"Моя Земля - мое Отечество".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок музыки 5 класс, Цель - расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moya_zemlya.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: « Моя земля – мое отечество».
Цель: расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи. Развитие способностей нравственного осмысления искусства и окружающего мира.
Задачи:
- Формирование целостного представления о неразрывной связи различных видов искусства.
- Усвоение языка музыкального искусства, его специфики по сравнению с литературой и живописью.
- Углубить восприятие понятий « виды искусства».
- Дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего.
Формирование знаний, умений, навыков:
- Развитие творческой фантазии.
- Навыки иллюстрации литературного, живописного произведения.
- Навыки музыкально-хорового исполнительства.
- Умение содержательной ориентации в понятиях.
- Навыки графического моделирования музыки.
Оборудование:
- Музыкальный центр.
- Портреты М.П.Мусоргского, И.Е.Репина.
- Комплект графических линий.
- Иллюстрации к песенному материалу.
- Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» (вступление к опере «Хованщина»); «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
- Песенный материал: В.Казенин «Песенка братьев».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Звучит фрагмент произведения «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Учитель читает строки:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину –
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Объяснение цели урока.
Ребята, вы услышали музыку, какие чувства она у вас вызвала?
Какие события в жизни человека может отражать эта музыка?
Учитель: Вы услышали фрагмент произведения М.П.Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы).
Эпиграфом сегодняшнего урока будут следующие слова:
« Жизнь коротка – искусство долговечно».
Сегодня на уроке мы попробуем определить то, с помощью чего произведения искусства, созданные много-много лет назад, восхищают и волнуют нас также как тех, кто жил во времена их создания.
2. Закрепление пройденного материала.
Красота дана человеку для того, чтобы он мог созерцать ее, сопереживать, ощущать ее своей душой, а затем воплощать в своих творениях: через цвет краски – в живописи, через звук и интонации – в музыке, через осмысленное художественное слово – в литературе.
Музыка Литература Живопись
Круг вопросов:
Что объединяет эти искусства?
(виды искусства, творчество человека, красота и т.д.)
Чем они отличаются друг от друга?
(произведениями, средствами выразительности, создателями и т.д.)
Одобрение учителем правильных ответов, помощь в развитии мыслей учащихся.
- Знакомство с новым материалом.
Учитель:
Каждое соприкосновение с музыкой, литературой, живописью делает нас духовно богаче, добрее. Только человек наделен уникальным даром чувствовать прекрасное.
Кто-то находит гармонию в любви, кто-то в природе, а кто-то в верной и преданной дружбе.
Сегодня, мне хочется особо выделить дружбу Мусоргского с художником Репиным.
М.П.Мусоргский – один из самых самобытных композиторов музыкального союза «Могучая кучка». Это был человек поражающий своей смелостью и жизненностью.
И.Е.Репин также отличался неисчерпаемым интересом к жизни, широтой охвата русской действительности, неизменной искренностью художника. Творчество Репина одно из самых значительных и важных явлений русской художественной культуры 19 столетия.
Репин и Мусоргский были единомышленниками в искусстве, цель у них была одна – правдивое изображение жизни во всем ее многообразии. Репин был дружен со многими композиторами, слушал их музыку в авторском исполнении, написал портреты многих из них. Особые дружеские узы соединяли его с М.П.Мусоргским.
Он написал и последний прижизненный портрет своего друга.
(Показ портрета).
За несколько дней до смерти был написан этот портрет. Репин тяжело и горько переживал эту утрату.
В светоносности портрета, в особенной бережности живописи, в выразительности большой фигуры, в открытости и мягкости лица, в доверчивом наклоне головы Мусоргского Репин передает свое представление о внутреннем облике композитора, раскрывая широту его натуры, сердечную чистоту и душевную хрупкость ранимость. Но особенно выразительны глаза. В их мягком сиянии ведется ясный ум, мощь творческой личности, глубокая печаль и словно недоуменный вопрос, обращенный к жизни, которую так любил Мусоргский и которой так щедро отдавал свой талант.
