, составляют семейные летописи. Под руководством Совета музея и при активном участии классных руководителей учащиеся 8-11 классов участвуют в поисково-исследовательской работе по направлению «Летопись школы», собирая и оформляя материал о педагогах, выпускниках, медалистах, спортсменах, людях интересных профессий.
В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание уделяется сбору материалов военно-исторической тематики, что позволяет учащимся ещё больше углубиться в историю своей семьи, а через неё - в историю своей страны. В начальной школе в рамках конкурса «Ученик года» традиционно проводится представление семейных реликвий. Фотографии военных лет, письма с фронта, грамоты и документы, предметы быта, печатные издания: книги, газеты, журналы, самодельные игрушки - каждый предмет, бережно хранящийся в прабабушкиных шкатулках и сундуках, имеет свою, часто очень интересную историю. Конкурсы на лучшее сочинение, на самое интересное интервью-воспоминание, на выразительное чтение стихов и прозы о войне, на лучший рисунок или плакат, на самый интересный кроссворд, интеллектуальные игровые программы, проекты и компьютерные презентации по военно-исторической тематике, стенные газеты и конкурс инсценированной военной песни-всё это этапы подготовки к 70-му Дню Победы.
Деятельность школьного музея осуществляется по направлениям: поисково-собирательская, фондовая, экспозиционная, экскурсионно-массовая и просветительская деятельность.
В ходе подготовки празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне поисково-собирательская деятельность предполагает:
1.Сбор материалов по военной тематике для школьного музея (через работу с детским, родительским, педагогическим коллективом школы)
2.Организацию поиска детей военной поры, пионервожатых, активистов детских и юношеских организаций времён войны
3.Сбор информации об учителе рисования и черчения Дмитриеве Ю.К.-ветеране войны и труда, о родственниках учащихся и работников школы - участниках боевых действий и работниках трудового фронта, о детях войны.
4.Оказание содействия в использовании музейных материалов педагогами и детьми в учебной и внеучебной деятельности.
5.Сотрудничество с работниками городского историко – мемориального музея, городского отдела культуры, городских и районных школьных музеев, с Советом ветеранов, Патриотическим центром.
6.Создание компьютерных презентаций для «Музея в ноутбуке»,
7.Обновление музейной странички школьного сайта
Экскурсионная деятельность предполагает:
1.Разработку программы проведения мероприятий патриотической направленности, посвященных подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
2.Дополнение раздела экспозиции «Пионерская организация в годы Великой Отечественной войны» материалами из семейных альбомов и воспоминаниями детей военной поры
3.Оформление раздела экспозиции о ВЛКСМ с использованием материалов о героическом участии комсомольцев в Великой Отечественной войне
4. Подготовку и проведение тематических экскурсий по разделам экспозиции музея:
- Пионерская организация Советского Союза в 1941 – 45 гг.,
- Пионеры-Герои Великой Отечественной Войны
- Комсомольцы-добровольцы (О героическом участии комсомольцев и молодежи в Великой Отечественной Войне
- Ковров – Город воинской славы
- Ковровчане - Герои Советского Союза
- Города – герои
- Брестская крепость - герой
- Они ковали оружие Победы (о В.А.Дегтярёве и работниках предприятий
г. Коврова в годы войны)
5. Проведение тематических экскурсий
- для воспитанников ДОУ,
- для учащихся школы (по возрастам),
-для учащихся школ города и района,
- для родителей учащихся школы,
- для жителей микрорайона и гостей школы
6.Участие в подготовке и проведении школьной недели краеведения, школьной научной конференции, организация тематических выставок, конкурсов, викторин
7.Участие в городских, областных конкурсах, конференциях, семинарах с использованием музейных материалов
8.Пропаганду работы музея и школы через СМИ города и области
9.Организацию встреч с ветеранами войны и труда, проведение акции «Память и забота».
10.Проведение Вахты памяти в День Победы у воинских мемориалов и памятников под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», поздравление ветеранов микрорайона
11.Проведение Всероссийского месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
12. Выпуск радио - линеек к знаменательным датам, цикла радиопрограмм «Награды Великой Отечественной»
13. Оформление сменных выставок по военной тематике с использованием собранного в результате поисковой работы материала в витринах музея, школьной библиотеки
14. Подготовку и оформление проектов и презентаций историко-краеведческой тематики
15. Проведение Акции памяти, возложение цветов к памятникам погибших солдат в День памяти и скорби (с детьми летнего школьного лагеря «Улыбка»)
16. Проведение викторины, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
18. Проведение творческих конкурсов, посвященных Великой Отечественной войне: конкурсы кроссвордов, рисунков, плакатов, рисунков на асфальте, стихов и прозы, сочинений, инсценированной военной песни, букетов «Салют Победы», компьютерных презентаций, статей в школьную газету, фотографий, кроссвордов, стенных газет по темам: «Улица имени Героя» (о
названиях улиц Коврова), «Полководцы Великой Отечественной», «Города-герои», «Награды Великой Отечественной»
19. Сбор материала и подготовка презентаций по теме «Семейная реликвия» в рамках традиционного школьного конкурса «Ученик года»
20. Подготовку и проведение вечера памяти «Говорят погибшие герои»
21.Проведение конкурсов знатоков истории «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»
22.Проведение зонг - митинга «Поклонимся великим тем годам»
( мероприятие для микрорайона)
23.Проведение заочных экскурсий по улицам Коврова, названным именами героев Великой Отечественной войны (в сотрудничестве с методистом ЦГДБ Коротковой Л.Ю.)
24.Проведение пешеходных экскурсий по старому Коврову (с использованием материалов архитектора Купряхиной О.Л., члена родительского комитета школы)
25.Проведение экскурсий в музей истории ЗиД (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)
26.Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции «Здесь птицы не поют» (бардовские военные песни)
27.Проведение лектория «Имена из Книги Памяти» (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)
28.Проведение экскурсий по Аллее Славы на Площади Победы (в сотрудничестве с руководителем музея ЗиД Никулиным В.В.)
29.Подготовку и проведение концерта для ветеранов войны и родителей «У войны не женское лицо»
30.Подготовку и проведение устного журнала «По дорогам войны»
31. Подготовку и осуществление проекта в системе INTEL «Пионеры – герои. Правда и вымысел»
Совет школьного музея работает в тесном сотрудничестве с методическим объединением начальной школы, МО классных руководителей, МО учителей истории, МО учителей русского языка и литературы, школьной библиотекой и учителями музыки. Материалы музея часто востребованы для подготовки открытых уроков, бесед, познавательных и развлекательных мероприятий. Члены Совета музея постоянно используют музейные фонды при проведении традиционных школьных Дней самоуправления.
Под руководством главного музейного органа самоуправления – Совета музея ведется поисково-собирательская работа по изучению истории школы № 22, проводятся экскурсии по всем экспозициям музея и обзорная экскурсия по школе, организовываются выставки творческих и исследовательских работ учащихся и педагогов, массовые мероприятия по материалам музея, конференции «О чем расскажет старая фотография», «Памяти павших будьте достойны», «Герои войны». В рамках работы «Клуба интересных встреч» проводятся «Круглые столы», программы «От всей души», «Люди интересных профессий», «Гордость школы – выпускник» с известными в городе краеведами, работниками культуры, спортсменами, родителями – профессионалами, ветеранами войны и труда, успешными выпускниками, художниками и поэтами.
Традиционно в школе проводятся:
1. Встречи с воинами – интернационалистами, членами ветеранских общественных объединений
2. Литературно-музыкальные композиции «История страны в пионерских песнях», «Вожатый – старший, верный и надежный друг ребят», «История моей семьи в пионерском движении», «Взять из прошлого огонь, а не пепел» и др.
3. Заседания литературного салона, посвященные творчеству поэтов, писателей, художников – наших земляков ( Кузнецова Ю.Э. и его дочери Марины, Синицына С.Ю, Б.Н.Седова, Синицына Ю.Н., Никитина С.Н., Голицына С.М., В.А.Солоухину, А.И.Фатьянова и др.)