Последние годы жизни для Мусоргского были очень тяжелыми. Он бедствовал, тяжело болел. Но не работать не мог, и создает свое второе монументальное произведение – оперу «Хованщина», на историческую тему.
Место действия – Москва, время – 1682год.
Это время начала царствования Петра 1.
Что вы знаете об этом царе?
(Задумал уничтожить в стране старые обычаи, привычки старой, темной Руси, распространить культуру, свет знаний, науки и искусства).
Кто из вас был в Москве?
Какие впечатления у вас от этого города?
Сегодня мы тоже посетим Москву, но не современную, а Москву –
1682 года.
- Слушание и восприятие музыки.
Мы сегодня обращаемся к фрагменту этой оперы.
М.П.Мусоргский « Вступление к опере «Хованщина».
«Рассвет на Москве-реке».
(на фоне музыки)
М.Ю.Лермонтов.
… Над Москвой великой, златоглавой,
Над стеной кремлевской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Заря алая поднимается.
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Круг вопросов:
Какое настроение, чувства пробуждает в вас прозвучавшая музыка?
Что кроме природного рассвета хотел показать композитор?
Какие средства выразительности использовал композитор?
(Мелодия – как народная песня, постепенно разворачивается, «светлеет», ее сопровождают глухие, отдаленные звуки колоколов, возвещая о наступлении утра).
Какими красками можно показать эту музыку?
Графическое моделирование.
Послушайте вступление и изобразите его такими линиями, которыми вам хотелось его показать. Вы можете показать цветными линиями.
Повторное слушание. Графическое моделирование. Создание графической конструкции.
Учитель вывешивает изображения на доску.
Вывод:
Графическое моделирование показывает основные элементы выразительности и изобразительности, т.е. интонации.
Интонация является основой любого произведения, в том числе в литературе и живописи.
- Знакомство с песенным материалом. Разучивание и исполнение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что было сначала СЛОВО или МУЗЫКА?
« Там, где кончается Слово, начинается Музыка» (Эрнст Теодор Амадей Гофман).
В каком жанре объединяются Слово и Музыка? Конечно, это песня.
А теперь я предлагаю вам послушать песню, и помочь в ее исполнении.
В.Казенин «Песенка братьев».
Основные задачи:
- сформировать целостное восприятие музыки и слов;
- эмоциональный настрой;
- развитие ритмических способностей;
- вокально-хоровые навыки.
(На доске рисунки к песне).
- Итог урока.
Давайте вновь обратимся к тем понятиям, с которых начали урок.
Музыка, литература, живопись - искусства отражают жизнь человека в чем? С помощью чего?
Какие средства выразительности характерны для русской музыки?
Какими выразительными средствами обладает музыкальная живопись?
Заканчивая урок, я прочитаю вам строки стихотворения К.Ваншенкина «Художники».
Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы –
Одни довольно быстро скисли,
Другие право молодцы.
На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне…
Но что бы там не говорили,
Мы с вами родственны вполне.
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй, или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы –
Одни довольно быстро скисли,
Другие право молодцы.
На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне…
Но что бы там не говорили,
Мы с вами родственны вполне.
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй, или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
… Над Москвой великой, златоглавой,
Над стеной кремлевской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Заря алая поднимается.
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».
Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....
"Русская земля-Отечество героев" (сценарий классного часа)
Классный час "Русская земля-отечество героев"...
классный час «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»
Чем дальше от нас исторические важные даты, тем больше мы должны напоминать подрастающему поколению о их значимости. Если они будут гордиться своей семьёй, страной, городом, если они знают какой...
Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".
Цели: 1. Расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне....
Презентация " Моя Земля - мое отечество"
Презентация к уроку музыки. Раскрывает взаимосвязь различных видов искусств: мухыки, литературы. живописи....
Сценарий муниципальной краеведческой конференции "Моя Земля, моё Отечество"
Любовь к Родине – важнейшее чувство для человека. Это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, родник, с которого все начинается. Вот почему сегодня мы будем говорить...
Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Моя земля, моё отечество»
Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение выражений «памятник культуры&raqu...