«Я иду по земле», «На солнечной поляночке», «Мы славяне»
4. Конкурс рисунков (1-4 классы) и газет (5-8 классы) «Родного неба милый свет»
5. Праздник игры «Златые игры первых лет»
6. Выставка «Любимая игрушка моей семьи»
7. Конкурс чтецов «Своя земля и в горсти мила»
8. Конкурс инсценированных русских народных сказок
9. Фотовыставка «Ковров – родинка моя…»
10. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Мой город»
11.Мероприятие для микрорайона – встреча с ветеранами в День пожилого человека
12. Научная конференция учащихся
13. Шефские мероприятия в реабилитационном детском центре
Члены Совета музея активно участвуют в организации и проведении культурно – массовых мероприятий, научных конференций, конкурсов от школьного до международного уровня:
в интеллектуальных чемпионатах «Что? Где? Когда?», профильных учебных сменах Атом -классов по линии корпорации «Росатом» в гг. Москва и Нижний Новгород, в мероприятиях Всероссийской Малой Нобелевской Академии в г.Сочи.
Успешно была реализована идея «выездного музея» при подготовке и проведении юбилейного празднования 60 – летия детского оздоровительного лагеря «Берёзка» (Ковровский район, д. Репники), в котором были задействованы активисты музея – члены городского детского лидерского объединения «Товарищ». Используя съёмные стенды, мультимедийные материалы школьного музея, архивные материалы лагеря, творческая группа под руководством заместителя директора ДОЛ «Березка» по воспитательной работе Бариновой Е.Г. подготовила и провела интерактивную экскурсию по территории лагеря для ветеранов, гостей и членов городской администрации. В течении всех 4-х смен юбилейного лета работала «Школа юного экскурсовода», подготовленными экскурсоводами проводились тематические экскурсии для отдыхающих детей и их родителей.
В осенние каникулы на базе школьного музея была организована профильная краеведческая смена. Кроме традиционных экскурсий по экспозиции школьного музея, для участников профильной смены из других школ города учителями – предметниками и старшеклассниками –активистами музея совместно с работниками музеев города и библиотеки семейного чтения были проведены мастер классы, игровые программы, экскурсии, конкурсы краеведческой направленности. В течение всей смены учащиеся занимались поиском и исследованием материалов о Городах воинской славы России, положив начало работы над новым проектом музея.
Активистам Совета музея удалось установить интернет - связь с учащимися и руководителем школьного музея Павловым А.А. из ГБОУ СОШ № 429 Города воинской славы Ломоносов, узнать новые факты о жизни и деятельности Дегтярёва В.А., проходившего воинскую службу в гарнизоне города Ораниенбаум - ныне Ломоносов, увидеть улицу и школу его имени, рассказать о его жизни и деятельности в нашем городе.
В июле 2013 года руководитель школьного музея Баринова Е.Г. поделилась опытом работы школьного музея с участниками III Международного педагогического форума в г.Санкт – Петербурге в формате «Открытый микрофон» -«Нам есть чем гордиться».
Результатом поездки зам. директора по ВР Соловьёвой Е.В.. и руководителя музея Бариновой Е.Г. для участия в очном этапе конкурса воспитательных систем в городах Северной Осетии Владикавказе и Беслане стала дружеская связь с коллективом учителей и учащихся школы №1 г. Беслана, подвергшейся в 2004 году нападению террористов.
Активисты нашего музея, используя фото и видеоматериалы, предоставленные руководителем музея Бесланской школы, организовали мероприятия по ознакомлению с подробностями случившегося для младшего и среднего возраста, подготовили материалы по истории Города воинской славы Владикавказа. Кроме того, в ходе конкурса были проведены открытые мероприятия для конкурсантов, педагогов и учащихся Бесланской школы – мастер-класс «Моделирование воспитательной системы на основе основополагающих ценностей» и открытое занятие для учеников 7 класса «Заочное путешествие в Город воинской славы Ковров».
Девиз всей нашей деятельности - «Взять из прошлого огонь, а не пепел»- выбран Советом музея не случайно. Для учащихся, принимающих активное участие в работе Совета, наш музей - не просто склад старых, не нужных современному человеку вещей. Музей для них – это центр общения единомышленников, где сохраняется историческая память нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"
В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...
«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....
Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....
Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...